Доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института водных проблем РАН Григорий Баренбойм рассказал «Полит.ру», на какие экологические проблемы стоит немедленно обратить внимание. Беседовала Евгения Красавцева.
Какие вопросы современной экологической повестки наиболее актуальны в России и мире?
В первую очередь необходимо формирование экологического сознания — понимания нашей близости с природой и осознания ответственности за ее состояние. Это определяющий аспект.
Экологические проблемы обсуждаются на многих форумах и конференциях. Решение каких вопросов уже найдено, а по каким необходима дальнейшая работа?
Довольно слабо развита та наука, которая связывает здоровье человека, развитие цивилизации и будущее с экологической ситуацией. Нет комплексной стратегии и представления о последствиях. Например, о том, как загрязнение воды, воздуха, почвы и пищи влияет на человека.
Приведу пример: к 1 июня этого года в Международной регистрационной системе химических соединений было зарегистрировано почти 57 миллионов соединений. Из них в человеческой практике крутятся порядка пяти-семи миллионов. Мы знаем только о ничтожной доле веществ и о том, какими опасными свойствами они обладают. Такие проблемы как таяние льдов, уничтожение лесов, загрязнение воды, воздуха и уникальных мест, – вторичны. Прежде всего, необходимо экологическое мышление и резкое увеличение знаний в этой области.
Какие водные проблемы наиболее актуальны?
Есть две водные проблемы. Одна из них социальная, − это нехватка воды в отдельных странах, которая происходит на фоне роста водоемких производств. С этим связаны различные водные и геополитические конфликты. Водопотребление человечества стремительно растет, и не только потому, что происходит рост народонаселения. Появляются более цивилизованные условия жизни во многих странах. Ведь чем выше уровень цивилизации, тем больше воды ей требуется.
А вторая проблема, − это резкое ухудшение качества воды. Доступные запасы воды падают, потому что идет большое потребление воды. С другой стороны, ее загрязнение растет.
Одна кривая падающая, другая – растущая. По модели Виктора Данилова-Данильяна, посвященной экологическим, экономическим и социальным аспектам водных дел, две кривые пересекаются в районе 2030 года. Это означает, что
Появляются все новые и новые неизвестные вещества и требуются громадные траты на водоочистку.
Одна из современных проблем, которая касается всех стран, в том числе и России, - это попадание лекарств в воду - в реки, водохранилища, озера. Эти лекарства берутся из свалок медицинских отходов, из госпиталей, больниц, аптек, которые недостаточно ответственно относятся к ликвидации отходов.
Человек является генератором лекарств, которые попадают в воду. Из того, что мы принимаем, усваивается только некая часть. Остальное вместе с биожидкостью попадает в коммунальные воды, а затем и в реки. Во многих странах мира, в том числе и в России, в воде обнаружены антибиотики, некоторые гормоны и другие лекарственные вещества.
Во-первых, если антибиотики вместе с водой все время будут попадать в наш организм, пусть и в ничтожных количествах, то болезнетворные бактерии привыкнут к ним. Во-вторых, вода содержит много патогенных организмов, которые являются источником болезней.
Какое место среди водных проблем занимает проблема Байкала?
Я не специалист по Байкалу, хотя несколько раз бывал в экспедиционных поездках и сейчас слежу за его судьбой. Глубоководные экспедиции, которые прошли на Байкале в прошлом и позапрошлом году, ещё раз подтвердили совершенно удивительную природу этого озера. Обнаружились гидротермы, где идет вода с повышенной температурой и природные выбросы нефти со дна.
Его надо беречь. Меня очень тревожит то, что власти снова разрешили работать Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату. Государство не имеет четкой стратегии применительно к Байкалу. Импульсные решения вообще характерны для наших отношений с водными объектами. Стратегия должна быть продумана на много лет вперед и доведена до общественности.
Какие люди и организации вы бы выделили среди занимающихся проблемами экологии? Чей вклад наиболее ценен?
Я затрудняюсь ответить на этот вопрос, потому что есть разные весовые категории. Тут как в боксе: есть боксеры легчайшего веса, есть легкого, а есть тяжеловесы. Лучшего определять надо в каждой весовой категории.
Структуры, которые занимаются научными исследованиями применительно к воде - это наш Институт водных проблем, Институт биологии внутренних вод в Ярославской области, Институт озероведения в Питере, совершенно прекрасный Институт в Тольятти, который изучает Волжский бассейн. Есть государственные организации Росприроднадзора, они контролируют качество воды. Существуют общественные природно-охранные организации. Помните, у поэта было сказано: «Мамы разные нужны, Мамы разные важны». Так и здесь - очень трудно выделить, кто из них лучше, кто хуже – каждый занимается своим делом.
Если говорить об общественных организациях, то наиболее активные люди, всей душой болеющие за воду, как правило, очень безденежные.
В этой проблеме резко принижена роль общественных структур.
Она должна объединять научные и общественные организации, участвовать в обучении молодых специалистов и охватывать все формы отношения к воде: от фундаментальной науки до формирования общественного протеста. Такой политики у нас пока нет.