28 марта 2024, четверг, 20:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

04 апреля 2005, 15:28

Полемика о музыке в сети

Начиная с сегодняшнего дня раздел "Прагматика культуры" на "Полит.ру"  будет выносить на обсуждение  экспертов и читателей самые важные новости из области экономики культуры. Сегодня в центре нашего внимания - новость о разбирательстве, которое началось в американском высшем суде по судебному иску к двум компаниям - Грокстер и СтримКаст Нетворк, занимающимся сервисом обмена файлами (так называемая технология P2P) по сетям интернета. Иск был подан гигантом шоу-бизнеса студией MGM.

Решение по этому делу даст основания для новых разбирательств вокруг авторских прав применительно к случаям бесплатного распространения музыки в интернете. Предыстория этого разбирательства также весьма показательна.

В 1984 высший суд оправдал кампанию "Sony", признав, что технология видеозаписи никак не нарушает авторские права производителей и служит исключительно для частных целей. Это решение стимулировало невероятный технологический бум, который пережила индустрия видео-плееров. Аргумент, что обвинительное решение по делу о возможностях бесплатного распространения мультимедиа-ресурсов через интернет, может остановить развитие этого сегмента интернета, активно приводится представителями Грокстера и других компаний.

Далеко не все музыканты, как можно было бы предположить, осуждают эту технологию. Более 20 музыкантов, включая Heart, Chuck D, DJ Spooky и Brian Eno (занимающие анти-мейнстримовскую позицию), поддержаивают своим обращением к суду технологию. Их аргументы сводятся к тому, что она дает возможность привлечения новых слушателей.
Высший суд должен будет вынести свой приговор в июне, однако аналитики сходятся на мнении, что процесс из-за своей сложности и принципиальности может закончиться обсуждениями в американском конгрессе.

Мы предложили прокомментировать эту новость двум экспертам, связанным с существованием музыки в сети. Первый из них – Василий Шумов, известный рок-исполнитель, лидер группы «Центр». С 1990 года живет в Америке.  В 1998 году Шумов создал сайт www.centromania.com, на котором выкладываются все созданные им новые записи, а также старые альбомы «Центра». Новый альбом Шумова - «Регион 5» - также был целиком выложен на сайте в свободном доступе.

Василий Шумов: «Все эти беспрерывные судебные разбирательства последних лет по поводу обмена аудио и видео файлами инициируются крупными межнациональными корпорациями, боящимися потерять монополию и финансовый контроль над аудио и видео продукцией. Все это сопровождается тактикой запугивания, манипуляций и вранья. Нанимаются высоко оплачиваемые адвокаты и судебные иски рассылаются по всему свету.

Главная причина этой агонии состоит в том, что с развитием технологии многие профессии и бизнесы упразднились. Например, не так давно чтобы позвонить из Москвы в другой город или страну надо было сначала связываться с телефонисткой по номеру 07. Вы были полностью в руках этой системы 07, которая также могла вклиниться в ваш разговор с напоминанием о близком конце связи или просто вас разъединить. Про этот 07 и телефонисток было сложено немало песен. Никому теперь не приходит в голову, что сервис 07 будет постоянно подавать в суд и требовать сохранения системы междугородных звонков только через телефонисток и что это в первую очередь для охраны прав самих звонящих.

Все эти MGM, RIAA (Recording Industry Association of America),  и прочие с ними оставшиеся за бортом прогресса  воротилы шоу-бизнеса превратились в этот устарелый телефонный сервис 07, который никому не нужен и никто особо не сокрушается, что не надо больше упрашивать телефонистку для звонка в другой город или страну. Но уходить с пышных хлебов никто просто так не собирается. Слишком долго стриглись жирные купоны.

Суды по поводу обмена файлами P2P будут продолжаться до тех пор, пока система правосудия и политиканы обслуживают интересы крупных корпораций. Все это напоминает попытки засовывания выдавленной зубной пасты обратно в тюбик. Сколько не старайся...

Для примера того, как делятся доходы в современном музыкальном бизнесе, рекомендую детальную статью известного музыкального продюсера Стива Албини [русский перевод]. Это для тех, кто не знает, как музыкальный бизнес беспардонно эксплуатирует и наживается на музыкантах. То же самое можно отнести к другим представителям  творческих профессий, которые эксплуатируются корпорациями и мизерно оплачиваются в самую последнюю очередь».

Второй эксперт - Алексей Кондрин, директор Авторского общества "Независимый Фонографический Альянс" (сотрудничает с крупнейшими звукозаписывающими компаниями и правообладателями - продюсерский центр Игоря Матвиенко, «Реал Рекордс» и др.)

Алексей Кондрин: «У киноиндустрии США достаточно хорошие шансы выиграть процесс, поскольку на ее стороне выступают представители мировой индустрии развлечений и целый ряд судебных прецедентов. В частности, решение по аналогичному делу против Napster’a . Кстати, представители Napster’a подписали письмо в Верховный Суд США в поддержку требований осудить производителей P2P-технологий в пользу киноиндустрии США!

Что касается мировой судебной практики по аналогичным делам, то достаточно ознакомиться с решением суда австралийского суда по делу против Kazaa и решением Бельгийского суда по делу SABAM (Бельгийское общество авторов, композиторов и музыкальных издателей) против Интернет-провайдера TISCALI. А также ряд судебных процессов в Швеции и Норвегии. Суды везде принимали сторону правообладателей. Что касается России,  то такие иски были бы актуальны, если бы российские правообладатели были бы также организованы, как их американские и австралийские коллеги. И правоприменительная практика в России была бы аналогичной. К сожалению ни того, ни другого у нас пока нет.

Относительно законодательства, действующего в подобных ситуациях, то в России оно уже есть. Хотя остается много «пробелов». Для того, чтобы защищать права музыкантов в Интернете, мы, в первую очередь, самым тесным образом сотрудничаем с легальными контент-провайдерами и операторами сотовой связи. Защищая авторские права на ринг-тоны, например, мы используем те же самые методы, что и наши западные коллеги: способствуем закрытия нелегальных сайтов, отключению недобросовестных контент-провайдеров от услуг операторов сотовой связи».

Чтобы оставить свой комментарий, необходимо кликнуть "Обсудить". 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.