12 августа в нашем округе проходили общественные слушания по проекту Генплана Москвы до 2025 года. Объявление о проведении этих слушаний я увидела 12 же августа, причем случайно (в моем собственном подъезде такого объявления не было), и к началу собрания, соответственно, опоздала, тем не менее, большую часть выступлений, думаю, слышала. Зал соседней школы был забит до отказа, люди стояли и вдоль стен. За столом президиума я с удивлением обнаружила председателя городской Думы В.М. Платонова и Главного архитектора Москвы А.В.Кузьмина – а ведь только в нашем округе более 10 районов, а по всей Москве? И в большинстве районов слушания проходили именно 12 августа. Кто же представляет власть в других районах? Из трех остальных сидевших за столом президиума один оказался зам. префекта ЮЗАО А.Л.Картышовым, двое других, по-видимому, представлявших префектуру или управу, за вечер не произнесли ни слова.
Само собрание длилось около 4 часов. Обсуждение проходило очень бурно. Не думаю, что г-ну Платонову и г-ну Кузьмину часто доводилось слышать такое в свой адрес. Заключая собрание, г-н Платонов даже сказал, что нет в ЮЗАО второго такого сложного района, как Гагаринский, – ну что ж, спасибо, что он пришел именно сюда. Особый гнев народа вызывала префектура, ее чиновники, которые месяцами отфутболивают людей. Многие выступавшие почти кричали, что Картышов не умеет общаться, его нельзя вообще допускать до работы с людьми и т.п.
В адрес собственно московских властей тоже звучало много критики. О проекте Генплана говорили как о туманном, неконкретном и малопонятном, способном только служить прикрытием для произвольного обращения с землей. Вопросы вызывало и время проведения слушаний: почему они проходят именно сейчас, когда многих москвичей нет в городе? «Почему в Москве не выполняются федеральные законы, мы что, живем под властью князька?» - спрашивали люди. Звучало и такое: «Это на наши налоги вы живете», «Вы говорите о патриотическом воспитании молодежи, о сложной демографической ситуации – и захватываете детскую и спортивную площадки в нашем дворе», «Сколько подписей мы должны собрать, чтобы на нас обратили внимание? Мы собрали 2000 подписей, а наше письмо спустили в префектуру, где отделываются отписками». И даже более радикальное: «Не дадим превратить Гагаринский район в Батурин-Лужков-Ресин-сити» и «Вы не понимаете, что провоцируете социальный взрыв?» Были и курьезные моменты: представитель интеллектуальной молодежи района (так она представилась) в целом горячо поддержала проект Генплана и внесла 2 предложения: во-первых, создать при префектуре молодежную комиссию по контролю за претворением проекта в жизнь, а во-вторых, присоединить к ЮЗАО земли ближайшего Подмосковья. Но в основном народ говорил о болевых точках района, об участии в акциях по защите своих дворов, о победе в борьбе за площадку вокруг здания метро «Университет» – его вроде бы признали архитектурной ценностью и т.п.
Если г-н Кузьмин пытался балагурить («Кто-нибудь знает счет матча Россия – Аргентина? – Я болельщик» или «Все стремились жениться и переехать на Ленинский проспект, только я, дурак, женился по любви»), старался сбить пыл выступавших замечаниями типа: «Обязательно напишите это в своих предложениях, мы это непременно учтем» и часто выходил то ли покурить, то ли отдышаться, то г-н Платонов, напротив, был сдержан и строг, просил только не переходить на личности; однако и он заметно бледнел, когда речь заходила о семье его начальника или о руководителе стройкомплекса Москвы. Вообще чувствовалось, что они несколько напуганы таким накалом страстей и подобными высказываниями – а ведь выступали, в основном, люди интеллигентные, с хорошей речью (удивило, кстати, что и Кузьмин, и Платонов знали некоторых жителей района по имени-отчеству и даже обещали содействие в решении каких-то проблем; у меня они, и особенно г-н Кузьмин, ассоциировались только со странными «разрешениями» вроде строительства торгового центра, закрывающего фасад Павелецкого вокзала или сноса квартала на Садовнической набережной).
После окончания собрания и Кузьмин, и Платонов спустились со сцены и продолжали уже в зале общаться с подходившими к ним людьми. Кстати, в ответ на упреки в таком странном выборе времени обсуждения, еще со сцены они обещали, что в сентябре обязательно состоится повторное обсуждение, на которое оба непременно придут. Посмотрим! А вот что я сказала бы, если бы не опоздала и попала в список выступавших (и, может быть, скажу в сентябре):
Я согласна с тем, что здесь говорили: наш район создавался удобным для человека, в нем изначально предусмотрено многое для комфортной жизни; у нас относительно благополучная экология, много зелени, у нас есть даже свой природный заповедник, мы знаем о хороших школах, в округе есть возможности для занятий детей - и в Доме детского творчества, и в университете. Более того, наш район - один из немногих в городе - имеет нормально спроектированную транспортную сеть: по своим межквартальным проездам мы можем выехать на 4 широких проспекта – разве это сравнишь с кошмарной транспортной ситуацией где-нибудь на Каширском шоссе или на Уральской улице? Правда, выехав из своего района, мы тоже упираемся в какую-нибудь пробку – как и все жители города. Но, я думаю, что поскольку сидящие здесь у нас за столом президиума в пробках не стоят – им это понять сложно.
Но хочется сказать и о проблеме, которая не была предусмотрена при проектировании нашего района, – проблеме автостоянок. Она сейчас стоит очень остро. Нам просто некуда ставить наши машины. Со времени последних выборов в Мосгордуму у нас буквально втиснули в жилую застройку несколько огромных жилых корпусов. Я лично вижу 2 таких дома по имени «Премьер» рядом с экопарком на Воробьевых горах, еще два корпуса возводятся во дворе домов 67-69 по Ленинскому проспекту. Знаю, что осуществляется и другая «точечная» застройка. Однако за те же 4 года в районе не построено не только ни одного гаража, но и вообще ни одного дополнительного машиноместа. Т.е. поиском земли на эти цели префектура не озаботилась. Может быть, стоило сначала позаботиться об уже имеющихся машинах, а уже потом расширять автопарк нашего района за счет новых машин из вновь строящихся домов? Тем более что в Москве все еще в ходу проекты подземных гаражей даже в элитных домах, в которых на 100 квартир предусматривается 70 машиномест, хотя в реальности в таких домах бывает 150-200 машин. И куда эти новые машины будут поставлены? И что будет с транспортной ситуацией в районе, когда они выедут на узенькую улицу Фотиевой и на проезд вдоль ограды Дворца пионеров? Или вы собираетесь расширять дорогу за счет экологической зоны?
Я понимаю, что Москва, как и любой другой город, должна развиваться. Но во всем мире при рассмотрении вопросов муниципального развития власть исходит из баланса интересов жителей, уже проживающих в этом районе, потенциальных жителей и инвесторов – и если власть этот баланс не соблюдает, если не считается с интересами своих избирателей, за нее просто не проголосуют, и на смену этой власти придет другая. В нашем случае мы видим, что решения принимаются только в пользу инвесторов - а мы собираем тысячи подписей под письмами начальству, устраиваем митинги – и продолжаем голосовать за тех же людей. Может быть, на ближайших выборах просто нам всем подумать, как голосовать?
P.S. Увидела заявление чиновника московского правительства, о том, что «большинство горожан в целом поддержали проект Генплана». На основании моих собственных наблюдений за ходом дискуссии в Гагаринском районе г. Москвы, я бы, скорее, сделала противоположный вывод.
Татьяна Косинова. Как пиарщики спасают проект газоскреба
Андрей Маргулев. Генплан как индульгенция