То ли в России застыло время, то ли великим русским поэтам дано было знание о некоторых инвариантах времени? Не знаю. Но вот что писал А.А.Блок в начале двадцатого века о веке девятнадцатом:
«С тобой пришли чуме на смену
Нейрастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов…»
Про нас? Похоже, да. А дальше – больше:
«Век акций, рент и облигаций,
И малодейственных умов,
(Так справедливей - пополам!),
Век не салонов, а гостиных,
Не Рекамье, - а просто дам...»
Подходящий к теме конгресс, сопровождавшийся должным количеством «застольных спичей, красных слов», проходил на днях в Таврическом дворце.
В IX Петербургском международном экономическом форуме участвовало множество VIPов, в том числе Президенты РФ и Азербайджана, а также экс-премьер Японии и госпожа В.И. Матвиенко. Это обстоятельство так вдохновило Г.О.Грефа, что он отважился сравнить питерский форум с давосским. В точном соответствии с суждением его питерского земляка: «Век не салонов, а гостиных,//Не Рекамье, - а просто дам...».
Среди прочего дискутировался вопрос о сравнительных преимуществах «экономических доктрин» либерализма и дирижизма. За либералов выступал министр Г.О. Греф, за дирижистов – академик В.В. Ивантер. Впрочем, «расшибанья лбов об стену» не наблюдалось, поскольку стороны быстро пришли к консенсусу, приняв беспроигрышный лозунг «эффективная экономика – достойная жизнь». Не хотелось бы думать, что академические умы стали до того «малодейственными», что питаются идеями зрелого застоя. Скорее PR-агентство, привлеченное МЭРТом для организации форума, выбрало удобный «балалаечный» лозунг для освоения бюджета.
Матч государственных либералов и академических дирижистов реферировал, как и положено, В.В. Путин.
«Казалось бы, – заметил президент – что все точки над «i» в этой теме уже давно расставлены, однако дискуссия продолжается. … Очевидно, что избыточное участие государства в хозяйственной жизни может стать тормозом для предпринимательской инициативы. … Вместе с тем государство не может полностью самоустраниться, ведь существуют такие экономические сферы, где его присутствие вполне оправдано и обусловлено. Прежде всего, имею в виду отдельные объекты инфраструктуры, оборонно-промышленный комплекс». В подтверждении сказанного Президент РФ, вернувшись в Москву, немедленно назначил ветерана КГБ В.И.Якунина Президентом ОАО «РЖД».
Несколько ранее в той же дискуссии заочно поучаствовал Министр финансов РФ А.Л. Кудрин, который, в отличие от своего коллеги Г.О.Грефа, проявил себя твердым дирижистом. Он пообещал коллегам из G8 удержать инфляцию в пределах 10%, притом на путях более жесткого государственного регулирования тарифов.
«Твердый либерал» (если бы таковые еще водились на государственных форумах) мог бы возразить господину министру примерно следующим образом:
«Рубль, оставаясь одним из последних свободных субъектов российской политики, проголосовал на виртуальном референдуме по поводу политики властей единственным доступным ему способом – двузначной инфляцией в годовом исчислении.
В стандартных либеральных прописях, которые, видимо, не были включены в «кандидатский минимум» А.Л.Кудрина в бытность его аспирантом НИИ академика Л.И.Абалкина, указано, что для успешного подавления инфляции, помимо ответственной бюджетной (эмиссионной, тарифной) политики, требуется налаженный механизм преобразования частных накоплений в частные инвестиции, для чего в свою очередь, необходимо наличие системы дееспособных частных банков и твердые гарантии беспристрастного и компетентного арбитража имущественных и налоговых споров в независимом суде.
Единственный (в условиях враждебного - по определению международного рейтингового агентства Fitch Ratings - инвестиционного климата) альтернативный механизм подавления инфляции (или точнее ее перевода в латентную форму товарного дефицита) заключается в лишении рубля последних остатков экономической свободы. Эти прописи г-ну Кудрину наверняка разъяснили в НИИ академика Л.И.Абалкина: государственное регулирование цен и заработной платы, централизованное планирование, финансирование под план и все такое прочее …
Так что, если министр финансов собрался подавлять инфляцию в рамках либеральной парадигмы, то нужна защита прав собственности, независимый суд, частный бэнкинг и т.п. Если же ему ближе уроки, преподанные в Мещанском суде, и к тому же у него не вызывает отторжения идея укрепления государственных квази-корпораций и квази-банков, возглавляемых ветеранами КГБ и их юными отпрысками, то придется обращаться к совсем иной экономической парадигме, даже не дирижистской, а попросту советской».
Никакой реальный персонаж, однако, ничего подобного не сказал вслух. Но тут в дискуссию либералов с дирижистами неожиданным образом заочно вступил Л.Б.Невзлин. Однако, прежде чем, рассказать о его вкладе в дискуссию, нам потребуется некоторое отступление сравнительно-исторического плана.
Согласно традиции, заложенной еще Андреем Курбским, князем ковельским, опальные вельможи, покинув тем или иным образом пределы родины, дискутировали с властителями по преимуществу по поводу отступления от некоторой нормативной модели управления, или попросту говоря, обвиняли их в тиранстве и произвольном отъеме имущества.
«Обычай у московских князей издавна, - писал старинный диссидент в своей «Истории князя великого московского» - желать братий своих крови и губить их убогих ради и окаянных вотчин, несытства ради своего». Именно такими соображениями мотивировалась беспощадная заочная борьба с тиранами – выходцами, как обычно, из «этого вашего издавна кровопийственного рода».
В поэтическом пересказе Олега Чухонцева это звучит следующим образом:
«Чем же, как не изменой, воздать за тиранство,
Если тот, кто тебя на измену обрек,
Государевым гневом казня государство,
Сам отступник, добро возводящий в порок».
Такие обвинения, в общем, по определению не лишены оснований, поскольку при нетираническом способе правления опала означает угрозу удаления вельможи в худшем случае из столицы, но не из страны, а также угрозу отъема в худшем случае статусных привилегий, но никак не жизни или имущества.
Леонид Невзлин в своей «доотъездной» жизни входил в первую десятку российских капиталистов и занимал к тому же некоторое время сугубо номенклатурный посты первого заместителя генерального директора ИТАР-ТАСС и ректора РГГУ. Он, безусловно, может быть отнесен к числу опальных вельмож «из числа россиян, постоянно пребывающих за рубежом». Соответственно, его высказывания до поры до времени были выдержаны в обозначенной выше и вполне традиционной стилистике тираноборства. К примеру, его оценки факта отъема Юганскнефтегаза в пользу компании Байкалфинансгрупп почти дословно повторяли цитированную выше фразу по поводу «окаянных вотчин», изымаемых властью «несытства ради своего». Он же назвал приговор Ходорковскому и Лебедеву «кульминацией политической борьбы против демократии, идущей в России», добавив при этом, что «вопрос о том, останется ли Ходорковский в тюрьме, является также вопросом, станет ли Россия демократией или диктатурой».
Но на днях это стилевая традиция была резко нарушена. От высоких инвектив в духе Андрея Курбского г-н Невзлин перешел к участию в сугубо внутрикремлевской дискуссии. В своем интервью немецкому журналу «Фокус» он обвинил в коррупции двух влиятельнейших кремлевских вельмож, один из которых, по его словам, собирает дань наличными с российских бизнесменов и осуществляет на собранные средства управление депутатским корпусом (то есть проводит в жизнь дирижистскую модель управления - МА), а другой, напротив, занимается продажей номенклатурных должностей на открытом рынке (то есть является последовательным либералом-рыночником – МА).
Вряд ли здесь существенна суть обвинений, в которых нет решительно ничего нового или неожиданного.
К примеру, процесс написания данной заметки был прерван телефонным звонком моего приятеля с вопросом, что называется, в тему. Собеседник сообщил, что некий знатный посредник предлагает ему место замруководителя какого-то федерального надзора за двести штук, и поинтересовался моим мнением, мол, брать или не брать.
Я отсоветовал, заметив, что предложение больше похоже на «разводку», поскольку посредник больно дешево просит. Впрочем, вряд ли есть нужда обращаться к личным впечатлениям литератора Арсенина, когда сам Президент РФ подтвердил в своем послании Федеральному Собранию РФ наличие феномена «неэффективной коррумпированной бюрократии».
Так что, суть обвинений, в самом деле, несущественна. Существенна расстановка точек на «i», которую диссидент Невзлин производит в дискуссии либерализма с дирижизмом, инициированной его оппонентами: в ваших конкретно-исторических условиях одно не лучше другого!
Однако, самой интересной является, пожалуй, широко распространенная позиция просвещенного скептика, который с легкостью «срезал» бы всех участников дискуссии, очных и заочных:
«Советской чуме, которой нас пугают так называемые либералы, давно уже пришел на смену «век акций, рент и облигаций, а заодно «нейрастения, скука, сплин». Что касается выбора «экономических доктрин», то в наших широтах все это «по барабану». Дирижисткая модель, как было уже замечено, сводится к сбору дани (откатов, процентов, дисконтов …) с бизнесменов, либеральная – к продаже номенклатурных должностей на открытом рынке. Только не надо делать из этих житейских феноменов страшилок: оба источника идут, по сути дела, на финансирование растущих потребностей обобщенного правящего бюрократа, который, при всех своих грехах, был и остается «единственным европейцем в России».
Я в принципе с удовольствием согласился бы с наблюдениями и выводами просвещенного скептика. Более того, я согласен с тем, что движение к утверждению либеральных ценностей и формированию социальной страты эффективной некоррумпированной бюрократии - «не строительство дома, это выращивание дерева» (А.Б. Чубайс).
Что касается моих несогласий, то они носят по преимуществу стилистический характер.
Напомню, что в праздничный день 12 июня москвичи и гости столицы были зрителями и слушателями множества концертов под открытым небом. Два из них, разнесенные как во времени (день - вечер), так и в пространстве (Лубянская пл. - Красная пл.), имели определенное отношение к нашим обсуждениям.
Стилистика оппозиционного мероприятия, проходившего под лозунгом из супер-хита В. Кипелова «Я свободен, я забыл, что значит страх», использованным С. Шнуровым в своей композиции «Свобода», при конферансе В. Шендеровича, была несколько винегретной: что-то от кухонных посиделок 60-ых годов, что-то от старинного протестного рока, что-то от демократических митингов эпохи падения коммунизма ….
Впрочем, на ней было всего то порядка 2000 человек, причем финансовые и организационные трудности инициаторов были видны невооруженным глазом.
Организаторы второй акции каких-либо трудностей не испытывали явно. Зрительскую аудиторию (до 100 тыс. человек) составили в основном юноши и девушки из «Наших», а также молодые активисты ЕР.
Количество оркестрантов, хористов и танцоров на сцене, одетых в военные мундиры, фраки и костюмы народов СССР, было поболее числа зрителей на Лубянской площади. Конферанс обеспечивал лично руководитель ФАКК М. Швыдкой. Акция закончилась коллективным, с солированием по кругу, исполнением четвертого римейка «Песни о партии большевиков» (супер-хит А. Александрова на слова С. Михалкова).
Пели (впрочем, не без фанеры) все: пока еще безымянные «фабриканты», молодая Стоцкая, вечно молодые Газманов, Расторгуев, Долина и др., лидеры правильной молодежи и даже сам Президент РФ в формате без галстука.
Стилистика официального мероприятия была четко выдержана в духе иллюстраций из журнала «Корея сегодня»; для вящего стилистического единства на роль главной корейской пионерки была приглашена видная активистка ЕР г-жа Буратаева. Композиция группы «Любэ», посвященная подвигам Владимира - красно солнышко, выглядела еще более по-корейски.
Вот эти стилистические обстоятельства меня и смущают. Ведь, «дело не столько в том, что добродетель не является гарантией шедевра, сколько в том, что зло, особенно политическое, всегда плохой стилист» (И.А. Бродский, Нобелевская лекция).
Что же касается «выращивания дерева», то кто его знает, может быть, лесорубочный билет на заготовку этой специфической древесины уже выписан…