13 марта президент Украины Виктор Ющенко, неожиданно для себя самого, провозгласил масштабную чистку украинских губернаторов. Сделано это было во время совещания "С любовью и заботой к детям", а в киевских СМИ было отражено вот так: "Ющенко считает, что руководители областей, у которых не улучшается статистика создания детдомов семейного типа, должны уйти в отставку". На самом-то деле, президент, конечно, сказал немножко другое ("В каждой пятой области ничего не сделано, чтобы по домам семейного типа статистика улучшилась" и "люди, которые не вытягивают гуманитарные вопросы, социальные, должны уйти в отставку" - это его дословные цитаты), но смысл-то все равно передан точно.
Но Ющенко повезло. Ни неожиданный призыв к чистке губернаторов, ни его крутой наезд на статистическое, а не реальное, положение дел с этими детдомами - журналисты в массе своей просто не заметили, как это часто бывает на Украине. Им оказалось гораздо интереснее рождение "Майдана-2", которое происходило в этот день в Верховной Раде.
Пока Ющенко любил детей, фракции блока Юлии Тимошенко и пропрезидентской "Нашей Украины" выступили в украинском парламенте с совместным ультиматумом для Антикризисной коалиции Януковича. Ультиматум состоял из 17 пунктов, некоторые из которых странным образом сочетаются, как, например, "Пятое. Разорвать преступную связь бизнеса и власти" и "Десятое. Прекратить давление власти на бизнес" (с целью вступить в связь, не иначе же) или, еще, "Девятое. Прекратить коррумпированные схемы в экономике" и "Одинадцатое. Немедленно остановить рейдерство" (которое, в контексте п.9., следовало бы только приветствовать). Далее было заявлено, что до полного выполнения этого ультиматума депутаты фракций БЮТ и НСНУ не принимают участия в пленарных заседаниях Верховной Рады. Их места в сессионном зале были накрыты государственным флагом, а Юлия Тимошенко прокомментировала действие так: "У нас состоялся разговор слепого с глухим: Антикризисная коалиция отказывается нас слышать. Поэтому мы отказываемся работать в этом парламенте и в знак протеста покидаем его".
Позднее, в комментариях для СМИ, выяснилось, куда будет потрачено высбодившееся (от нехождения на работу) время депутатов Тимошенко и партии Ющенко. Как сообщил журналистам "нашеукраинец" Николай Катеринчук, один из "полевых командиров" Оранжевой революции-2004: "На позднюю весну мы готовим массовые акции протеста в Киеве. Это будет весенний марш свободы. Мы призываем всех сознательных граждан Украины выйти на улицы в знак протеста против политики правительства и Антикризисного большинства". Информацию Катеринчука подтвердила и Тимошенко, заявив на брифинге в недопокинутом парламенте: "Мы обращаемся к президенту с просьбой созвать на базе Совета национальной безопасности и обороны Украины заседание с участием руководителей государства и лидеров фракций и провести обсуждение наших 17 требований, которые могут стать основой урегулирования политической ситуации. Если они будут проигнорированы, то мы будем действовать, как и во время президентских выборов-2004". Соответственно, темой дня 13 марта в Киеве немедленно стало: "Майдан-2".
Ющенко, на тот момент покинувший "детское" мероприятие, отреагировал на "Майдан-2" самым благоприятным образом. Во-первых, на 14 марта на 14.30 было назначено заседание СНБОУ (т.е. впрямую удовлетворено требование Тимошенко), а, во-вторых, Ющенко прямо поддержал ультиматум оппозиции, дав понять журналистам, что все законы, принятые Верховной Радой, пока БЮТ и НСНУ не ходят на работу, будут им ветированы. Практика игнорирования голоса оппозиции должна уйти в прошлое, и эта часть парламента должна принимать активное участие в формировании государственных решений, сказал Ющенко. Ну вот, а дальше вообще выяснилось, что совместный ультиматум НСНУ и БЮТ составлялся в Секретариате президента, в присутствии самого Ющенко.
Надо понимать, что своим участием в этом действии Виктор Андреевич очевидным образом нарушил собственную президентскую присягу, в которой торжественно присягал и обязался "исполнять свои обязанности в интересах всех соотечественников". Симпатии Ющенко к оппозиции, судя по его же присяге, являются исключительно частным делом украинского президента, а вот предоставлять собственное рабочее помещение и свое, президентское, присутствие для подписания подобного рода документов - это прямое исполнение обязанностей в интересах соотечественников, голосовавших за НСНУ и БЮТ, но не тех, кто поддерживает сегодня Антикризисную коалицию. Не "всех соотечественников", проще говоря.
Впрочем, развивать эту тему бессмысленно, поскольку уже 14 марта, как это часто бывает в Киеве, революция отменилась. Вместо заседания Совбеза, оглашения чрезвычайного положения и прочих радостей, Виктор Ющенко встретился с премьер-министром Украины Виктором Януковичем и спикером ВР Александром Морозом. Если по регламенту, то произошло это как бы до Совбеза, назначенного на 14.30, но затянулось как бы настолько, что и СНБОУ созывать было уже поздно.
А вот результаты встречи. Ющенко сообщил журналистам, что нашел общий язык с Януковичем и Морозом, что стороны договорились вернуться к соблюдению Универсала национального единства (политический документ, подписанный в августе, при внесении Ющенко кандидатуры Януковича на должность премьера), а новым министром иностранных дел Украины станет Владимир Огрызко. Кроме того, будет создан Национальный совет по стратегическому развитию Украины (НССРУ).
Т.е. как бы все нормально и в рабочем режиме, вместо Майдана-2 - НССРУ, куда и г-жу Тимошенко не стыдно пригласить. Понятно и то, что конкретно фракция НСНУ на свои рабочие места в Верховной Раде придет прямо завтра, а дальше и Юля, что она, рыжая, что ли?
Украина получила предсказуемое разрешение хитроумной комбинации, закрученной Тимошенко перед визитом в США. Демонстрация единства с маловменяемой пропрезидентской "Нашей Украиной" была нужна лидеру БЮТ ровно для того, чтобы избежать лишних вопросов в Вашингтоне - но, по итогам, США отправили Тимошенко договариваться о досрочных выборах исключительно с Виктором Ющенко. Виктор Андреевич на эти переговоры с удовольствием пошел, чтобы по итогам получить... желаемого министра иностранных дел и знаки уважения к собственной персоне в виде возвращения интереса украинцев к Универсалу национального единства, прошлогоднему детищу Ющенко, о котором уже все забыли.
Таким образом, г-н Ющенко дал абсолютно симметричный ответ г-же Тимошенко на ее успешное сотрудничество с Антикризисной коалицией по преодолению президентских вето зимой этого года. Если Тимошенко, в свое время, выменяла у коалиции Януковича закон об императивном мандате в местных советах (поддержав преодоление вето Ющенко на закон о Кабмине), то Ющенко тоже удовлетворил пару-тройку своих частных политических желаний, мастерски имитировав начало новой украинской революции. Так что они типа квиты.