28 марта 2024, четверг, 18:56
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 октября 2003, 21:25

Политика борьбы с бедными

Каждое утро, выходя из дома, я видел огромный ряд столиков с навесами: хлеб, конфеты, овощи, фрукты, хозтовары, галантерея, канцелярские принадлежности, мороженое, одежда, газеты, горячие сосиски и еще бог знает что. Это было удобно – рядом с домом, не очень дорого. Потом вдруг видеть перестал – всех убрали. Часть места постепенно заняли под цветочный магазинчик и несколько палаток быстрого питания, часть так и остается пустой.

Кому могли помешать столики? Жильцам окрестных домов? Они были постоянными клиентами. Работникам соседних контор? И им было удобно закупиться по дороге с работы или на работу. Порой продавцов тревожила милиция, но в стандартном режиме: подойдут, выберут товар и начнут намекать на то, что отпустить его надо бы без денег.

Версия о том, что на это место стал претендовать кто-то другой – более богатый, – тоже не проходит. Слишком уж долго там вообще ничего не было.

Перешедшие на другие точки продавцы рассказывали, что власти вдруг затребовали с хозяев столиков таки суммы, которые платить стало уже невыгодно. Предназначалось ли требуемое в официальный карман местных властей или личный, продавцы не знали.

Так, одни люди лишились удобства покупать, другие – возможности продавать. Кто выиграл?

Похожая история случилась с рынком на «Калужской». Это уже не столики, а целые торговые ряды. Тут цены были еще менее зубасты, а ассортимент – богаче. Весной хозяевам торговых точек объявили: будет, мол, ремонт. Может быть, когда-нибудь он закончится и снова будет возможность встать, а пока надо быстро распродавать остатки и эвакуироваться.

Продавцы говорят, что местные власти просто не хотят конкуренции более дорогим рядам, которые строят на другой стороне Профсоюзной и что если когда-нибудь ремонт закончится, то и тут постараются разместить что-то более дорогое.

Из той же оперы линия Лужкова на борьбу с оптовыми рынками, вечное желание не допустить торговли с рук – на улице и в переходах – с постоянными патрулями милиции, при появлении которых бабушки быстро собирают свои сумки и начинают куда-то как бы торопиться, а некоторые, не двигаясь с места, пытаются разжалобить носителей формы, на что слышат в лучшем случае: «Ты что, хочешь, чтобы у меня зарплату сняли за то, что ты тут стоишь?!».

И это тот редкий случай, когда милиции веришь. Брать деньги за то, чтобы она закрывала глаза на торговлю, вряд ли приказывали, а вот разгонять не имеющих на то разрешения – запросто. А если какой проверяющий заметит, что не разогнал, – и правда могут быть неприятности.

А все потому, что в данном случае – это не «произвол», а сознательная политика. Политика недопущения торговли, которая не дает денег местному бюджету или дает их слишком мало. Политика поддержания «приличного вида» московских улиц и переходов. Политика драконовского торгового и санитарного контроля. Политика не специфически московская, просто здесь заметная наиболее ярко.

Звучит вроде бы красиво. Большой городской бюджет – богатый город. Чистые улицы – солидный город. Соблюдение всех санитарных норм – здоровый город.

Софья Исааковна Каган как-то рассказывала своей маленькой дочке о том, как устроены разные семьи. Получалось, что есть два основных типа: те, кто моют посуду после еды и те, кто моют посуду перед едой. Юдифь Матвеевна спросила мать, к какой же группе относится их собственная семья. «Ни к какой – у нас не так много посуды, поэтому мыть ее надо во время еды».

Так вот и у нас сейчас. Еда, продающаяся с соблюдением санитарных норм – это хорошо. Но только для тех, кто уверен, что у него хватит денег на эту еду. Красивый город, в котором нет полудиких торговых рядов, – замечательно. Но только если жителям этого города заведомо хватает денег на то, чтобы делать покупки в цивилизованных магазинах. А еще если у них хватает работы, чтобы не стоять на морозе, продавая заготовленные летом варенья и соленья или даже купленные за углом пачки сигарет. Большой бюджет города – просто великолепно, если это, во-первых, достигается не постепенным вымыванием торговли для бедных или даже просто небогатых, во-вторых, тратится не на монументальное строительство или пропагандистские проекты. Во всяком случае, до тех пор, пока бедных у нас так много.

Вместо того, чтобы бороться против бедности и за богатство, власть умудряется бороться против богатых, а заодно и против бедных.

В Москве, да уже и во многих других городах, все больше появляется мест, где могут отовариться люди по-настоящему состоятельные (пока они на свободе), есть многочисленные супермаркеты для среднего класса. И то, и другое не может не радовать. Но только в том случае, если где-то есть место для бедных. Это может быть магазин, которому снижают аренду за оговорено низкий уровень торговой наценки – хотя бы на основные товары. Могут быть столики или палатки – зарабатывая меньше роскошных магазинов, они должны иметь право на специальный – социальный уровень выплат муниципалитету. Нет ничего страшного, даже если будут просто бабушки или даже подростки, которые хоть так смогут немного заработать.

В той же части, в которой это облегчение жизни людей противоречит существующим нормативным актам, надо срочно менять – причем, не людей, а акты.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.