В далеком прошлом – журналистка, в недавнем – владелица мебельного салона «Галерея О», в настоящем - обитательница одного из особняков на Рублевском шоссе и писательница. В туманном будущем – исполнительница главной роли фильма, снятого по ее роману «Casual», который продюсер «Бумера» Сергей Члиянц приобрел еще в рукописи.
Спокойный и уверенный пиар, проведенный многоопытным «Росмэном» — билборды в метро, несколько выступлений Оксаны на радио («Эхо Москвы», «Маяк»,екатеринбургский «Город»), сюжет по НТВ, интервью в журналах и газетах — сделал свое дело. Судя по рейтингу самого крупного книжного московского магазина, на сегодняшний день Робски продается лучше Акунина. Понятно, что издатели не только спрогнозировали, но и срежиссировали успех – иначе они просто не рискнули бы выпустить книжку никому не известной писательницы тиражом в 30 000 экземпляров.
Потягивая коктейль «махито», дамы бальзаковского возраста обсуждают идиотов-водителей и воровок-домработниц; их неторопливые беседы разворачиваются на фоне изысканных интерьеров модных салонов, самых дорогих ресторанов, ночных стриптиз-клубов, стильно обставленных офисов. Кокаин-героин в умеренных дозах, операция любимой собачке во Флориде (в европейских собачьих клиниках крепят колесики к лапам, что неудобно), путешествия в Куршавель, Сент-Моритц, на Мальдивы и Сейшелы, разборки с уходящими и изменяющими мужьями, мускулистые жиголо, олигарх для оживления интерьера – иными словами, casual – как заботливо перевели издатели, «повседневное».
Повседневность любого меньшинства, независимо от его социального статуса – всегда привлекательна для непосвященных, так что даже если бы книга не обладала столь очевидными литературными достоинствами, все равно нашлось бы немало охотников насладиться «скромным обаянием российской буржуазии». Впрочем, и эта полуцитата, украшающая обложку – обманный рекламный ход. Ничего общего с буржуазией у героев Робски нет и быть не может, хотя бы потому что буржуазии в России не существует. Герои «Casual» не буржуа, это просто очень богатые люди, за спиной половины из них - криминальное прошлое, за спиной большинства – нищее советское детство. И все же сведения из их жизни вполне можно почерпнуть из модных глянцевых журналов, и массовой литературной продукции – триллеров, детективов. Дразнящая неожиданность романа Робски не в этнографических откровениях, но в новом ощущении жизни, которое автор передает точно и четко.
Что это за ощущение, подсказывает ироничный дизайн книги: на обложке кукольный домик, в который взрослая рука ставит игрушечный стульчик. Каждая новая глава также сопровождается картинкой – фотографиями игрушечного туалета, пылесоса, весов, сапожек, креслица и камина и прочими аксессуарами домика для Барби… Ужели слово найдено? Барби.
Жизнь главной героини оставляет странное ощущение кукольности. Несмотря на то, что ее жизненный опыт вмещает и путь с московских окраин на Рублевку, и замужество, и рождение дочери, и вдовство, и собственный бизнес. Она независима, иронична, очаровательна и… холодна, как лед. Как классическая героиня светских хроник. Как стройная инопланетянка с планеты фитнесс, планеты фэншуй, планеты стиля ОК (на обложке имя автора напечатано - ОКсана). Весь мир для нее – объект игры или инвестиций, что в данном случае одно и то же. Героиня бестрепетно заказывает убийство человека, которого считает убийцей своего мужа – заказ исполнен, но внезапно выясняется, что убит не виновный. Виновного героиня хочет убить сама, но ее опережают другие.
Убийство, реальное и потенциальное, приносит героине лишь несколько неприятных минут, не более. Никакой лишней рефлексии, никакой экзальтации от Родиона Раскольникова. В уютном домике Барби не существует преступления и наказания - здесь другие правила, иные законы. Куклы любят менять туалет, сумочки, прическу, сервизы, мебель, поклонников... Характерная деталь: чтобы утешить дочку, героиня покупает девочке коллекционный фарфоровый сервиз для Барби, который стоит ненамного меньше мейсоновского. Сама же мама мечтает о «большом белом доме, продуваемом южными ветрами, и о смуглом юноше в чалме», который будет почтительно носить за ней раскладной стульчик.
В соответствии с законами кукольного мира в финале романа героине является прекрасный Кен, он же небедный предприниматель Костя. Последняя глава состоит всего из одной фразы: «Костя согласился финансировать этот проект. И все остальные проекты в моей жизни тоже». Барби, как всегда повезло. Кен не только профинансирует все ее проекты, но наверняка подарит ей и чудесное свадебное платье от кутюр, и машинку, и, конечно же, белый домик, а раскладной стульчик на радостях поносит сам.
Оксана Робски. Casual. Повседневное. М.: РОСМЭН, Кинокомпания «КВИД», ЗАО «Пигмалион Продакшн», 2005. Тираж 30 000. Цена 170 рублей.