29 марта 2024, пятница, 03:29
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 мая 2005, 13:08

Вопрос недели: "Звездные войны"

В разделе "Прагматика культуры" на Полит.ру открылась рубрика "Вопрос недели".

В этой рубрике мы публикуем мнения различных экспертов, посвященные наиболее важным событиям и явлениям в области современной культуры.

Вы также можете принять участие в обсуждении и ответить на вопрос недели. Для этого нужно кликнуть  слово "Обсудить"  в конце текста. Лучшие ответы читателей будут публиковаться на сайте.

Рубрику ведет Юлия Идлис.

Итак: "ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ" - ИСКУССТВО ИЛИ РЫНОЧНЫЙ ПРОДУКТ?

27 мая, пятница.

Валерий Кичин, кинообозреватель.

- Несомненно, «Звездные войны» - рыночный продукт и произведение искусства одновременно. Это рыночный продукт, потому что он рассчитан на широкие зрительские массы, на огромные доходы, на ажиотаж у публики и оживление в кинокритике.

Это рыночный продукт, потому что фильм был задуман как некий культурный феномен и таковым оказался: он стал культовым для многих поколений зрителей. Джорджу Лукасу удалось создать целую мифологию XX века, которая вызывает массу культурных ассоциаций и, конечно же, может быть воспринята только как явление рынка.

Это, несомненно, и произведение искусства, причем очень высокого искусства. Лукас – человек редчайшей фантазии. Ему, буквально как Джонатану Свифту, удалось создать целостные миры, в которые зритель поверил сразу и навсегда. Эти миры бескрайни, огромны и населены совершенно невообразимыми существами. Создать такие миры мог только очень большой художник.

Картина уже вызвала множество подражаний и стала своего рода краеугольным камнем, точкой отсчета для всей массовой кинокультуры второй половины XX века. Наконец, Лукас придумал доселе невиданный способ сюжетосложения, начав свой рассказ с середины, а затем вернувшись к началу и замкнув этот странный круг на совершенно новом технологическом уровне. 

Неприятие фильма многими критиками, мне кажется, связано с эффектом времени, с их ностальгическими воспоминаниями о предыдущих сериях. Картина «Месть ситхов», несомненно, в чем-то уступает Эпизоду IV, с которого все начиналось, но во многом его и превосходит. Мы привыкли к достоинствам четвертого эпизода, который стал уже классикой жанра, и ревниво сравниваем их с последней, третьей серией. И, не находя их там, ворчим.

Но я думаю, что теперь, когда круг замкнулся, новые поколения будут смотреть этот фильм уже от начала к концу совершенно новыми глазами.

26 мая, четверг.

Юрий Гладильщиков, кинокритик.

- Это, безусловно, рыночный продукт – процентов так на 150. Понятно, что «Звездные войны» изменили всю систему современного кинопроизводства. Именно после этого фильма кинематограф стал тем, чем он является сегодня: конвейерным рыночным производством. Более того, именно благодаря «Звездным войнам» такой кинематограф нашел свою целевую аудиторию: если раньше публика в кино была молодая - 35-40 лет, - то после «Звездных войн» аудиторией кинотеатров стали подростки.

Другое дело, что этот фильм, конечно, и произведение искусства тоже, особенно в первых трех частях, - такой попсовый буддизм. Именно с них началась тенденция, когда американцы стали придумывать себе большую европейскую историю – есть у них такой комплекс. А чтобы эта история получилась правдивой, они забрасывают ее в будущее. Понятно же, что герои «Звездных войн» - это такие бравые «хорошие» американцы.

Кроме того, «Звездные войны» задали моду на альтернативные библии, которая в литературе существовала уже давно – например, тот же «Властелин колец» или «Хроники Нарнии», а в кинематограф пришла уже именно после «Звездных войн». И эта мода потом продолжилась в экранизации эпопей Толкиена, и в «Гарри Поттере», и в «Матрице», и даже в «Терминаторе».

25 мая, среда.

Кирилл Разлогов, киновед и культуролог.

- Вопрос поставлен неграмотно, потому что каждое произведение игрового кино есть одновременно и рыночный продукт, и произведение искусства. Это относится вообще к любому фильму, который идет в кинотеатрах. Другое дело, что любой фильм в широком прокате может оказаться плохим произведением или неудачным рыночным продуктом.

А «Звездные войны» - это выдающееся произведение киноискусства и выдающийся рыночный продукт. Естественно, любое выдающееся произведение нарушает чьи-то представления о том, что должно быть правильным. Поэтому что какая-нибудь картина Феллини, что «Звездные войны» - каждое выдающееся произведение вызывает бурные реакции, как отрицательные, так и положительные.

«Звездные войны» - не первый фильм в жанре кинофантастики: этот жанр открыл еще Жорж Мельес, выпустив в 1902 году «Путешествие на Луну». А «Звездные войны» открыли жанр детско-подросткового космического боевика, в котором, кстати, работает Сергей Лукьяненко.

В принципе, и для рынка, и для киноискусства будет хорошо, если появится больше «Звездных войн» - хороших и разных. Но при условии, что они действительно будут хорошими и разными. А вот если они будут плохими и однообразными – это будет плохо и для искусства, и для рынка.

24 мая, вторник.

Сергей Лукьяненко, писатель.

- Я не думаю, что существует хорошее искусство, которое не имеет рыночной стоимости, поскольку искусство востребовано всегда. «Звездные войны» - это фильм, который создал определенный стандарт в жанре кинофантастики, и поэтому он совершенно заслуженно пожинает свой рыночный успех.

Понятно, что сейчас можно снять массу фильмов такого же плана, которые не выдержат никакой критики и будут смотреться смешно. А «Звездные войны» - первопроходец в этом жанре, и как первопроходцу ему многое простительно.

Конечно, если сравнивать, например, новые «Звездные войны» со старыми, можно говорить, что несколько ушла актерская игра, на первый план вышли спецэффекты. Но, если честно, в старых сериях только Харрисон Форд может претендовать на роль хорошего актера, а все остальные персонажи работают вполне в рамках клише. И потом, все эпизоды «Звездных войн» - фильмы Лукаса, им сертифицированные и одобренные, и значит, он снял эту сказку именно такой, какой хотел ее видеть.

Жанр космической оперы всегда был в той или иной мере популярен, и область, очерченная «Звездными войнами», достаточно велика, чтобы в ней процветало множество сюжетов. Ведь написаны десятки книг, которые описывают события, не вошедшие в фильм; есть мультфильмы, компьютерные игры по мотивам «Звездных войн». Это путь продуктивный хотя бы потому, что создана некая новая мифология, в рамках которой появляются новые и новые вещи.

23 мая, понедельник.

Андрей Кончаловский, режиссер.

- Конечно, это рыночный продукт. Они изменили суть кинематографа в том смысле, что это был первый абстрактный продукт, абсолютно лишенный национальности, как и все рыночные продукты. "Звезные войны" создали поколение зрителей, которые уже не знают ни Феллини, ни Бергмана ни Куросавы - да вообще ничего не знают, кроме Макдональдса.

Нельзя сказать, что это тупиковый или не тупиковый путь для кинематографа. Человечество развивается естественным образом, идет по пути глобализации - и дегуманизации. И культура - вместе с ним.

Баланс между высоким искусством и рынком невозможно установить: он устанавливается сам собой. Рынок устанавливает правила, по которым художники вынуждены играть. Ведь "Звездные войны" ничего не рассказывают, хотя там вроде как бы есть история. Вы почитайте английскую критику об этом фильме: там говорится, что это пустейшее и примитивнейшее кино. А финансовый успех "Звездных войн" только подтверждает тот факт, что на рынке важно не качество товара, а качество рекламы и раскрутки.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.