29 марта 2024, пятница, 03:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 мая 2005, 10:54

Кому нужна классическая музыка?

На сайте РБК в разделе «Минирейтинги» опубликованы данные исследования, сделанного по заказу журнала «Профиль» в феврале этого года. Исследование посвящено тому, какие музыкальные направления наиболее популярны среди россиян старше 16-ти лет.

Лидером рейтинга оказалась, как ни странно, советская эстрада 1960-1980х годов (47,2% жителей России предпочитают именно ее). Дальше следует музыка из кинофильмов (42,2%), современная роcсийская поп-музыка (39,5%), западная «попса» (34,5%), русский шансон (31,7%) и бардовская песня (30%). Классическая музыка уступает всем перечисленным направлениям (всего 29,7%), но обгоняет русский фольклор (28,8%), отечественный рок (22%), западный рок (19,6%), джаз (19%) и даже электронную музыку (14,6%).

1
Казалось бы, классика занимает прочное положение в середине списка: конечно, отставание от русского шансона прискорбно, но зато она пользуется большей популярностью, чем модная в последнее время электронная музыка и даже джаз – еще один вид музыки «для умных».

И все же реальность, которая стоит за этими цифрами, скорее, удручающая. В современной культуре классическая музыка существует в некотором гетто - прежде всего, информационном.

Проще говоря, рядовому потребителю, недавно вышедшему из подросткового возраста, просто неоткуда узнать о том, что происходит в мире классической музыки, если он не студент Государственной Филармонии и не сидит в библиотеке.

Как разобраться в том, чем одно концертное исполнение лучше другого? Как понять, каких композиторов нужно слушать в первую очередь, а каких можно отложить до лучших времен? Когда речь идет о современной музыке, все просто: есть отлаженная система чартов, рейтингов, топ-десяток, двадцаток и т.д., в которых выстраивается некая вкусовая вертикаль – разумеется, субъективная, но дающая хотя бы некоторое представление об иерархии в мире современной музыки.

В мире классической музыки чартов и горячих десяток нет. Более того, в Сети большие информационные ресурсы, посвященные классике, статичны, редко обновляются и не слишком успешны как Интернет-проекты. Печальным примером тому служит опыт «Московского Музыкального Вестника», который закрылся еще в 2002 году.

С 1997 года «Вестник» был одним из первых и наиболее крупных порталов, посвященных академической музыке, и к нему прилагался бумажный Бюллетень академических концертов в Москве. Бюллетень больше не выходит, но сайт до сих пор жив, однако последнее обновление на нем датировано 2002 годом: это последнее письмо главного редактора портала Бориса Лифановского. «ММВ исчерпал себя в том виде, в котором он существовал все эти годы, - пишет Лифановский. – Переводить сайт на коммерческие рельсы вряд ли имеет смысл. Поэтому… ММВ перестал существовать как ‘живой’ проект».

Другой пример – программа «Оркестровая яма», которая три сезона успешно шла на канале Культура, получила в 2003 году ТЭФИ как лучшая музыкальная телепрограмма, а потом вдруг исчезла из эфира. Историю с таинственным исчезновением комментирует автор и ведущий «Оркестровой ямы» Артем Варгафтик:

«Сейчас программа находится в подвешенном состоянии: у меня нет никаких сведений ни о ее продолжении, ни о ее закрытии. Канал заказал нам определенное количество выпусков, мы их сделали. 17-го февраля продюсер канала сообщил, что мы весь объем заказа выполнили. Все мои дальнейшие попытки выяснить у руководства канала, нужны ли еще мои услуги (если да, то я всячески готов работать, а если нет, то хотелось бы об этом знать), не увенчались успехом».

При этом сам формат разговорной программы о серьезной академической музыке далеко не исчерпал себя. «Как ведущий могу сказать, что и творческая группа, и наши собеседники и оппоненты только вошли во вкус, - утверждает Варгафтик. – Но, по всей видимости, канал просто не готов к продолжению этого проекта. Может быть, это связано с тем, что серьезный разговор о классической музыке не очень нужен. А превращать этот разговор в театрально-ресторанное действо с улыбками и взаимным восхищением нельзя, потому что предмет не позволяет. Мы не можем каждую неделю воспроизводить «Голубой огонек». Ведь если говорить о реальной жизни классической музыки, то там поводов для «голубого огонька» очень мало».

2
Итого, мы получаем разрыв между «серьезным искусством», которое «так высоко, что его и не видать», и «попсой», слушать которую вроде бы стыдно. У классической музыки есть аура «истинной культуры», не позволяющая людям относиться к ней как к предмету потребления, который можно использовать в повседневной жизни и на котором можно зарабатывать деньги. Поэтому существует «портативная музыка» - в Интернете, в собраниях MP3, по радио в машине – и классическая музыка, за которой до сих пор надо идти в Консерваторию.

Классика, как и любое современное музыкальное направление (будь то трип-хоп, фанк или нойз), – это закрытое сообщество ценителей и знатоков. Но, в отличие от предмета всех остальных музыкальных сообществ, классическая музыка считается общезначимой: ничего не знать о классике – дурной тон. От нее нельзя отмахнуться – мол, не нравится мне этот ваш Бах, сплошное «тыц-тыц».

Поэтому время от времени за популяризацию классики принимаются самые разные структуры. Суть всех этих разнородных попыток – как-то вписать классическую музыку в современную культуру: надо же что-то делать с мировым интеллектуальным наследием.

Например, несколько лет назад половина мобильных телефонов Ericsson звенела «Полетом валькирии» из оперы Вагнера. Прохожие стали узнавать Моцарта и Баха в «мобильных аранжировках», а самые продвинутые могут скачать из Интернета звонок с мелодией Чайковского.

Развлекательные радиостанции тоже вписывают по мере сил классическую музыку в ландшафт современной популярной культуры. «Радио 7 На Семи Холмах» завершает каждый час эфира классическим произведением – правда, у радиослушателей почти нет шансов услышать «продвинутую» академическую музыку: вместо этого им предлагают темы из оперы «Кармен» и тому подобные классические «хиты».

На фоне этих попыток интересный проект получился у «Радио Классика», в эфире которого иногда звучат классические произведения в современных аранжировках. Радиостанция получила право вещания на частоте FM, обойдя 23 конкурента; это признак довольно широкой популярности. 

Директор программ «Радио Классика» Петр Разуваев считает, что проблема не в музыке, а в аудитории. «В течение многих лет, к месту и не к месту, классическая музыка лилась из хрипящих репродукторов по всей стране. Солдат и курсантов организованно водили в концертные залы. Билеты в Филармонию давали в нагрузку к билетам в Мюзик-холл, - говорит он. – Закончилось это вполне предсказуемо: для большинства соотечественников классическая музыка стала олицетворением того, чего им точно не нужно».

Поэтому становление классической музыки как модного бренда может состояться, если переориентировать слушателя. Другими словами, с помощью «ухищрений» вроде современных аранжировок можно помочь людям внимательнее прислушаться к музыкальной классике. «Новый формат классической музыки – это принцип, по которому мы знакомим нашего слушателя с классикой, - говорит Разуваев. – И отнюдь не классическая музыка нуждается в этих ухищрениях; увы, в них нуждаемся мы с вами».

При этом «ухищрения» касаются не только особого подбора классических произведений, не только современных аранжировок, но и изобразительности, зрелищности. Классическая музыка в чистом виде – одно из немногих искусств в современной культуре, на которое неинтересно смотреть. Даже Ванесса Мэй, играя скрипичный концерт Чайковского, пританцовывает, бегает по сцене, размахивает скрипкой и вообще ведет себя как заблудившаяся солистка рок-группы на концерте. А на «Радио Классика» есть проект MULT-классика: это серия мультипликационных клипов на произведения Чайковского («Времена года»), Штрауса («Летучая мышь») и Шуберта («Прекрасная мельничиха»).

Все это создает иллюзию интерактивности, столь дорогой сердцу потребителя современной культуры. Под такую классику можно подтанцовывать и подпевать – то есть участвовать в процессе. Современная культура развивается по принципу «сделай сам» или хотя бы «делай как я». А кто может похвастаться тем, что может «сделать как Шостакович»?

Классическая музыка в ее академическом исполнении требует от слушателя особенного интеллектуального усилия. Как сказал в одном из интервью Артем Варгафтик, «нужно исследовать ее внимательно и небрезгливо». Другими словами, потребителем классической музыки не рождаются, а становятся: в нее надо войти, научиться ее слушать; на это уходит довольно много времени. Поэтому у многих людей, живущих в ритме трип-хопа, возникает вопрос: не слишком ли это большая роскошь – потратить годы на то, чтобы научиться слушать Бетховена, который умер бог знает сколько лет назад?

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.