Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Кристины Баккилега и Мари Алохалани Браун «Мифы о русалках. От сирен и Мелюзины до нингё и Ариэль» (перевод Наталии Ивановой).
Русалки и другие мифические существа, обитающие в воде, поражали воображение людей задолго до того, как Ариэль продала свой голос морской ведьме в диснеевской экранизации «Русалочки». Античные сирены и средневековая Мелюзина, шотландские селки и японские нингё, бесчисленные водяные духи со всех континентов — они многолики и неуловимы, как переливы морской воды под солнцем. Авторы этой книги собрали десятки историй со всех концов света — от классических сюжетов до местных легенд — чтобы показать, как образ русалок менялся с развитием мировой культуры и отражал ее важнейшие течения.
Предлагаем прочитать фрагмент книги, посвященный мифам Африки.
Африканские русалки и другие водные духи
Африканские водные духи часто являются олицетворением источников воды и иногда носят названия рек, в которых обитают. Например, народ бини, живущий в Бенине и Нигерии, чтит Игбаджо — речную богиню, чьи слуги-русалки охраняют священную реку. Игбаджо также правит потусторонним миром, расположенным под водой. Народы, говорящие на языке тви (ашанти, фанти, аким и аквапим), проживающие в Гане на берегу Гвинейского залива, почитают двух свирепых морских божеств — Тахби и Табхи-йири.
Темнокожий Тахби телосложением напоминает крупного мужчину, и только его левая рука похожа на плавник акулы. Его жена Табхи-йири имеет тело русалки. Эти злобные существа топят людей и ассоциируются с бурными прибрежными водами. Богиня Ошун — могущественный речной дух в мифологии народа Йоруба. Сестры богини Ошун — Ойя и Оба — также относятся к речным духам, и все три сестры замужем за своим братом Шанго, богом грома. В «трудные времена» богине Ошун приносили человеческие жертвы, например когда воины Иджебу* в мае 1892 года выступили против британских колонизаторов. Этой богине поклоняются и сегодня — в ее честь ежегодно проводится двухнедельный фестиваль. Ошун, Ойя, Оба и Шанго, как и многие другие братья и сестры, являются детьми богини Йемайи (Йеманжи), чье имя означает «Мать рыб». Мы включили в нашу книгу мифологический рассказ «Аганджу и Йемайя». Эту историю поведал Альфред Бердон Эллис (1852–1894) — офицер британской армии, который провел в Гане больше двух десятилетий.
Для народов Западной Африки, говорящих на языке йоруба (проживающих в основном на территории Нигерии и Бенина), Йемайя является основным божеством воды. Она ассоциируется с семьей, женщинами, материнством и искусством и обитает в реке Огун. Распространению культа иемайи способствовала работорговля: народы йоруба принесли с собой в новые земли традицию поклонения этому божеству. Сегодня Йемайя считается во многих странах богиней воды, и в каждом регионе ее африканское имя звучит по-своему.
В Бразилии ее называют Йемаджа, Леманья, Джанайна, в Уругвае — Леманья и Йемалла, в Доминиканской Республике — Леманья и Йемалла, на Гаити — Ла Сирен и Ласирен, на Кубе — Йемайя, Йемойя, Иеманья, а в США — Йемайла, Йемана, Йемайя. Нередко Йемайя отождествляется с еще одной известной водной богиней — Мами»), которая является настоящим религиозно-культурным феноменом, и о ней вы узнаете в главе «Африканские водные духи в Карибском бассейне».
Для жителей Западной Африки и потомков африканцев в Новом Свете духи воды отнюдь не превратились в пережитки далекого прошлого, они остаются весьма востребованными у тех народов, которые в них верят. Свидетельством живучести этих верований служат появившиеся в последние десятилетия многочисленные новостные сообщения о встречах с русалками и другими водными существами. Летом 2013 года нигерийский новостной сайт разместил статью о том, что полиция опровергла известие о превращении рыбы в русалку в городе Ибадан. В статье говорилось, что «женщина средних лет по имени Рамота Салау», продававшая рыбу, утверждала, что одна рыба «внезапно превратилась в существо, которое называют “Омо Йемайя” или “русалка”». Чтобы поглазеть на это зловещее создание, собралась огромная толпа людей, но «русалка» оказалась детенышем осьминога. В другой части континента, в Зимбабве, в 2012 году местная новостная станция рассказала, что местные жители обвинили в неполадках на плотине Гвехава в Гокве, построенной всего два года назад, «злых духов», которые якобы «обитают в окрестностях плотины» и принимают обличье русалки и большой странной змеи: «Главы кланов, руководство городского совета и крестьяне, проживающие рядом с плотиной, заявили, что проблемы с водой в городе будут продолжаться, если не провести определенные ритуалы, чтобы задобрить разгневанных духов». В том же году русалок обвинили в задержках при строительстве водохранилища в Мутаре. Другой новостной источник сообщил, что министр водных ресурсов Зимбабве Самуэль Сипепа Нкомо «поставил в известность парламентский комитет Зимбабве, что напуганные рабочие отказываются возвращаться на участки вблизи городов Гокве и Мутаре». Министр Нкомо объяснил: «Мы даже наняли белых рабочих, так как думали, что наши парни не хотят работать, но белые также отказались вернуться туда и сказали, что не будут там работать». Министр добавил, что «русалок видели и в других водоемах».
Примерно каждые десять лет жители города Сюрбрак (ЮАР) сообщают, что «наблюдают в реке Баффало появление “легендарной русалки”, известной как Каайман». Житель Сюрбрака Даниэль Купидо поведал о своей встрече с Каайман поздним вечером 5 января 2008 года, когда члены его семьи и несколько друзей отдыхали у реки. Они услышали, «как будто кто-то колотит по стене». Купидо и его друзья решили посмотреть, кто издает звук, «доносившийся с близлежащего моста на мелководье». Возле моста Купидо увидел фигуру, «похожую на белую женщину с длинными черными волосами, которая барахталась в воде». Он решил спасти женщину и направился к ней, но остановился как вкопанный, заметив красноватый блеск в ее глазах — от этого зрелища у него «по спине побежали мурашки».
Существо соответствовало описанию Каайман — «получеловек-полурыба, обитающий в глубоких речных омутах; белого цвета, с длинными черными волосами и красными глазами». Один из свидетелей уточнил, что женщина, которую они видели, «испускала жуткое серебристо-белое свечение», а другой добавил, что существо издавало «странный звук, напоминавший женский плач» . Эти случаи доказывают, что африканцы продолжают всерьез верить в русалок и других водных духов.
Изображение ильной рыбы, способной жить в воде и на суше, часто встречается в культовом искусстве народа бини
Аганджу и Йемайя
До того как вступить в любовную связь с охотником, Одудуа родила своему мужу Обатале мальчика и девочку, которых назвали соответственно Аганджу и Йемайя. Имя Аганджу означает необитаемый участок, дикую местность, равнину или лес, а Йемайя — «Мать рыб». Таким образом, можно утверждать, что потомки союза Неба и Земли, то есть Обаталы и Одудуа, символизируют Землю и Воду. Йемайя — богиня ручьев и рек, она контролирует водные пути. Ее представляют в образе женщины с кожей желтого цвета, она носит синие бусы и одежду из белой ткани. Поклонение Аганджу, судя по всему, уже сошло на нет и стало частью культа почитания его матери; однако ходят слухи, что перед резиденцией короля в городе Ойо сохранилось открытое пространство, где прежде поклонялись этому богу и которое до сих пор называется Ойу-Аганджу — «Фасад Аганджу».
Йемайя вышла замуж за своего брата Аганджу и родила сына, которого назвали Орунган. Его имя состоит из слов «орун» (небо) и «ган» (быть высоким) и, по-видимому, означает «на высоте небес». Есть мнение, что оно соответствует понятию «кхекхеме», которым на языке народов эве называется «Область свободного пространства», то есть пространство между небом и землей. Таким образом, потомство Земли и Воды может быть тем, что мы называем Воздухом.
Орунган влюбился в свою мать, но она отказалась отвечать на его преступную страсть, и однажды, воспользовавшись отсутствием отца, он изнасиловал ее. Сразу же после свершившегося Йемайя вскочила на ноги и, заламывая руки и причитая, убежала; Орунган бросился в погоню и пытался утешить ее. Он обещал, что никто не узнает о случившемся, и уверял, что не может жить без нее. Орунган предложил Йемайе жить с двумя мужьями — один будет законным, а другой тайным, но она с презрением все отвергла и продолжала убегать. Орунган догнал Йемайю, но едва он протянул руку, чтобы схватить ее, она упала навзничь на землю, тело ее начало страшно раздуваться, из грудей хлынули два фонтана воды, а живот разорвался. Потоки из грудей Йемайи соединились и образовали лагуну, а из ее лопнувшего тела вышли 15 основных богов: Дада (бог растительности), Шанго (бог грома и молнии), Огун (бог железа и войны), Олокун (бог моря), Олоса (богиня лагуны), Ойя (богиня ветра), Ошун (богиня реки Ошун), Оба (богиня реки Оба), Ориша Око (бог земледелия), Ошоси (бог охотников), Оке (бог гор), Адже Шалуга (бог богатства), Шанкпанна (бог оспы), Орун (бог солнца) и Ошу (богиня луны). В ознаменование этого события на том месте, где разорвалось тело Йемайи, был построен город, получивший название Ифе (что означает расширение, увеличение или раздувание) и ставший священным городом племен, говорящих на языке йоруба. Место падения тела Йемайи в прежние времена показывали всем интересующимся, хотя не исключено, что и сегодня его можно увидеть; однако сам город был разрушен в 1882 году во время войны между общинами Ифе с одной стороны и Ибадана и Модакеке — с другой.
Таким образом, согласно мифу о Йемайе, перечисленные выше боги приходятся Обатале и Одудуа внуками. Существуют и другие боги, не принадлежащие к этой семейной группе, чье происхождение не имеет объяснения. По крайней мере, два главных бога относятся к этой категории, поэтому в данный момент мы оставим обсуждение второстепенных божеств, произошедших от Йемайи, и перейдем к главным богам, независимо от их происхождения.
Скульптурное изображение Йемайи на фестивале в Сальвадоре, Бразилия
* Иджебу — государство, располагавшееся на территории современной Нигерии; существовало до конца XIX века. — Прим. ред.