Знаменитая картина Владимира Дубосарского и Александра Виноградова – «Энди Уорхол в Москве», - на которой художник стоит на фоне Храма Христа Спасителя, как нельзя лучше иллюстрирует историю с предстоящей в России выставкой «Энди Уорхол: художник современной жизни». Каждая из сторон - и организатор выставки фонд Alcoa, и принимающие музеи решают свои глобальные задачи, для каждого из них Уорхол – это свой Храм Христа Спасителя.
«Выставка включает более 300 картин, рисунков и архивных материалов из постоянного собрания нашего музея, а также информационно-справочные материалы и каталог, специально изданный для посетителей выставки в России», – бодро рапортует а пресс-релизе директор музея Уорхола в Питсбурге Томас Соколовский. Музей этот, как сказали бы в советское время, - подшефная организация американского алюминиевого гиганта Alcoa, штаб-квартира которого расположена как раз в Питсбурге.
В этом году Alcoa приобрела два предприятия и в России – в Самарской и Ростовской областях. Далее все пошло по классическому для крупных западных компаний сценарию. Вместе с компанией Alcoa в России появился и благотворительный фонд Alcoa. Задача фонда – не просто заниматься благотворительностью, но и создавать положительный имидж Alcoa в регионе, где компания ведет бизнес. А потому работы Уорхола отправятся на Волгу и юг России.
Правда, сначала выставку покажут в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя здесь у Alcoa нет крупных производств, однако не показать выставку подобного уровня в столицах выглядело бы как необъяснимый и почти вызывающий жест. Так что сначала работы Уорхола увидят в Москве – выставка в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу откроется 13 сентября. К организации и проведению этого безусловно крупного события сама Третьяковка, в общем, имеет достаточно косвенное отношение - вернее будет сказать, что выставка из Питсбурга лишь гастролирует на площадке Третьяковки. Весь проект – от концепции и отбора работ до печати каталогов и приглашений - делают американцы. Третьяковка же получает от проведения этой выставки неплохие доходы (плата за аренду помещений, выручка от продажи входных билетов), а попутно кует и "символический капитал" - отличную пиар-прибыль.
Несмотря на это, Третьяковка позиционирует выставку как свой проект. Раз у нас - значит, наше; так, видимо, рассудило руководство музея. Рассудило, впрочем, скорее от безысходности: в следующем году Третьяковка празднует 150 лет с момента основания, но так случилось, что основной юбилейный проект провален – новое здание на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной к 2006 году построено не будет. Вернее, его даже не начали возводить, так как все сошлось воедино: сложный с точки зрения гидрогеологии участок, отсутствие финансирования и даже архитектурного проекта. Однако юбилеи всегда нуждаются в крупных проектах, Третьяковке же похвастаться особенно нечем. Кроме разве что серии выставок "Золотая карта России", представляющей коллекции региональных музеев, однако тянущейся далеко не первый год. Счет выставкам сейчас идет уже на десятки, и похоже, Третьяковка сама устала от них – раз от раза концепция выставок становится невнятней.
И вот, начиная с этого года в Третьяковке начинают показывать большие выставки, этакие музейные блокбастеры: «Бубновый валет», «Марк Шагал»... Теперь «Энди Уорхол: художник современной жизни». Три первоклассных выставки за один год - действительно очень много. Однако широкой общественности невдомек, что только выставку Шагала Третьяковка делала самостоятельно. «Бубновый валет» был инициативой частного фонда культуры «Екатерина» – тогда фонду удалось показать не только работы из Третьяковки и Русского музея, но и малоизвестные публике произведения из регионов (вплоть до районных музеев), а главное, работы из частных собраний. Силами «Екатерины» было даже модернизировано несколько казарменных залов Третьяковки на Крымском валу – там наконец появилось музейное освещение.
Когда же Третьяковка делала выставку Шагала, то в музее узнали, что страховая оценка картин – это не абстрактные цифры с большим количеством нулей, а вполне конкретные строчки бюджета. Кстати, фактически все большие выставки делаются на спонсорские деньги – Третьяковка (как и другие музеи) просто не может оплатить ни страховки, ни печать каталогов. При этом спонсоров в музее не любят и рассматривают их как неизбежное зло.
Правда, в Третьяковке нашелся человек, который решил использовать выставку Энди Уорхола не в финансовых и пиар- целях, а в художественных. Руководитель отдела новейших течений Третьяковки Андрей Ерофеев параллельно с выставкой родоначальника поп-арта покажет экспозицию «Русский поп-арт», где 250 произведений будут объединены в три основных раздела: «Предшественники русского поп-арта»; «Поп-арт в искусстве 1960–1970-х», «Поп-арт сегодня».
После Москвы экспозиция Энди Уорхола отправится в Санкт-Петербург. В середине декабря она откроется в Русском музее, который так же может гордиться этой выставкой. Этим проектом он утрёт нос своему главному конкуренту – Эрмитажу. Ведь предыдущая выставка Уорхола в 2000 году проходила именно в Эрмитаже. Нынешняя экспозиция несравнима по масштабу и качеству с предыдущей, и тем самым Русский музей утверждает свой статус главного места показа современного искусства в Питере.
Напоследок выставка Энди Уорхола отправится и на Волгу, в район стратегических интересов компании Alcoa, – весной 2006 года экспозиция откроется в Самарском областном художественном музее. У местной политической и художественной элиты появятся поводы для торжества. Амбициозная Самара, вечно претендующая на ведущую роль в регионе, последнее время чувствует себя обделенной – её так и не сделали столицей Приволжского федерального округа. Зато теперь можно будет объявить о крупнейшем художественном событии 2006 года в Поволжье.
В другом регионе стратегических интересов Alcoa, Ростовской области, пройдет гораздо более скромная выставка Энди Уорхолла. В городе Белая Калитва в рамках культурно-образовательной программы для юношества (так официально называется этот проект) будут представлены принты Энди Уорхола.
Итак, благодаря Энди Уорхолу будет решено огромное количество задач – Alcoa выйдет на большую дорогу благотворительности, музеи и их руководители решат проблемы собственного позиционирования на рынке искусства, региональная администрация удовлетворит свои амбиции. Название «Энди Уорхол: художник современной жизни» приобретает буквальный смысл. И всё же в конце концов стопка реальных и виртуальных купонов, которую настригут организаторы и устроители выставок Уорхола в России, - не самое важное. Главное в другом: искушенная московская и питерская публика, жители Самары и южнорусские подростки наконец-то вживую увидят произведения самого гениального рекламщика ХХ века, яркого художника, запрягшего высокое искусство в упряжь коммерции. И зрелище это со всех точек зрения несомненно будет и любопытное, и полезное.
На фото - репродукция картины Владимира Дубосарского и Александра Виноградова "Энди Уорхол в Москве". (2001)