"Полит.Ру" и Фонд комплексных прикладных исследований объявляют о начале совместного проекта "ПРОСПЕКТ НОВОСТИ". Проект подразумевает создание еженедельного новостного аналитического прогноза. Привлекая широкий круг экспертов и комментарии самих участников событий, мы намерены знакомить наших читателей с основными событиями наступающей недели, их скрытой интригой, возможным исходом и вероятными последствиями уже в понедельник. Новости о будущем являются не только самым чаемым человечеством, но и самым прагматичным типом новостей.
Сегодня в качестве анонса мы предлагаем обзор основных тем и событий внутриполитической и экономической жизни России на этой неделе:
- Миссия без миссии: о чем будет разговаривать Хорст Келер с российским руководством в отсутствии миссии МВФ?
- Прагматика или репутация: Михаил Касьянов подпишет очередное долговое соглашение, несмотря на традиционные сомнения экспертов и прессы
- Спор о 50 млрд.: бюджетная коалиция договаривается о распределении допдоходов между собой
- Еще один налог на мелкий бизнес: мэры обложат розницу налогом с продаж
- Анатомия "отечественного единства": как выкрутятся функционеры "Отечества" 13 октября?
МИССИЯ БЕЗ МИССИИ: ПОЛИТИКА ИЛИ РУТИНА?
Визит директора-распорядителя МВФ Хорста Келера в Москву 9-12 октября Директор-распорядитель МВФ Хорст Келер прибывает в Москву 9 октября и пробудет здесь три дня, в продолжении которых предполагаются переговоры и встречи в Министерстве финансов (Кудрин), Министерстве экономического развития и торговли (Греф), Банке России (Геращенко и Парамонова), кроме того, в последний день визита намечена встреча с премьер-министром Касьяновым и президентом Путиным.
Как известно, визит собственно миссии МВФ, которая также должна была приехать и обсудить с российской стороной положение дел в российской экономике и ее перспективы в следующем году, отложен. Официальное объяснение: в связи с ситуацией, сложившейся после терактов 11 сентября, и по соображениям безопасности. Последний аргумент, впрочем, не выглядит совершенно убедительным: положение в мире все же отнюдь не таково, чтобы директор МВФ и руководитель восточно-европейского департамента, подобно президенту и вице-президенту США, избегали появляться в одном и том же месте.
Источники в российском руководстве о целях и задачах визита говорят довольно расплывчато. Наш
собеседник, близкий к руководству финансового блока правительства, высказался подчеркнуто общо: "Россия является полноправным членом МВФ, мы входим в совет директоров, и вне зависимости от того, используем ли мы программы заимствований или нет, мы самым активным образом сотрудничаем с фондом. Руководитель МВФ посещает Россию для обсуждения перспектив развития российской экономики и форм сотрудничества. Задача встречи - активизировать это сотрудничество, более подробно ознакомить председателя МВФ с текущим состоянием дел в экономике, с ее перспективами. Мы будет стараться показать то, что есть, а будет это совпадать с прогнозами МВФ или нет, зависит от того, кто берет более свежие данные. В середине года российские экономисты прогнозировали, что рост будет 4,5%, а сейчас можно прогнозировать, что рост ВВП будет 5% и даже больше". Несколько раньше источник в Минфине сообщал РИА "Новости", что основное внимание в ходе визита Хорста Келера будет уделено вопросам бюджетной политики и совершенствования системы налогообложения. К приезду Келера ЦБ обнародовал "Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2002 г."
По мнению
генерального директора Экономической экспертной группы Максима Куликова , вряд ли стоит ожидать от визита каких-либо сенсационных результатов. "Скорее всего, будут подтверждены принципы взаимоотношений России и МВФ, сложившиеся после кризиса 1998 г. Суть их можно изложить одной фразой: Россия, являясь членом МВФ, может рассчитывать на любую техническую поддержку, а финансовая помощь может быть получена лишь при условии неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. По заявлениям Министерства финансов, потребность в получении финансовой помощи от МВФ может возникнуть в 2003 году в связи с пиком платежей по внешнему долгу. Ожидается, что высшее руководство страны получит от директора-распорядителя личное заверение в возможности такой помощи в случае низкого уровня цен на нефть. По мнению МВФ, российская экономика является в настоящее время одним из островков относительной стабильности. Такое отношение к России задаст общую тональность планируемых встреч. Основные критические вопросы будут, по-видимому, адресованы Центральному банку, так как фонд неоднократно высказывал недовольство по поводу слишком медленного реформирования банковского сектора, - считает эксперт.
Последнее выглядит весьма вероятным. Директор МВФ - фигура скорее политическая. Мониторинг состояния российской экономики, как и выработка экспертных рекомендаций на следующий год, - дело собственно миссии, а не Келера. Следует учитывать, что российско-американские отношения на данный момент в связи с консультациями по антитеррористическим действиям очень динамичны и открывают довольно богатый спектр возможностей. А тот факт, что визит Келера предваряет работу собственно миссии и разнесен с ней по времени, также может намекать на его именно политические подтексты. Нельзя исключать, что конфиденциально будут обговариваться возможности каких-то нетривиальных сценариев сотрудничества, а не только рутинные вопросы, о которых усердно говорят минфиновские источники.
В одном можно не сомневаться: в ходе визита г-н Келер выразит подчеркнутое удовлетворение текущим состоянием дел в российской экономике.
ЛЮБИМОЕ ДЕЛО: МИХАИЛ КАСЬЯНОВ ПРОДОЛЖАЕТ ТРЕНИРОВАТЬСЯ В ДОЛГОВЫХ СХЕМАХ. ТЕПЕРЬ В ЧЕХИИ
Визит Михаила Касьянова в Прагу 9-10 октября 9-10 октября Михаил Касьянов собирается провести в Праге. Главные темы визита - урегулирование разногласий по фонду страхования инвестиций, а также четырехстороннее соглашение об урегулировании долга между чешским и российским правительствами, РАО ЕЭС и фирмой Falkon. Правительство Чехии уже одобрило уступку части российского долга Чехии ($2.5 млрд из общей суммы $3.6 млрд) компании Falkon с дисконтом 80%. Долг будет погашаться поставками электричества (в этом году подобное соглашение уже работало, и в его рамках РАО поставило Falkon электроэнергию на $80 млн). Затем российский Минфин должен компенсировать РАО понесенные затраты - по предположениям, уже с дисконтом 50-65%. В этом случае разница, приходящаяся на посредников между Минфинами двух стран, составит порядка $350-750 млн. Ведь в принципе задолженность странам, не входящим в Парижский клуб, котируется на уровне примерно 50% от номинала.
Планируемая сделка вызвала сомнения и нарекания прессы. Во-первых, непонятно, что мешало двум министерствам договориться напрямую, если чехи действительно согласны продать долг с таким большим дисконтом. Во-вторых, Falkon не будет иметь права перепродавать российские долги или требовать с нашей страны деньги через суд. Значит, формально долг можно будет не платить вообще. Но, видимо, организаторы сделки этот вариант даже не рассматривают. Подписание Касьяновым договора приведет к неминуемой новой волне скепсиса в отношении методов урегулирования суверенных и корпоративных долгов, практикуемых правительством. Вариант, что Касьянов все же воздержится от одобрения сделки под угрозой еще одного удара по своему имиджу выглядит маловероятным. У договора есть сильные сторонники: он уже одобрен чешскими чиновниками, он очень нравится РАО ЕЭС, а российско-чешскую межправительственную комиссию, активно участвовавшую в подготовке предыдущего долгового соглашения с Чехией (списание части долга в обмен на создание страхового фонда для чешских инвесторов в России), возглавляет близкий Касьянову руководитель аппарата правительства Игорь Шувалов, что свидетельствует о значении, которое придают в окружении премьера "чешским схемам".
СПОР О 50 МИЛЛИАРДАХ: НА ПОДСТУПАХ КО ВТОРОМУ ЧТЕНИЮ
Бюджетной комитет начнет рассматривать поправки ко второму чтению 10 октября10 октября - крайний срок подачи поправок к проекту бюджета перед вторым чтением, которое состоится 19 октября. В этот же день - 10 октября - бюджетный комитет Думы приступит к рассмотрению поправок. В аппарате комитета нам сообщили, что на вторую половину дня в пятницу ни одна поправка в комитет официально не поступила. Несмотря на это, контуры возможных лоббистских атак и бюджетного компромисса просматриваются достаточно ясно.
Директор Экономической экспертной группы Максим Куликов: "Согласно Бюджетному кодексу, общий размер расходов, утвержденный в первом чтении, не может быть изменен в ходе дальнейшего рассмотрения бюджета. Поэтому думским лоббистам придется отвоевывать бюджетное финансирование друг у друга. Впрочем, в ходе первого чтения правительство совершило маневр, который позволит существенно ослабить накал битвы. Появление "дополнительных" 127,3 млрд рублей сконцентрирует усилия лоббистов именно вокруг этих средств. Остальная часть бюджетных расходов вряд ли претерпит кардинальные изменения." Как известно, 23,7 млрд из дополнительных 127,3 млрд планируется направить на выплату пенсий, базовая часть которых с будущего года будет финансироваться за счет поступающего в федеральный бюджет соцналога; половина из оставшейся суммы (51,8 млрд рублей) пойдет на увеличение профицита бюджета, что подразумевает либо резервирование этих средств «на черный день», либо использование их на досрочный выкуп долга, либо комбинацию этих двух вариантов; другая половина оставшейся суммы будет использована на непроцентные расходы. Именно распределение этих 51,8 млрд и станет предметом острой дискуссии накануне второго чтения.
"По предварительным оценкам, большую половину этих средств поделят между собой такие статьи, как финансовая помощь регионам и дорожное хозяйство. Значительное перераспределение средств в сторону силовых ведомств, по-видимому, маловероятно, - считает Максим Куликов. - В целом бюджет должен сравнительно спокойно преодолеть второе чтение, как, впрочем, и все последующие. Однако цена этого спокойствия достаточно высока. После пересмотра макроэкономического прогноза доходная часть выглядит весьма оптимистичной, что нарушает традицию консервативного бюджетного планирования, сложившуюся в последние годы. В случае, если цена на российскую нефть Urals окажется в 2002 г. ниже запланированной в бюджете ($23,5 за баррель), то недостаток налоговых доходов будет компенсироваться за счет сокращения размера резервного фонда либо за счет дополнительных заимствований. Напомним, что на прошедшей неделе цена на Urals колебалась вокруг $20 долларов".
Этот прогноз в целом подтверждают наши собеседники в Думе.
Оксана Дмитриева, заместитель председателя бюджетного комитета : "Я думаю, что основные вопросы для обсуждения - это дорожные фонды, дорожное строительство, зарплата бюджетников в регионах (то есть выделение специальных средств регионам, чтобы они могли повысить им зарплату). Я, конечно, буду предлагать увеличение расходов на науку и образование, здравоохранение. Аграрии будут ставить вопрос по сельскому хозяйству. Я думаю, пройдут все предложения, вопрос - в каком объеме? В основном расходы будут увеличены за счет добавленных Минфином средств".
Депутат Владимир Рыжков : "Уже сейчас ясно, что правительство пошло навстречу регионам по поводу трансфертов на повышение зарплаты бюджетникам, что правительство увеличит расходы на дорожное строительство - на бывшие дорожные фонды, что будут добавлены деньги на село. Похоже, что будут добавлены деньги на адресную инвестиционную программу, которая обычно является предметом дележа депутатов, - то есть на выбивание ими денег под конкретные стройки и объекты. После этого остается резерв порядка 10 млрд, и, видимо, в четверг правительство определилось, что с ним делать.
Я думаю, будут еще попытки на отдельные статьи выбить деньги. Оборона будет требовать увеличения расходов, в том числе на антитеррористическую деятельность. Может быть поставлен вопрос об увеличении средств на жилищно-коммунальную реформу. Но в основном конфигурация уже определилась. Схема, которую предложило правительство, взята не с потолка, а очень интенсивно до этого обсуждалась в кулуарах Думы и Совета Федерации. Намерение правительства зафиксировать, что расходоваться средства будут лишь после их фактического получения, безусловно, вызовет очень большие споры. Депутаты будут настаивать, чтобы эти цифры установить как задания, т.е. как обязательные доходы и обязательные расходы".
Тем временем 4 октября депутация фракции "Единство" совершила широко анонсированный визит к директору ФСБ и министру внутренних дел для обсуждения новых нужд силовиков в контексте активной борьбы с международным терроризмом. Очевидно, что торжественное перемещение депутации по центру Москвы носило характер PR-акции, подготавливающей требование об увеличении расходов на силовые ведомства. А зампред бюджетного комитета Владислав Резник заявил сразу после этих визитов, что не исключает, что "отдельные статьи расходования дополнительных доходов в бюджеты будут увеличены". Резник упомянул также, что новый порядок распределения дополнительных доходов будет рассмотрен в Думе 8 октября. Таким образом, правительство и "Единство" постараются утвердить порядок расходования средств после фактического получения доходов еще до самого торга о распределении 51 млрд допдоходов, а увеличение финансирования силовых ведомств предполагается в рамках распределения этой же суммы".
Член бюджетного комитета и фракции "Единство" Игорь Динес подтвердил нам эти предположения: "Я более чем уверен, что "Единство" будет настаивать на увеличении ассигнований на оборону, а также на борьбу с террористическими группировками и сопутствующие военные расходы. Объем может составлять от нескольких сотен миллионов до нескольких миллиардов. Это будет зависеть от того, насколько мы получим поддержку от других партнеров по коалиции четырех". На вопрос, за счет каких статей может быть это осуществлено, Динес ответил, что позиция фракции на этот счет будет сформирована, видимо, в понедельник, предположив в качестве наиболее вероятных - сокращение расходов на госаппарат и "предложения по изменению расходов по аграрному сектору". "Все это находится в динамике, - подчеркнул он. - Главная проблема будет, безусловно, связана с борьбой за увеличение тех 16 млрд рублей, которые необходимо сейчас дать на пополнение региональных финансов для выплаты зарплат бюджетникам, а также с расходами на дорожный фонд. Среди абсолютного большинства фракции и очень большого числа депутатов есть мнение, что эти расходы обязательно нужно увеличивать".
В целом картина выглядит так. Начало недели пройдет под знаком торга и поиска компромисса в рамках самой бюджетной коалиции четырех, при этом региональные лоббисты будут стремиться максимально увеличить трансферты регионам и расходы на дорожное строительство, в то время как пропутинское крыло постарается минимализовать ущерб от сокращения расходов на госаппарат и максимально увеличить расходы на силовой блок. Среди наиболее вероятных жертв компромисса - аграрии, чье политическое влияние стремительно падает.
ЕЩЕ ОДИН НАЛОГ НА МЕЛКИЙ БИЗНЕС: МЭРАМ ПОМОГУТ НАЛОГОМ С ПРОДАЖ
10 октября Дума рассмотрит во втором чтении поправки к главе закона "Об основах налоговой системы", посвященной налогу с продаж Суть проблемы формулирует для нас зампред бюджетного комитета Оксана Дмитриева: "Пока поправки приняты в такой редакции, что все физические лица должны платить налог с продаж при приобретении товара за наличный расчет по платежным карточкам. По факту это означает, что индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, которые дальше будут использовать эту продукцию в предпринимательских целях, должны платить налог с продаж дважды - при приобретении оптом и при реализации в рознице. Я считаю, что это подменяет суть налога, поскольку это налог на конечное потребление, на розничные продажи, а сейчас он преобразовался в налог на наличные расчеты. Я считаю, что это противоречит той концепции, которая была принята в первом чтении. Но, к сожалению, видимо, проект будет принят в этом виде".
Член бюджетного комитета Игорь Динес , который и будет докладчиком по этому вопросу в Думе 10 октября, в целом соглашается с этим и описывает расклад сил в Думе следующим образом: "Такая опасность действительно существует. В среду на заседании Думы столкнутся три позиции. Первая - это жесткая фискальная позиция, на которой будут настаивать многие губернаторы, а особенно - главы крупных городов и значительная часть Совета Федерации: это 5% НСП при максимально широкой базе - все наличные операции и вся розница. При этом я не разделяю желание некоторых моих коллег не оговаривать специальной статьей в законе жесткие сроки действия налога (2 года), оставив это на усмотрение правительства. Существует более умеренный подход: облагать 4% налогом все наличные операции, включая операции по кредитным и дебитным картам. Эта позиция была объявлена как официальная позиция бюджетного комитета, и в целом я ее буду докладывать на заседании Думы 10-го числа. Срок действия при этом жестко ограничен 2 годами, т.е. в последней статье о введении в действие записывается, что данный налог действует до 31.12.2003 г. Третья, самая либеральная позиция, с которой я первоначально выступал и которую поддержал по моей просьбе налоговый подкомитет - ставка 3%, соответственно налоговая база - только непосредственно наличные операции, не включая дебитные и кредитные карты, и действие налога только до 31.12.2002 г. Заседание обещает быть очень интересным".
Г-н Динес при этом предположил, что за основу решения будет взята позиция бюджетного комитета, "но, возможно, она будет скорректирована в ту или другую сторону". Депутат отказался оценить заранее силы сторон: "Мне как докладчику трудно ответить на этот вопрос. Я думаю, что примерно силы равны". Вопрос о судьбе единого соцналога Динес прокоментировал следующим образом: "Я не хочу вводить в заблуждение. Я думаю, ситуация станет понятна в понедельник ночью или во вторник утром. Это очень сложная работа."
Таким образом, формулировка бюджетного комитета является компромиссной по размеру ставки и срокам, но в то же время - уступкой мэрам и губернаторам в вопросе сферы применения налога. В таком толковании налога заинтересованы прежде всего местные власти с сильно развитой оптово-розничной торговлей (одним из главных лоббистов его является московское правительство). Представляется весьма вероятным, что вопрос будет увязан с бюджетным торгом внутри коалиции четырех: уступка московскому (лужковскому) и региональному лобби, заинтересованному в его максимальном применении, может стать разменной монетой в борьбе за параметры распределения дополнительных доходов бюджета.
АНАТОМИЯ "ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЕДИНСТВА": РАЗВОД НА ТРОИХ
13 октября движение "Отечество" и движение "Вся Россия" проведут свои съезды Главным внутриполитическим событием недели обещает быть развитие "объединительной" интриги. 13 октября в Колонном зале Дома союзов должен пройти съезд "Отечества". Предполагалось, что главным содержанием его станет преобразование объединения "Отечество" в одноименную политическую партию, принятие устава, программы и манифеста. Группа по подготовке документов под руководством главного идеолога движения Александра Владиславлева трудилась целый месяц и выработала вместо традиционной программы некий документ, описывающий "12 ликов страны".
Впрочем, экзотический документ может и не понадобиться. Рутина партийных будней была сломана неожиданной пресс-конференцией представителей центрального совета Союза "Единства" и "Отечества", объявивших об ускоренном слиянии обеих организаций в единую центристскую партию. Пресс-конференция стала действительно новостью: еще полторы недели назад предполагалось, что вопрос об объединении заморожен по крайней мере до начала следующего года. Очевидную растерянность она вызвала и в рядах функционеров "Отечества": объявление о слиянии уже в ноябре ставило под сомнение саму целесообразность проведения съезда и его содержание.
Юрий Лужков сразу после этих событий не исключил роспуска объединения (параллельно с роспуском "Единства") для создания центристской партии "Единое Отечество". Впрочем, готовивший "лики" и прочие партийные документы Владиславлев в тот же день категорически исключил роспуск "Отечества" и пытался уверить журналистов, что существует возможность создания единой партийной структуры без роспуска существующих. В действительности это возможно лишь в случае, если Союз "Единства" и "Отечества", зарегистрированный сегодня как отдельное юридическое лицо, будет преобразован в политическую партию, а "Отечество" останется движением (ибо закон запрещает одновременно состоять в двух партиях). Однако главная объявленная задача съезда 13 октября - именно преобразование в политическую партию, и все документы, подготовленные группой Владиславлева, направлены именно на это.
В конце недели стало известно, что 13 октября пройдет также съезд движения "Вся Россия". Неожиданная информация появилась после того, как на той же внезапной объединительной пресс-конференции было объявлено, что к союзу "Единства" и "Отечества" присоединится некто третий. В тот же день один из немногих публичных функционеров регионального лобби, Олег Морозов, объявил как само собой разумеющееся, что это будет "Вся Россия". В "Отечестве" это известие восприняли с откровенным изумлением, а Юрий Лужков и вовсе (кстати, небезосновательно) предположил, что "Вся Россия" уже распустилась. Некоторая анекдотичность ситуации заключается в том, что "Вся Россия" уже торжественно объединялась с "Отечеством" (перед думскими выборами 1999 г.), а потом торжественно принимала решение о слиянии с "Единством" (в мае 2000 г.).
По всей видимости, объединительная неразбериха связана с известными трениями между руководством "Отечества" и кремлевской администрацией по условиям объединения. И внезапная объединительная пресс-конференция, спутавшая аппарату "Отечества" карты и поставившая под вопрос целесообразность съезда и его содержание, и появление "третьего игрока" - забытой было "Всей России", выступившей в качестве конкурента "Отечества" и еще одного претендента на "долю" в будущей центристской партии, - призваны, видимо, оказать давление на функционеров "Отечества" и принудить их к более скромным условиям вхождения в кремлевскую партию. Таким образом, на предстоящем съезде задача руководителей "Отечества" выглядит так: максимально продемонстрировав стремление к объединению, все же преобразоваться в партию, дабы оставить за собой площадку для торга.