Отголоски нальчикских событий 13 октября прошлого года по-прежнему не умолкают. Недавно прошла информация о том, что родственники погибших участников нападения требуют новых отставок – на этот раз председателя Духовного Управления Мусульман республики, муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева. По мнению родных и близких погибших боевиков, именно ДУМ КБР повинно в октябрьской бойне в столице республики.
Сама по себе эта новость была бы малопримечательной, – в конце концов, мало ли кого там обвиняют эти «обезумевшие от горя» родственники – если бы не одно «но».
И это «но» означает, что наметился наконец путь к взаимопониманию между региональными властями и семьями погибших участников восстания. По крайней мере, в одном их мнения, похоже, сходятся: и те, и другие крайне недовольны работой Духовного Управления Мусульман.
В конце февраля этого года на встрече с руководителями Духовного Управления Мусульман Кабардино-Балкарии и раис-имамами крупнейших районов республики президент КБР Арсен Каноков заявил о планах республиканского руководства по созданию комиссий и комитетов по делам религий при администрациях городов и районов Кабардино-Балкарии. По словам президента Кабардино-Балкарии, в задачу этих комиссий будет входить работа с местными религиозными организациями.
«Последние события в Нальчике показали, что государству и религиозным организациям необходимо работать в тесном сотрудничестве», - заявил А. Каноков. Он отметил, что серьезной проблемой является работа с молодыми сторонниками ислама, попадающими зачастую под влияние проповедников экстремизма.
Таким образом, глава КБР недвусмысленно дал понять своему кабинету министров и главам администраций: если мы не хотим повторения октябрьских событий, правительству и администрациям районов нужно работать с исламской молодежью, с джамаатами, напрямую.
А что же ДУМ? Вот тут-то как раз кроется один из множества парадоксов, без которых, на сегодняшний день, сложно представить себе нынешнее положение дел на Северном Кавказе.
Но сначала, если позволите, небольшое лирическое отступление. Не прошло и месяца с момента трагических событий прошлой осени – новый президент КБР поставил перед своим правительством задачу: добиться качественно новых взаимоотношений с так называемыми «новыми мусульманами», молодыми людьми, которых еще совсем недавно на государственном уровне называли не иначе как «ваххабитами». При этом А. Каноков подчеркнул, что ставка будет сделана на обновление ДУМ КБР.
Так, на встрече с представителями молодежи республики в ноябре прошлого года президент заявил буквально следующее: «Я хочу, чтобы в Духовное Управление Мусульман пришли молодые люди, которые пользовались бы авторитетом».
Проходят месяцы. Президент Каноков ждет – «молодые люди, которые пользовались бы авторитетом», идти со своими свежими идеями в ДУМ почему-то не торопятся. Между тем само ДУМ делает вид, что ничего не происходит, и упорно не желает понимать, что теперь от них ждут совершенно иного образа действий, чем до октябрьского кризиса.
Впрочем, и президентскому терпению иногда приходит конец. В феврале месяце этого года глава республики собирает все руководство этого самого Духовного Управления, раис-имамов крупнейших районов республики (опять же, назначаемых из ДУМ КБР) и заявляет, что отныне его администрация будет договариваться с религиозными общинами без «духовных» посредников.
Казалось бы, согласно уставу, ДУМ КБР является представительным органом мусульманских общин республики, руководство Духовного Управления избирается каждые четыре года на съезде общин. Зачем вообще нужно ДУМ, если для поиска компромисса с религиозными общинами нужно создавать государственные комиссии?
Официально, конечно, статус ДУМ КБР никто не пересматривает и пересматривать не собирается. Но фактически, если получит развитие это начинание президента Канокова, ДУМ КБР теперь уже окончательно превратится в некую маргинальную организацию с чисто представительскими функциями.
Между тем остается ряд вопросов. Если это отказ государства от дальнейшего сотрудничества с ДУМ КБР, то зачем тогда публично заявлять о необходимости поддержать Духовное Управление, зачем вообще приглашать этих почтенных старцев из муфтията к себе на встречу? Неужели только для того, чтобы сказать им, что, мол, рассчитывать вам теперь, господа, самое большее – на роль свадебных генералов?
Если же нынешняя власть намерена и дальше делать ставку на муфтият, то зачем тогда эта затея с президентскими комиссиями?
На самом деле, все гораздо проще и по-восточному тоньше. Перефразируя любимое высказывание небезызвестного политика, сформулируем принцип, как нельзя более точно определяющий религиозную ситуацию, характерную, кстати, для большинства «мусульманских регионов России»: муфтият отдельно, мусульмане отдельно. Можно ведь и дальше, преемственности ради, делать реверансы в сторону Духовного Управления и вместе с тем выстраивать свою религиозную политику, не особо на это ДУМ и оглядываясь. Само ДУМ в этой ситуации особо возражать не должно, поскольку, как раньше не имело большого влияния на собственную «паству», так и теперь не имеет. Собственно, и прежняя власть в КБР не сильно считалась с Управлением, только, в отличие от нынешней, та, ко всему прочему, еще и со своими мусульманами не очень-то считалась.
Впрочем, неспособность Духовного Управления найти общий язык с теми, кем оно, собственно, и призвано «управлять», может показаться странным лишь тому, кто не знаком с предысторией конфликта и общей религиозной ситуацией в этой северокавказской республике.
Для справки. Начиная с середины 90-х гг. назревает конфликт между ДУМ КБР и т. н. Кабардино-Балкарским джамаатом, религиозной общиной, амиром (предводителем) которого в 1993 г. был избран нальчанин Муса Мукожев. Члены джамаата, так называемые «новые мусульмане», которые сами себя именуют «салафитами», т. е. поборниками первоначального, «чистого» ислама (в своем большинстве это жители Нальчике, однако у М. Мукожева немало сторонников и в других городах и селах республики) обвиняют ДУМ, среди прочего, в причастности к пропаже денег, собранных общиной в начале 90-х гг. на строительство соборной мечети, и в нежелании бороться с укоренившимися в народе «антиисламскими» обычаями, и в первую очередь с «похоронными поборами». Речь идет о той ситуации, когда так называемые «народные муллы» (люди, зачастую не имеющими ни религиозного образования, ни духовного сана), равно как и некоторые официальные имамы, пользующиеся поддержкой Духовного Управления, требуют для себя «благодарности» за исполнение тех или иных религиозных обрядов. Салафиты долгое время требовали от ДУМ положить конец этим поборам, мотивируя это не только антиисламским их характером, но и тем, что они слишком уж больно бьют по семейному бюджету жителей республики, и без того вынужденных залезать в долги, дабы «достойно» проводить умерших.
Данная проблема наиболее остро стояла в 2004 г. в Эльбрусском районе КБР, когда глава Духовного Управления республики освободил от занимаемой должности наиболее ревностного борца с поборами, раис-имама района З. Тилова, чем вызвал гнев местной мусульманской общины и «новых мусульман» по всей республике.
С противоположной стороны, из ДУМ КБР, в адрес джамаата все эти годы звучали обвинения в экстремизме и «ваххабизме» – нельзя сказать, чтобы совсем уж безосновательно: среди членов джамаата действительно довольно распространены радикалистские настроения. Глубокой ошибкой было бы думать, что Духовное Управление единственно виновно в обострении отношений с «новыми мусульманами». Фактически именно бескомпромиссная, антагонистическая позиция последних сделала какое-либо примирение невозможным. Как итог, в конце 90-х годов, одновременно с усилением экстремистских настроений среди членов джамаата и появлением первых террористических групп на территории республики, в ДУМ КБР составляются т. н. «ваххабитские списки», получившие впоследствии столь печальную известность в КБР и далеко за ее пределами. Именно этого (и в первую очередь этого) не могут простить Духовному Управлению даже «умеренные» из числа «новых мусульман», до той поры сохранявшие лояльность Духовному Управлению.
Можно лишь догадываться, какова была на самом деле роль ДУМ КБР в истории со «списками ваххабитов». Можно долго спорить о том, действительно ли они были использованы Управлением как инструмент борьбы со своими идеологическими противниками или нет. Не вызывает сомнения одно: не Духовное Управление было инициатором тех репрессий против верующих, о которых в свое время писала «Новая Газета», а списки «ваххабитов», составленные в ДУМ в конце прошлого века, явно не совпадают с «послужными списками» республиканского МВД начала века нынешнего. Впрочем, дело даже не в этом.
Дело в том, что с самого начала «ативаххабитской кампании» в КБР, пик которой пришелся на 2003–2005 гг., Духовное Управление Мусульман республики действовало (так и хочется сказать «бездействовало») по принципу «моя хата с краю»… ДУМ КБР заняло пассивную позицию, когда в 2004-2005 годах республиканским МВД были закрыты и опечатаны большинство мечетей в Кабардино-Балкарии.
ДУМ КБР хранило молчание, когда районная администрация нарушала автономию религиозных общин, большинство из которых были официально зарегистрированы в Минюсте как общественные организации, вмешивалось в работу мечетей и, в нарушение всех прав общественных объединений, назначала «своих» имамов вместо избранных общиной.
ДУМ хранило молчание, когда милиция устроила беспрецедентную облаву на верующих в мечетях Нальчика и Баксана. На последнем случае остановимся несколько подробнее.
14 сентября 2003 года в Нальчике (одновременно!) из двух мечетей в разных концах города во время вечерней молитвы выволокли всех находившихся там людей. Всех их забрали в ближайшие ОВД, где продержали кого трое, а кого и десять суток. Впрочем, оно и понятно, там ведь милиция отрабатывала оперативную информацию по поводу причастности группы лиц к террористической деятельности! Наверное, и официальная причина задержания – «неповиновение при охране общественного порядка» (статья 19.3 КОАП РФ) – убедила официальных мулл.
Действительно, для чего еще милиции врываться в мечети во время намаза, кроме как в целях «охраны общественного порядка»? А может ДУМ КБР искренне верит, что в этих мечетях, которые – на минуточку! – обслуживали два крупных городских района, на то время намечалась какая-нибудь особенно важная «сходка экстремистов» и случайных людей там быть не могло? К тому же и мечети эти были на плохом счету в муфтияте республики, ведь принадлежали они оппозиционной общине – джамаату М. Мукожева. А может, как раз в этом и вся загвоздка?
В том, что, упрекая своих противников в раскольнических настроениях, муфтият республики все эти годы вел себя так, словно сам он давно поделил всех верующих на «своих/чужих». В том, что руководители ДУМ КБР, единственной легитимной ассоциации мусульман Кабардино-Балкарии, обладающей исключительным правом отстаивать интересы ВСЕХ верующих мусульман республики, сами давно отгородились каменной стеной от большей части религиозной общины. Только лишь потому, что те-де поддерживают их конкурента в борьбе за власть, Мусу Мукожева, и ходят в «неправильные» мечети. Иначе как объяснить гробовое молчание ДУМ даже в тех вопиющих случаях, когда возмущенные голоса в защиту верующих раздавались откуда угодно, но только не из Духовного Управления?
Когда всех прихожан мечети в полном составе сажают в милицейские «уазики» и увозят в отдел, когда правоохранительные органы «зачищают» молельные комнаты прямо во время намаза, когда сотрудник милиции избивает беременную женщину за то, что та осмелилась показаться на улице в хиджабе, – уже не до внутриобщинных склоков. В этой ситуации руководителям ДУМ уже совсем не к лицу было думать о сохранении безоблачных отношений с всесильным Министерством внутренних дел, ибо речь шла о вызове целой религии и всем, кто так или иначе себя к ней причисляет. Духовное Управление Мусульман должно было понимать это лучше кого бы то ни было.
Еще примеры? Пожалуйста. Когда в апреле 2005 года разгорелся скандал в связи с задержанием студенток Кабардино-Балкарского Университета за чтение Корана(!) в одной из университетских аудиторий, за девушек заступился Координационный центр мусульман Северного Кавказа. ДУМ КБР вновь хранит молчание. Очевидно, Управлению трудно разглядеть, что происходит у него под самым носом. То ли дело северокавказским муфтиям с их колокольни.
Стоит ли после этого удивляться, что «молодые имамы» со своими сторонниками не идут на контакт с ДУМ КБР, как того хотелось бы президенту Канокову. И, надо думать, дело здесь не только в антагонизме и личных амбициях их лидеров. Антагонизм антагонизмом, но беда в том, что за последние 5-7 лет даже наиболее умеренная часть общины окончательно потеряла уважение к Духовному Управлению. Люди не верят, что духовные руководители республики в их нынешнем составе пальцем пошевелят, чтобы помочь им или их близким, случись в их семье то, что произошло, например, с той избитой милиционером женщиной. И думаю, президент Каноков прекрасно осознает всю недееспособность Духовного Управления. Недееспособность, с которой можно было бы мириться в любой другой ситуации, но не сейчас, когда эта быстрорастущая сила, «новые мусульмане», оказались в большинстве своем на перепутье. Возможно, именно сейчас, в данный исторический момент, решается, куда эта сила, наконец, повернет. И если бы президент Каноков этого не понимал, думаю, не возникло бы у него идеи создания государственных комиссий по связям с мусульманской общественностью.
Трезвый взгляд на вещи подсказывает, что пока во главе Духовного Управления будет бельмом на глазу многих стоять нынешний муфтий, вести диалог салафитской молодежи будет просто не с кем, за исключением, разве что, самого президента Канокова с его безграничным на сегодня ресурсом доверия.