Президент США, согласно Конституции, не имеет никаких полномочий в области финансов v это исключительная прерогатива Конгресса. Но с 1921 года ему поручена подготовка бюджета. Занимается этой подготовкой административно-бюджетное управление Белого Дома, которое сейчас возглавляет Митчелл Дэниэлс, имеющий репутацию ужасного скупердяя, но одновременно и филантропа. Управление формирует бюджет на основании заявок федеральных ведомств.
Федеральный бюджет США не имеет силы закона. Он принимается палатами в виде совпадающей резолюции, которая не имеет обязательной силы, но и не подлежит президентскому вето. Резолюция определяет основные параметры бюджета, на основе которых Конгресс принимает билли об ассигнованиях по каждой статье расходов, причем всякий раз голосует дважды: сначала утверждается билль, разрешающий ассигнования, а затем v распоряжение казначейству о выделении необходимых средств.
Обе бумаги направляются на подпись президенту, который вправе на любом этапе отказаться оплачивать счета Конгресса (ведь bill по-английски v не только закон, но и счет; в этой омонимике, вероятно, есть свой подспудный смысл). Наступает случай так называемого импаундмента (impoundment в точном юридическом смысле v арест на имущество, применительно к бюджету v вето на расходование средств).
С 1974 года в этих обстоятельствах стороны в соответствии с Законом о контроле за бюджетом и импаундменте действуют следующим образом. Президент направляет Конгрессу специальное послание, в котором объясняет причины отказа. Конгресс же борется с «саботажем» президента посредством принятия нового билля. Закон 1974 года определяет не только порядок разрешения бюджетных споров между ветвями власти, но и детальную структуру бюджета (президент должен, в частности, сформулировать свою экономическую стратегию и дать прогноз основных экономических показателей на ближайшие 5 лет).
Порядок прохождения бюджета жестко определен Законом 1985 года о сбалансированном бюджете и чрезвычайном контроле за дефицитом. Президент должен направить Бюджетному управлению Конгресса свой проект бюджета в первый понедельник после 3 января (в год инаугурации он, естественно, в этот график не укладывается). К 25 февраля профильные комитеты представляют свои заключения бюджетным комитетам палат. Не позднее 15 апреля Конгресс должен принять совпадающую резолюцию. Затем начинается мелкая нарезка: законодатели начинают обсуждение биллей об ассигнованиях. К 30 июня палаты должны принять все билли в последней редакции. Фискальный год начинается 1 октября.
Президент говорит, что в своем проекте бюджета он «обрезал жир», которым обросли федеральные ведомства при Клинтоне, и что его бюджет «отражает новую манеру вести дела и новое мышление».
Расходы определены в размере 1,96 триллиона долларов. Бюджет должен быть сведен с профицитом в 231 миллиард долларов. Главная цель бюджета v оживить экономику, чего администрация Буша рассчитывает добиться прежде всего сокращением налогов.
Бюджет предусматривает сокращение расходов 10 из 25 ключевых федеральных ведомств. В наибольшей степени урезаны ассигнования на нужды министерств сельского хозяйства и транспорта. Все недосчитавшиеся средств министры проявили чрезвычайную радость в связи с операцией «обрезания жира».
Самое значительное увеличение расходов планируется для Министерства образования v 11,5 процента. (Джордж Буш постоянно говорит, что школьная реформа v его приоритет номер один.) Существенно сокращен бюджет Министерства труда. Президент и его советники решили сэкономить на таких статьях расходов, как программы профессионального обучения, внедрение международных стандартов условий труда и сокращение доли детского труда.
Всего на полтора процента увеличен бюджет Национального агентства по аэронавтике и космическим исследованиям. Администрация отказалась финансировать, в частности, полет к Плутону и разработку новых кораблей многоразового использования. Сокращаются некоторые программы финансовой помощи зарубежным государствам v в частности, такому сокращению подвергнется проект содействия России в сокращении и безопасном хранении расщепляющихся материалов.
Скромную прибавку получит Министерство юстиции. Вместе с тем на 17 процентов будут урезаны ассигнования на принятую при Клинтоне программу борьбы с преступностью, которая предусматривала увеличение числа полицейских патрулей на улицах. Сэкономленные деньги будут направлены на повышение мер безопасности в американских школах. На тюрьмы правительство предполагает израсходовать 1 миллиард долларов.
Увеличен бюджет таких направлений, как борьба с терроризмом, киберпреступностью и иностранным шпионажем, а также техническое переоснащение ФБР. Дополнительно 300 миллионов долларов направляется в фонд социального обеспечения по старости. В общей сложности, как заявил директор административно-бюджетного управления Белого Дома Митч Дэниэлс, администрации удалось сэкономить 8 миллиардов долларов, сократив половину из более чем 6 тысяч специальных проектов, которые финансируются из бюджета в текущем финансовом году.
Критики президентского бюджета отмечали, что проект исходит из завышенной оценки роста валового внутреннего продукта: этот показатель администрация оценивает в 2,4 процента, тогда как эксперты ожидают рост в пределах 1,9 процента. Однако данные за первый квартал 2001 года, опубликованные Министерством торговли в последнюю неделю апреля, говорят о том, что мрачные прогнозы не оправдываются: в первые три месяца года рост составил 2 процента, что вдвое выше, чем показатель 4-го квартала прошлого года.
Оживление производства обусловлено в первую очередь высоким уровнем потребительских расходов: потребитель, несмотря на все треволнения биржи, не стал затягивать пояс и класть зубы на полку. Вместе с тем специалисты указывают, что полная картина будет ясна после опубликования данных о ситуации на рынке труда. По предварительным данным Министерства труда, уровень безработицы сейчас самый высокий за последние пять лет.
Демократы считают президентский бюджет безответственным. Они не верят, что экономическая стратегия Буша стимулирует рост. По их мнению, бюджетные излишки следует в первую очередь направить на погашение внутреннего национального долга, в фонды социального обеспечения и медицинского страхования по старости, расширить программы помощи неимущим, значительно больше средств выделить на реформирование публичных школ, на сельское хозяйство, на оплату пенсионерам лекарств.
Лидер демократов в Сенате Том Дэшл, которого недавно журнал New Republic назвал «человеком, который способен остановить Буша», обращаясь к народу сразу после того, как Буш представил свой налоговый план Конгрессу, сформулировал свои возражения так: «Подумайте о вашем семейном бюджете. Представьте себе, что вы ничего не скопили на старость, а только тратили деньги по кредитным карточкам и теперь не можете позволить себе медицинскую страховку. И вот вам говорят, что на вас когда-нибудь могут свалиться деньги. Что вы сделаете? По логике президента, вы должны тотчас потратить свои деньги - деньги, которые вы можете и не увидеть - не заботясь о своих долгах, своих счетах за лечение и своей пенсии. Вы не поступите так, не поступим так и мы. Но именно это предложил сегодня президент».
На это Буш отвечает, что налоги v это народные деньги, пусть народ их и тратит так, как считает нужным. А вашингтонским бюрократам, говорит он, сколько ни дай v все мало. Старый спор частной инициативы с социальной ответственностью продолжается.