В пятницу, 23 февраля, украинский президент Виктор Ющенко отмечал свой день рождения на рабочем месте, а нынешний понедельник начался с его странного указа, согласно которому на Секретариат президента (аналог российской АП) возлагаются полномочия представлять интересы В.Ющенко в судах. А также - в "созданных им для выполнения его полномочий консультативных, совещательных и других вспомогательных органах".
Учитывая обтекаемую формулировку указа, к таковым органам можно отнести Совбез и армию, где В.Ющенко номинально числится председателем и главкомом, а также - украинский парламент, в котором у президента есть право законодательной инициативы. Получается, что на Украине, начиная с этого понедельника, чиновники Секретариата могут вносить законопроекты в Верховную Раду и отдавать приказы украинским военным, совершенно не пользуясь для этого президентом Ющенко.
Если так, то неплохо бы произвести инвентаризацию "консультативных, совещательных и других вспомогательных органов", с помощью которых Ющенко до этого понедельника осуществлял свои полномочия. Дело в том, что в силу общего властного расклада на Украине в последнее время президент сам является скорее "консультативным" и "вспомогательным" органом, чем реальным политическим игроком. С 1 января прошлого года в действие вступили изменения в Конституцию, слегка превратившие страну в парламентскую республику и оставляющие за президентом лишь контроль над "силовиками" и внешнеполитическим ведомством.
А летом 2006 премьер-министром стал Виктор Янукович как победитель парламентских выборов. Его команда до недавнего времени усиленно восполняла пробелы в новом законодательстве, на предмет возможного расширения полномочий премьера - вследствие чего "контроль" Ющенко над МИД и "силовиками" также стал носить скорее консультативный характер.
Может быть, именно осознание этого факта легло в основу подписания указа Ющенко (или просто тяжелый понедельник после дня рождения?), но, в целом, к данной радикальной реформе (по освобождению себя от служебных обязанностей) украинский президент шел последовательно.
В частности, вот две последние рабочие инициативы Виктора Ющенко. Первая - провести консультативный всеукраинский референдум по вопросам изменения конституционной реформы. Именно "консультативный", а никакой другой, т.е. все юридические тонкости и возможные переформулировки многострадальной украинской Конституции должны быть предъявлены украинцам в многостраничном (а иначе не выйдет) бюллетене, вкупе с шариковой ручкой и двумя-тремя тетрадками для примечаний и собственных предложений.
Вторая еще круче. Ющенко предложил с апреля поднять размер минимальной зарплаты для украинцев. Именно предложил, причем – не кому-то конкретному, а вообще, в Космос. Понятно, что президент лишен влияния на украинскую экономику, но украинцы-то поверили.
Для ясности надо отметить, что у украинских политиков есть замечательная игра - разговаривать друг с другом на пониженных передачах. Так, в частности, уполномочив Секретариат представлять себя везде, где только можно, Ющенко пытается "опустить" пониже Януковича с его правительством. Соответственно, само правительство уже давно перестало разговаривать с Секретариатом, возложив эту функцию на спикеров Антикризисной коалиции. По итогам данной игры с фракцией пропрезидентской "Нашей Украины" в парламенте разговаривать уже некому.
Быстро "въехать" в украинскую ситуацию помогает терминология из новой книжки Пелевина, согласно которой г-на Ющенко следует переименовать в "Гламура Андреевича", а г-на Януковича - в "Дискурса Федоровича", хотя оба они, безусловно, по паспорту Викторы. Оба политика идентичны по происхождению, взаимозависимы и взаимозаменяемы, а основные различия - в склонностях этих государственных мужей. Ющенко склонен к изучению быта, истории и морали "маленьких украинцев", а Янукович к административно-хозяйственной работе и селекторным совещаниям. И тот, и другой искренне любят Украину и ее жителей, но ни истинного гламура, ни настоящего дискурса стране до сих пор не предъявлено.
Поэтому основным сюжетом украинской политической жизни последних месяцев остается битва Юлии Тимошенко за снижение жилищно-коммунальных тарифов. Ну и небольшое объединение блока имени ее с "Нашей Украиной".
Да, объединение НСНУ и БЮТ обеспечивает невозможность дальнейшего преодоления вето г-на Ющенко, регулярно накладываемого на важные для г-на Януковича законопроекты - класса закона о Кабмине (который, собственно, и превратил Ющенко в консультативную фигуру). Но в то же время оно превращает г-жу Тимошенко в маргинала, поскольку делает невозможным принятие закона об оппозиции, который так нужен лидеру БЮТ.
Учитывая, что (по каноническому определению ильфо-петровского монтера) согласие есть продукт непротивления сторон – странно было бы полагать, что Тимошенко будет противиться возможности довести до стадии принятия 1-2 ключевых для нее закона, а Янукович - использованию голосов фракции БЮТ для утверждения окончательной "консультативности" г-на Ющенко. В чем, кстати, заинтересована и сама Тимошенко. Так что достижение согласия между ними – всего лишь вопрос времени.