Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга обнаружила нарушения на 14 млрд рублей, допущенные руководством города при транспортном строительстве. Как пишет «Коммерсантъ», об этом свидетельствуют результаты проверки комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Смольного и подведомственных ему структур за 2011-2013 годы.
В 2013 году аудиторы Счетной палаты зафиксировали нарушения на 9,98 млрд рублей, что в 2,7 раза больше, чем в 2012 году (3,7 млрд рублей), и в 27 раз больше, чем в 2011 году (371 млн рублей).
Половину объема нарушений — 7,35 млрд руб.— Счетная палата считает причиненным казне ущербом. Кроме того, аудиторы пришли к выводу, что власти Петербурга не готовы к реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы) в связи с «неосвоением» выделенных городу 5,3 млрд рублей.
Наиболее скандальными на фоне недавней аварии в московском метро выглядит информация о том, что в ходе строительства и реконструкции особо опасных объектов метро в Санкт-Петербурге систематически нарушались требования специальных строительных норм и правил.
Как следует из результатов проверки, из выделенных за три года 26,9 млрд рублей неправомерная оплата работ и неэффективные расходы составили 3,8 млрд рублей. Кроме того, в бюджет не были взысканы неустойки не менее чем на 1,4 млрд рублей.
Также специалисты Счетной палаты выяснили, что контракты в метро заключались без согласованных госэкспертизой проектов и оценки достоверности сметной стоимости работ, а линии и станции строились и вводились в эксплуатацию без необходимых разрешений и надлежащего надзора.
По данным СП, неправомерная оплата работ, проводимых незаконно и нелегально, то есть за полтора года до заключения контракта и без разрешения на строительство, в сумме 3 млрд рублей была произведена на участке «Фрунзенский радиус-2». По документам тоннели длиной до 580 м были пройдены за 2,5 недели, хотя за это время можно было пройти не более 142 м.
Без разрешения на строительство подрядчики вели даже горные работы — в том числе на строительстве электродепо «Южное». Неправомерная оплата составила 297 млн рублей, причем аудиторы выяснили, что две трети этой суммы ушло на создание сверхкомфортных условий работы сотрудников метрополитена (в частности на оздоровительный комплекс с бассейном). В Счетной палате отметили, что подобные расходы для Санкт-Петербурга расточительны и работодатель должен их оплачивать из собственных средств.
В Счетной палате считают, что причиной нарушений стал тот факт, что средства в метро осваивали аффилированные взаимозависимые юрлица: работы на всех объектах вели ОАО «Метрострой» и его структуры, а заказчиками выступали акционеры подрядчика — администрация города (21% акций) и ГУП «Петербургский метрополитен» (25% акций). Аудиторы установили, что к моменту проведения безальтернативных торгов работы фактически уже велись иногда более года, что указывает на формальность конкурсных процедур и необоснованное обогащение подрядчика.
Акт Счетной палаты был направлен в администрацию города и комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Издание отмечает, что курирующий КРТИ вице-губернатор Марат Оганесян вчера находился в командировке и был недоступен для комментариев. Главный инженер «Метростроя» Алексей Старков сообщил, что находится в отпуске. Он также отказался прокомментировать результаты проверки, сославшись на то, что она велась с прошлого года и последние события ему неизвестны.
Помимо нарушений при работах в метро, аудиторы выявили многочисленные нарушения законодательства и в дорожном строительстве. По их данным, в 2013 году в Петербурге было освоено лишь 48% средств, выделенных на капремонт дорог (1 млрд рублей), что вдвое меньше, чем в 2011 (2,2 млрд рублей) и 2012 (1,8 млрд рублей) годах.
Количество объектов, включенных в адресные программы, также ежегодно сокращалось: если в 2011 году было отремонтировано шесть из семи профинансированных объектов, то в 2013-м — всего два из восьми. Дороги, которые должны были ремонтироваться в 2014 году, из адресной программы были исключены. Ущерб по заключенным контрактам достиг 686,7 млн руб. Просроченные контракты на проектирование Смольный оплачивал на 90% без претензий и расторгал после получения отрицательного заключения госэкспертизы, а затем заново заказывал те же работы. Ремонт мостов и тоннелей выполнен в 2013 году на 8,6%, в 2012 году — на 48,3%, в 2011 году — на 94,1%.
Из актов проверки следует, что в дорожном строительстве ущерб петербургскому бюджету составил 5,5 млрд рублей, в 2011 году — 119 млн рублей, в 2012 году — 2, 4 млрд рублей, в 2013 году — 3 млрд рублей. Из них 4,8 млрд рубktq были потеряны из-за продления без штрафных санкций сроков завершения работ. Только по одному из контрактов с ЗАО «ПО "Возрождение"» на строительство развязки Пироговской набережной власти, по подсчетам Счетной палаты, не взыскали неустойку на 3,3 млрд рублей.
Акт КСП был направлен в администрацию города и комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Сейчас Счетная палата обрабатывает полученные от КРТИ замечания, после чего итоговый отчет будет направлен губернатору, в законодательное собрание и прокуратуру. Источник газеты в КСП полагает, что «возражения вряд ли скажутся на итоговой сумме выявленных нарушений».
«Градостроительное качество метростроения в Петербурге постоянно ухудшается, но выявленные нарушения вызваны не только коррупционной составляющей, но и системными проблемами»,— полагает эксперт комиссии по городскому хозяйству петербургского парламента и общественного совета при КРТИ Александр Карпов.
Он отметил, что при Валентине Матвиенко развитие метро значительно отставало от жилищного и общественно-делового строительства, а когда администрация Георгия Полтавченко в 2012 году попыталась ускорить темпы, удвоив затраты на проектирование метро, согласованию проектов мешали неурегулированные вопросы изъятия земель под строительство.
«Из-за того что проекты разрабатывались в "догоняющем режиме", их утверждение и согласование с госэкспертизой затягивалось, что ставило планы строительства объектов под угрозу срыва и угрожало не только транспортными проблемами, но также простоем техники и сокращением рабочих мест», - отметил эксперт.
По его словам, профсоюз «Метростроя» предупреждал депутатов, что «коллектив останется без работы, а город — без метро», именно поэтому депутаты не стремились пресекать усилия администрации и строителей по ускорению темпов строительства.
«Но такой подход, безусловно, создает риски как для участников строительства, так и для пассажиров», - отметил Карпов.
Напомним, 15 июля 2014 года в московском метро произошла серьезная авария - на перегоне между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии с рельсов сошли три вагона поезда, один из которых на полном ходу развернуло.
На прошлой неделе руководитель метрополитена Дмитрий Пегов сообщил, что причинами аварии стали серьезные нарушения в работе персонала.