Новое экспертное сообщество лучших школ и лучших учителей примет участие в экспертной оценке стандартов общего образования, учебников, нормативных актов, проектов и методических разработок. Такие надежды возлагает на победителей конкурсов приоритетного национального проекта «Образование» Минобразования и науки. «Сегодня у нас есть официально признанное экспертное сообщество. Любые методические разработки должны быть приняты и полезны прежде всего учителям. И теперь разработчикам можно говорить, что их продукт принят или, наоборот, не принят лучшими учителями РФ. Лучшей оценки для нас просто быть не может», - заявил на состоявшемся недавно заседании Ассоциации лучших школ России директор Департамента государственной политики в сфере образования Исаак Калина.
Помимо экспертной деятельности, считают представители Минобразования, лучшие школы могут сделать очень многое и для того, чтобы к их уровню подтянулись и остальные образовательные учреждения страны. «Прежде чем к чему-то стремиться, хорошо бы иметь образцы, к чему стремиться. Сегодня у 60 тысяч школ России есть возможность познакомиться с такими образцами, определенными в результате открытых конкурсных процедур», - подчеркивает Исаак Калина.
Ассоциация возникла два года назад и объединила в своих рядах победителей конкурсов «Лучшая школа России». Как уже получившие однажды титул лучших, представители этих образовательных учреждений не могли не участвовать в конкурсе инновационных школ, который был объявлен в рамках приоритетного национального проекта. И практически все подтвердили свое право называться лучшими. В конце июня на заседании директоров школ, входящих в ассоциацию, приняли решение о том, что ее необходимо открыть для новых членов. И уже приняли в свои ряды новых «миллионеров», представляющих лучшие инновационые школы России от Финского залива до Берингова пролива. Среди них средняя школа № 619 С Петербурга, Бийский Лицей (г. Бийск Алтайского края), средняя школа № 9 Находки. Критерии отбора лучших искали на разных уровнях, к их поиску были привлечены самые широкие слои общественности. Ведь речь идет не только и не столько о конкурсе, сколько о создании оптимальных критериев для регулярной оценки качества образования.
В свою очередь, государство обещает всяческую поддержку тем, кто своим опытом в педагогической работе и умением управлять школой доказал профессионализм. «Мы пытаемся сегодня создавать условия для профессиональной влиятельности учреждений и людей, признанных лучшими. Это влияние и на разработку стандартов общего образования, и на экспертизу учебников, и на экспертизу проектов нормативных документов, по которым жить школе, и на первоочередное участие в проектах, относящихся к федеральной целевой программе, и многое другое, из чего складывается вектор движения школ. Например, в 7 субъектах РФ мы сегодня договорились, что 1067 лучших учителей, которые будут названы лучшими в рамках нацпроекта «Образование», получат от федеральной исполнительной власти автоматизированное рабочее место учителя. А субъекты федерации берутся помочь в комплектации кабинетов, в подписке на учебно-методическую литературу», - рассказал директор Департамента государственной политики в сфере образования Исаак Калина.
Однако профессиональное сообщество работников школ не собирается останавливаться на роли своего рода эксперта по оценке внешних предложений, советника государства. «Сегодня много говорится о формировании институтов гражданского общества. Профсоюзы – исторически сложившийся институт. Но сегодня начинается формирование иных институтов гражданского общества, к числу первых я отношу эту Ассоциацию», - говорит председатель Профсоюза работников народного образования и науки России Г.И.Меркулова. Так что формирование гражданского общества сегодня начинается в школе – и это, без сомнения, самое логичное начало.
Иван Васильев