Австралийская компания Maptek приступила к работе над широкомасштабным проектом – сканированием наскальных рисунков австралийских аборигенов в национальном парке Какаду. Этот проект является составной частью более крупного проекта «CyArk 500 challenge», который ставит перед собой задачу перевести памятники Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в цифровые модели и таким образом сохранить их для потомков.
Maptek уже имела опыт оцифровки археологических памятников, она составила карту археологических раскопок в пещерах близ сербского города Ниша. Современная технология состоит в сканировании поверхностей скал и гротов при помощи лазера. Одно сканирование позволяет получить трёхмерное изображение, состоящее из 74 миллионов пикселей. При дальнейшей обработке возможно реконструировать утраченные части. За один рабочий день аппарат может сканировать до 17 объектов на нескольких локациях. Возможность съёмки одного объекта с нескольких точек позволяет рассмотреть большие росписи полностью, тогда как при обычном фотографировании в объектив попадает только часть рисунка.
Хотя комплекс росписей на скалах и гротах в Какаду внесён в список Всемирного культурного наследия, их сохранность находится под постоянной угрозой, как со стороны природы (лесные пожары, эрозия), так и от посещающих их туристов. Археологи Пол Такон, Питер Вет, Алистер Патерсон и Уэйн Бреннан неоднократно подчеркивали опасность для наскальных рисунков. Раскопки датируют древнейшие австралийские изображения на скалах временем около 45 тысяч лет назад, что в целом соответствует данным генетических исследований, согласно которым австралийцы заселили континент около 50 тысяч лет назад. На этих древнейших рисунках изображены многие ныне вымершие виды животных, такие как, например, гениорнис. Самые молодые изображения относятся к XVIII-ХХ векам и на них можно увидеть и высадку европейцев, и такие современные изобретения как велосипеды или бипланы. Сакрализация изобразительной практики у австралийских аборигенов и их попытки сохранить при помощи наскальных рисунков историю своего племени позволяют увидеть контакты с европейцами глазами аборигенов. Тем более, что «период контактов» в Австралии был более длительным, чем в других регионах земли.
Наскальные рисунки распространены во многих регионах Земли, но в каждой культуре вырабатывается свой уникальный комплекс визуальных кодов (образов, символов) и связанных с ними мифов. Визиткой карточкой австралийской наскальной живописи служит так называемый «рентгеновский стиль» изображений, при котором люди и животные нарисованы с внутренними органами, а наиболее излюбленным мотивом является миф о рождении змея-радуги.
Если комплекс росписей в национальном парке Какаду находятся под охраной государства, то многие памятники, такие как Джулирри на полуострове Арнемленд или Пилбара в Западной Австралии практически не изучены. Почти каждый год приносит новые открытия. Ученые опасаются, что активные геологические работы в Пилбара могут уничтожить этот комплекс, подобно тому как в 1960-70-х годах были уничтожены росписи на полуострове Бурруп. Во многих регионах Австралии существенным препятствием в изучении наскальных росписей служит сохранившаяся у аборигенов сложная система запретов и табу, связанная с сакральными рисунками, так некоторые из них могут видеть только люди прошедшие инициационные обряды, другие – только мужчины, третьи – только женщины.
В последние годы ситуация с охраной наскального искусства аборигенов меняется к лучшему. Был составлен список из 100 наиболее значительных памятников. Работы компании Maptek по сканированию изображений в национальном парке Какаду своего рода пилотный археологический и искусствоведческий проект по исследованию росписей, поэтому есть надежда, что аналогичные работы будут проведены и в других памятниках Австралии.