28 марта 2024, четверг, 15:22
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

31 марта 2011, 09:43

«Я себя считаю дополнительным средством массовой информации»

В последнее время Заслуженный артист России, лауреат Государственной премии питерец Алексей Девотченко сыграл главные роли в двух громких московских театральных премьерах: «Калигуле» Някрошюса и «Записках сумасшедшего» Гинкаса. После спектакля по повести Гоголя актёр, а по совместительству член Объединённого гражданского фронта, блоггер и участник Маршей несогласных, рассказал нам о том, что общего между миром гоголевского Поприщина и современными российскими реалиями. Интервью взял Илья Бер. 

Для вас это обращение к Поприщину – это первый опыт, или вы где-то с ним уже «общались»?

Первый.

Общее представление о тексте было?

Конечно, было. Я очень любил «Записки сумасшедшего» в детстве, читал и перечитывал.

Вчитывание в этот текст современного контекста – это целиком идея Камы Мироновича, или частично есть и ваши предложения?

Смотря какого.

Например, газетного.

Ну, это обоюдно произошло. Это случайно получилось. Он от меня добивался, чтобы я читал письма, как будто я не понимаю, о чём я читаю, и на одной из репетиций я прочитал вслух про какие-то акции «Газпрома». Так это и осталось. Это совершенно спонтанно произошло.

А остальные современные аллюзии: газетная мантия, постеры?

Это уже было придумано, потому что спектакль должен был выйти ещё год назад, в нём должен был играть другой артист (Сергей Маковецкий – И.Б.), но по разным причинам, творческим и другим, этого не произошло. Так что многое уже было - декорации, прочее. Но каких-то вещей там не было, кепки не было, беломорины в зубах... Там был сюртук, там была треуголка. Каждый артист – это отдельная песня, индивидуальности разные.

Как вам кажется, каков образ «маленького человека» Поприщина для самого Гоголя, он его скорее жалеет или презирает?

Не знаю, как там у Гоголя, но могу сказать, что в процессе создания спектакля мы всеми силами старались уйти от привычного образа «маленького человека», которым набили оскомину ещё со школьных времён. Какие там «маленькие люди»? Этот персонаж по имени Поприщин – это очень опасный персонаж. Дай ему волю... Собственно, все эти Поприщины и показали своё истинное лицо в 17-м году. Советская критика героизировала и Акакия Акакиевича, и Поприщина, и героя «Записок из подполья» Достоевского, хотя какая тут может быть героизация?! Это антигерои, как мне кажется. Как тут играть маленького человека? Плаксивым голосом что-то там вякать? Кому это надо? Маленькие люди – они очень страшные могут быть. В Германии и Австрии в конце 20-х годов тоже сидели такие «маленькие люди», затюканные, забитые, а потом что началось?  У нас сейчас то же происходит.

Поприщин говорит, что чиновные отцы такие честолюбцы, христопродавцы, готовые мать, отца и Бога продать за деньги, а он лучше, чем они. Это ему очевидно. Но ему при этом очень хочется быть, как они.

Теперь давайте перенесёмся в «сейчас» и пусть генералом, «государственным человеком - пробкой» будет, скажем, Сечин, а тем самым государем императором будет наш государь, который един в двух лицах. И дальше попробуем сравнить себя с Поприщиным, а свои ламентации в блогах в отношении власть имущих Матвиенко и Путина с записками Поприщина. Есть ли в этом только внешнее сходство? Как мы будем выглядеть в этой ситуации?

Это нормальный вопрос, он не только из ваших уст раздаётся. Мне иногда говорят: «А, вот, ты сам иди, стань губернатором Петербурга и убери город», - когда я поднимаю очередной хай, который, кстати, я и сегодня поднял. Но ведь, действительно, безумие. Сегодня телеканал «100ТВ» показал репортаж о том, что в Летнем саду строится какое-то кирпичное здание. В Летнем саду! За оградой, среди статуй, скульптур. Как это, что это за здание, кто его строит, ни директор Летнего сада, никто ничего не знает. Это какая должна быть неуправляемость - или, наоборот, управляемость этого идиотизма, маразма и подлости, чтобы всё это устраивать. Но сейчас не об этом.

Дело в том, что в этой ситуации мы являемся, ну, что ли, рупором, я не знаю. Я ни в коем случае не лезу в политику и не примеряю на себя платье Валентины Ивановны или костюм Владимира Владимировича, я не собираюсь лезть куда-то туда. Мне это не надо, у меня другая профессия, я этого не умею, я, действительно, не знаю, как. Но поскольку большинство народу молчит, а говорят почему-то артисты, почему-то говорят музыканты, говорит блоггер Навальный, ну, ещё те люди, которые и должны говорить, - профессиональная оппозиция, Каспаров, Немцов, они тоже говорят. Но простые граждане молчат. И я себя в сложившейся в стране и в моём родном Санкт-Петербурге ситуации считаю каким-то дополнительным средством массовой информации.

Ну, как молчат? Весь Интернет, блоги пестрят высказываниями. На любом форуме популярных интернет-СМИ есть ругань. Есть люди охранительной направленности, но на этих ресурсах гораздо больше тех, кто высказывается ещё гораздо жёстче, чем соответствующие издания. Потому что изданию нельзя, оно отвечает за свои слова, а простому человеку в комменнтариях, а тем более анонимному кажется, что ему всё можно. И высказываний очень много.

 Это понятно. Но, во-первых, я не анонимный высказывающийся, а во-вторых, какой-никакой, но я артист, которого знают люди и в Питере, и в Москве, и думаю, что мои какие-то вопли возмущения будут услышаны с большей долей вероятности, чем другого человека, который тоже пишет не менее критические вещи.

В таком случае страха у вас нет за эту «заметную» критику? Ведь в толпе протестующих каждое лицо в отдельности незримо, а у вас лицо знакомое, и по нему легко ударить.

Страх - как нормальная человеческая реакция, конечно, присутствует, причём страх не столько за себя, сколько за свою семью, свою жену, своего сына 13-летнего. Но всё равно это надо делать, надо говорить, нельзя молчать.

Как сын относится к вашей общественной активности?

Ему плевать. Он смотрит телевизор, хотя я ему запрещаю, причем смотрит всё подряд. Но это, наверное, возраст такой. Сидит с пультом и каждые пять секунд переключает канал. Причем все равно, что смотреть, лишь бы что-то там такое мельтешило, мелькало... хотя он и в компьютере разбирается.

Выходила ли вам уже боком эта активность, были ли какие-то угрозы или «сигналы» со стороны властей, что вашим поведением недовольны?

Ну, судя по тому, что в Петербурге последний год я оказался таким невостребованным артистом, может, это и сыграло свою роль. То, что было, кончилось, а нового ничего не появилось.  Так что, наверное, повлияло.

Но, вряд ли это могло напугать Додина?

Нет, что вы. Он, я думаю, единственный изо всех театральных деятелей нашего Петербурга, кто умеет соблюдать дистанцию и никогда не занимался, не занимается и не будет заниматься лизоблюдством, чем, к сожалению, грешат все остальные. Когда в день похорон шестилетнего мальчика, погибшего от упавшей с крыши глыбы льда, театральная общественность вручала Валентине Ивановне Матвиенко театральную премию имени Евгения Лебедева «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства», - это как надо опуститься, как надо потерять совесть... Это стыд и кощунство.

От среды количество лизоблюдства не зависит. Оно примерно одинаково распылено в любой среде, и, к сожалению, творческая среда или интеллигенция в этом смысле ничем не отличается.

В любом случае, это не относится к Додину. Я у него уже давно занят только в одном спектакле, «Короле Лире», который идет очень редко. Ближайший, например, будет в апреле, и я там играю.

В Москве к этому всему относятся как-то спокойнее. Но Москва в этом отношении всегда была более свободным городом, чем Питер. Тут людям плевать, что я думаю про Путина, Матвиенко, Шмутина...

Вот и у меня ощущение, что на уровень человеческого общения это пока еще не спускается. То есть зажима свободы слова в быту, как это было, скажем, при Брежневе, пока нет, и за портрет Медведева, пришпиленный к стене и закрытый полуголой ногой какой-то певички с другого плаката, спектакль пока не закрывают, и есть надежда, что и не будут. Тогда это будет уже окончательный сигнал, что всё.

Нет, думаю, этого не произойдёт. Сейчас другая ситуация. Им по большому счёту плевать. С одной стороны, не то влияние театра. С другой, им надо создавать некую видимость демократии, точнее, суверенной демократии. А потом им это все настолько по шарабану... У них свой распил и свои интересы.

То есть до них вы не хотите достучаться. А до кого тогда? Или вы просто делаете то, что должны, а дальше будь что будет?

Скорее всего, так. Потому что до кого-то достучаться... да бессмысленно это. Что толку достучаться до Матвиенко? Ей это все как об стенку горох. Так же, как Путин, Медведев. Но всё равно важно, чтобы это озвучивалось, становилось достоянием общественности. Мысли, высказывания, письма. Потому что, когда это перестанет существовать, тогда, действительно, уже наступит полный...

Хорошо, а что тогда делать с людьми, которых очень много? Не знаю, большинство их или нет, но они всё знают, всё читают, они в курсе всего того, о чём пишет оппозиционная пресса, но при этом им ничего не хочется менять, их устраивает такая конфигурация, которая есть. Они точно знают размер взятки, которую они должны дать: там, там и там. Они знают, что всё у них будет хорошо, если все будут играть по этим правилам. Что делать с такой позицией? Она, согласитесь, популярна.

Да, да, безусловно. А что с такой позицией можно делать? Ничего. Надо просто ждать. Ждать того, к чему всё это приведёт. А приведёт это всё к катастрофе. Для меня это очевидно совершенно. Произойдёт она через месяц или через два года, я, конечно, не могу говорить. Но, конечно, вся эта порочная вертикаль обрушится.

В виде чего может быть эта катастрофа?

Она может быть в виде чего угодно. В виде революции, в виде каких-то спонтанных выступлений, как это было на Манежной, которые перерастут в какие-то погромы. Всё, что угодно.

Но вы этого не хотите, вы не революционер?

Боже упаси! Того, что происходит в Египте и Тунисе? Боже упаси! Почему мне очень импонирует, скажем, Каспаров и его движение Объединённый Гражданский Фронт? Потому что они как раз ничего не хотят. То есть они хотят, но у них нет никаких притязаний на власть, на то, чтобы свергать ненавистный режим.

Ну, как же нет? Политик не может не стремиться к власти.

Я имею в виду, что они не пытаются сделать революцию. Они требуют. Причём это именно движение, не партия. Они требуют совершенно нормальных вещей, и прежде всего - соблюдния всех конституционных прав, соблюдения Конституции Российской Федерации, которая сейчас растоптана со страшной силой. Они требуют возвращения свободных выборов. Это что, призыв к экстремизму?

Часть людей из нынешней радикальной оппозиции уже были при власти, и честных выборов, похоже, после 93-го года в России не было. После того, как ЛДПР получила сумасшедший процент на думских выборах, все испугались.

На местных уровнях были. Потому что я помню выборы, когда Собчак при значительном перевесе в административном ресурсе над Яковлевым этому самому Яковлеву, к сожалению, проиграл, и Яковлев стал тогда ещё не губернатором, а мэром Санкт-Петербурга. Но вот после 2000 года уже никаких свободных выборов по определению не было.

Но, вы знаете, главное не это. Если бы в то время, когда Ельцин был президентом, а Немцов - вице-премьером, и остальные тоже были при власти, пролился бы тот нефтяной дождь, который пролился уже непосредственно на Путина, и стали петь ему осанну: «Ах, какое благолепие началось, какая стабильность в стране, тучные годы», - было бы очень интересно понаблюдать. И я уверен, что если бы это произошло на пять лет раньше, у нас был бы в стране и малый бизнес, и, главное, средний класс, которого сейчас у нас нет. А средний класс – это опора всех нормальных европейских государств.

Он есть, но малочислен, и утекает постоянно за границу. Я думаю как раз, что средний ЖЖ-ист и есть, скорее всего, тот самый представитель среднего класса.

Нет, я так не думаю. Я, например, не считаю себя представителем среднего класса.

Ну, это же не оценочное, а чисто экономическое понятие. Вы по своим доходам не относитесь к среднему классу?

Нет. Вы знаете, сколько получают артисты в театрах?

Точно не знаю. Но думаю, тысяч 15-20.

Это в лучшем случае. Артист, например, Театра драмы на Литейном в Питере получает 7 тысяч рублей в месяц. Есть где ещё и меньше получают.

Но ведь у артиста, помимо театра, есть ещё много других источников дохода.

Есть. Но не для большинства. Ну, хорошо, если взять так, то да, средний класс. Но в двух городах - Москве и Петербурге. А по всей остальной России? В каком-нибудь Уссолье-Сибирском есть средний класс? Я думаю, что нет. А во Владивостоке есть средний класс? Думаю, что нет.

По моему опыту общения, умный, образованный человек может сейчас при желании заработать денег для как минимум сносной жизни честным путём. Но нужно иметь для этого и образование, и пробивные способности.

И связи с нужными людьми. А это в конечном итоге всё равно всё замыкается на ту шелупонь, которая сидит в Госдуме, в Совете Федерации и прочее или тех, кто как-то с ними связан.

Ну, вот, возвращаясь к своим баранам. Я написал огромное письмо по поводу протечек и всего связанного с этим кошмара, который творится у меня в питерской квартире, причем, надо сказать, очень хорошей квартире. Только после того, как я написал и туда, и туда, и туда, и туда, стали происходить какие-то шевеления. Они стали что-то там срочно делать. И протечки прекратились. Другое дело, что когда зима кончится, всё это начнётся опять. А кто не напишет этих писем – тому ничего и не будет. Даже если напишет, может не быть.

Давайте представим ситуацию. Завтра вы получаете письмо на бланке от Валентины Ивановны лично с приглашением прибыть к ней, чтобы обсудить животрепещущие проблемы, о которых вы высказываетесь в прессе и у себя в блоге. Рассмотрим в связи с эти две разные модели. Допустим, это письмо лично к вам, и она хочет лично с вами пообщаться. Или это письмо к разным деятелям культуры по образцу тех встреч, которые время от времени проводят Путин и Медведев. Вы пойдёте или нет?

Начнём с того, что мне такое приглашение от Валентины Ивановны вряд ли последует.

А во-вторых, я думаю, что это бессмысленно. Я не пошёл бы. Хотя говорил месяца два или три назад, что пошёл бы, если бы это не была пустая полемика по принципу «сам дурак». А сейчас не пошёл бы просто. После всего того, что произошло в городе за всю эту зиму. После того, что происходит в плане архитектуры: уничтожения Литературного дома на Невском, постройки то ли закусочной, то ли не пойми чего в Летнем саду... Бессмысленно разговаривать с этим человеком. Вообще я понимаю, что диалог с нынешней властью невозможен. Он не-воз-мо-жен. Потому что, извините за выражение, ссы в глаза – всё Божья роса. Можно говорить что угодно. Они будут согласно кивать, брать под личный контроль.

Слова-то говорят правильные.

Ещё бы они говорили неправильно. На них же работает огромный штат, и пресс-службы, и имиджмейкеры, вся эта компания. Конечно, и Медведев говорит правильные слова по поводу борьбы с коррупцией, и Путин. И Валентина Ивановна говорит правильные слова о том, что мы, как можем, сохраняем город, мы добиваемся, чтобы Петербург был город европейских стандартов... Врёт, конечно.

Интересно. У Гоголя было такое же отношение к Николаю I, как у вас к существующей власти?

Вот этого я не знаю, честно говоря, как он относился к Николаю I...

Какой-то авторский месседж, как сейчас говорят, чувствуете в «Записках сумасшедшего» как читатель или как исполнитель главной роли?

Он о разном. Он может быть о любви, о мечте, о зависти. Но мне всё-таки кажется, что Гоголь в первую очередь писал (и мы пытаемся это играть) про попытку соответствия, причастности к этому гламуру, к этому миру глянца, миру элиты.

Мне вообще кажется, что ситуация в России не настолько сильно отличается от ситуации в большинстве других стран мира, насколько нам это отсюда кажется. Нигде нет рая, везде есть куча проблем, везде есть куча недовольств.

Мне кажется, что разница велика. В первую очередь тем, что ни в одной стране мира нет такого хамства по отношению друг к другу, по отношению власти к простым людям, хамства на бытовом уровне. Хамство, агрессия, наплевательство. Такого нет. Я не могу себе представить такое, допустим, в Германии, в которой я год прожил.

А что же мы тогда хотим от нашей власти, если она такая же, как всё общество? Ну, хорошо, сменят её, придёт кто-нибудь другой. Если всё общество такое, что тогда? На что надеяться?

Я всё-таки думаю, что не всё общество такое, что адекватных, умных людей всё-таки больше. Что мы хотим от власти? Мы ничего не хотим, кроме того, чтобы она ушла, чтобы были объявлены выборы, чтобы был выпущен Ходорковский. Между прочим, не такой уж плохой вариант, если бы Ходорковский избирался президентом. Другое дело, что народ никогда не выберет еврея в президенты. Такой народ. Исторически, так сказать.

Нельзя говорить «никогда». Афроамериканца Обаму выбрали президентом США, хотя в 50-х годах его бы не пустили ещё в один автобус с белыми. Всё довольно быстро поменялось.

И тем не менее. Значит, с мозгами у них как-то всё-таки получше. Для нас это из области несбыточного.

То есть вы верите или надеетесь, что в России может быть власть некоррумпированная, из разумных людей, которая будет действовать на благо страны, а не на своё собственное благо или хотя бы не только на него?

Безусловно. Об этом хорошо недавно говорил Навальный по радио - если они совсем рассудок не потеряли, то должны уже потихонечку начать делиться, если не хотят египетского варианта, тунисского, ещё какого-то. Надо давать и другим людям, при этом сохранив лицо. Я думаю, что осознают, потому что наворовано столько, что...

Последнее время и в блогосфере, и вокруг неё стало очень много разговоров и статей о том, что «пора валить». Так назывался популярный пост в топе ЖЖ, собравший тысячу комментариев. В какой момент вы для себя поймёте, не дай Бог, конечно, что всё, пора?

Не знаю, что для этого должно или не должно произойти.

Но вы для себя рассматриваете этот вариант - как крайний, но возможный?

Пока нет. Пока ещё нет. Для себя я пойму, что «пора валить», наверное, тогда, когда мне запретят заниматься своей профессией. Потому что больше ничего я делать не умею. Тогда поеду уже куда-то, кем-то... Вот это для меня показатель. Хотя, может быть, и что-нибудь другое возникнет. Но пока я этого не чувствую. Пора валить всем вот этим товарищам. Вот им уже, действительно, давно пора валить.

В начале нашей беседы вы говорили, что многие артисты, люди искуства тоже что-то говорят. Но в процентном отношении-то немногие, а из тех, кто особенно успешен и обласкан, – почти никто. Вы же с этими людьми постоянно сталкиваетесь на сцене, съёмочной площадке, с кем-то вы учились... Они всё понимают, видят и молчат? Или не понимают, не видят, или им всё равно?

Понимают, видят, но молчат. Почему молчат? Я не знаю. Может быть, они стесняются, может, что-то ещё, но их нельзя за это ругать.

Из выступлений актёров теперешнего первого уровня, во всяком случае, по заметности, вспоминается открытое письмо с выражением недовольства градостроительной политикой властей Петербурга, которое написал мхатовский актёр Михаил Трухин. Но, собственно, и всё.

Есть ещё Юра Шевчук, который не актёр, но артист, Ахеджакова не молчит, тот же Басилашвили не молчит. Но двух рук, действительно, наверное, хватит. И их всё-таки нельзя в этом обвинять или ругать. Для этого тоже нужно иметь какое-то свойство на уровне психофизики, темперамента, чтобы выйти на площадь и сказать. Я таким свойством обладаю. А кто-то не обладает. Что же, человека насильно тащить? При всём том, что он стопроцентно разделяет всё то, о чём я говорю и о чём думаю. Хотя, безусловно, многие и не хотят ничего говорить, и делают вид, что ничего не  знают и не замечают. Они просто заботятся о своём карьерном росте. У них позиция такая, что мы люди искусства, мы артисты, мы не вникаем, мы вне политики. Такая позиция тоже имеет право на существование, просто она мне категорически не близка.

Кроме того, Алексей посетовал, что поводов для оптимизма он особенно не видит. Что каждый день случаются в его родном городе ужасы и трагедии, а также отметил, что в Москве сейчас лучше, чем в Питере. Москву убирают, в ней приличные дороги, а пробки есть в любом крупном мегаполисе во всём мире. Пробки – не самое страшное в жизни, их можно и пережить. А ещё он поделился удивительным для питерца наблюдением, что в последние несколько лет в Москве хамят значительно меньше, чем в Питере.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.