Итоги продаж музыкального продукта в Европе за 2006 год (Total Music Sales by Market – physical & digital) появились в печати практически одновременно с итогами "Евровидения".
Сравним два итоговых списка.
РЕЙТИНГ ПРОДАЖ vs ИТОГИ КОНКУРСА
Места в рейтинге продаж | Страны | Доля вевропейскойсуммепродаж, %% | Местав конкурсе Евровидения | За кого голосовали телезрители?** |
1 | Великобритания | 28,3 | 23 | Турция, Греция, Украина |
2 | Германия | 18,2 | 19 | Турция, Греция, Сербия |
3 | Франция | 16,3 | 22 | Турция, Армения, Сербия |
4 | Италия | 5,5 | нет * | Не голосовали |
5 | Испания | 4,6 | 20 | Румыния, Болгария, Армения |
6 | Нидерланды | 3,5 | нет | Турция, Армения, Сербия |
7 | РОССИЯ | 3,2 | 3 | Белоруссия, Армения, Украина |
8 | Австрия | 2,3 | нет | Сербия, Турция,Босния и Герцеговина |
9 | Швейцария | 2,2 | нет | Сербия, Турция,Босния и Герцеговина |
10 | Бельгия | 2,2 | нет | Турция, Армения, Греция |
11 | Норвегия | 2,1 | нет | Швеция, Сербия, Венгрия |
12 | Швеция | 2,0 | 18 | Финляндия, Сербия, Венгрия |
* Не представлена в финале.
** Первая тройка предпочтений
ИТОГИ КОНКУРСА vs РЕЙТИНГ ПРОДАЖ
Местав конкурсе Евровидения | Страны | Доля вевропейскойсуммепродаж, %% | Места в рейтинге продаж | За кого голосовали телезрители? |
1 | Сербия | > 0,1 | нет * | Венгрия, Македония, Босния и Герцеговина |
2 | Украина | > 0,2 | нет | Белоруссия, Россия, Грузия |
3 | РОССИЯ | 3,2 | 7 | Белоруссия, Армения, Украина |
4 | Турция | 0,8 | 17 | Армения, Босния и Герцеговина, Россия |
5 | Болгария | > 0,1 | нет | Греция, Македония, Армения |
6 | Белоруссия | > 0,1 | нет | Россия, Украина, Молдова |
7 | Греция | 0,6 | 18 | Болгария, Молдова, Россия |
8 | Армения | > 0,1 | нет | Россия, Беларусь, Грузия |
9 | Венгрия | 0,5 | 19 | Сербия, Болгария, Румыния |
10 | Молдова | > 0,1 | нет | Румыния, Белоруссия, Россия |
11 | Босния иГерцеговина | > 0,1 | нет | Сербия, Турция, Македония |
12 | Грузия | > 0,1 | нет | Армения, Украина, Белоруссия |
* Не входит в список 24-х лидеров рейтинга продаж.
Как видим, топ-списку стран, на которые приходится 90,3% всех европейских продаж всех видов музыкальных продуктов, досталось единственное место в первой дюжине победителей "Евровидения".
С другой стороны, на всю первую дюжину стран – победителей "Евровидения" приходится менее 6% суммарных продаж музыки на европейском рынке.
Россия оказалась единственной страной, которая вошла, как в топ-список продаж, так и в дюжину (на самом деле, даже в тройку!) призеров конкурса.
Не менее интересно сравнение предпочтений телезрителей из стран – лидеров продаж и, соответственно, стран – победителей конкурса.
Страны – победители конкурса оставили 33 из 36 возможных “призовых голосов” внутри своего списка; немногие исключения определились голосованием за соседей: Сербия, Болгария, Босния и Герцеговина – за Македонию.
В то же время страны – лидеры продаж дружно (31 из 33 возможных) проголосовали за страны из второго списка; единственными исключениями опять-таки стали голосования за соседей: Норвегия – за Швецию, Швеция – за Финляндию.
Отмеченные факты обозначают весьма значимые тенденции в европейском музыкальном бизнесе.
Музыкальная индустрия – практически полностью, а медиапространство – в значительной мере, живет на деньги от продаж музыкального продукта, то есть деньги, основную массу которых приносят жители стран из нашего первого списка.
Измеряемые в миллиардах евро продажи музыки в странах-лидерах – факт не только коммерческий, но и культурный. Альбомы и синглы, которые продаются в Западной Европе – это, не считая американской музыки, практически сплошь местная продукция. Музыкальный мейнстрим, который покупает и слушает вся Европа “от Атлантики до Урала”, имеет очень мало общего с трогательной “протестной балладой” из Сербии, или же с эпатажной самоделкой “Russia goodbye”. Число прорывов в топ-листы, совершенных за все последние годы восточно-европейскими альбомами и исполнителями, можно пересчитать по пальцам. Более того, все эти прорывы связаны с успешной адаптацией славянской, балканской, азиатской и т.п. музыкальной продукции к упомянутому европейскому мейнстриму.
Возникает очевидный вопрос: почему люди “голосуют своим рублем” (точнее, своим евро!) за один продукт, а на конкурсе "Евровидения" выбирают совсем другой?
Ответ на него связан со знаменитым эффектом фрирайдера. Фрирайдер – это безбилетник, если угодно, халявщик. Экономический смысл термина в том, чтобы обозначить категорию лиц, потребляющих некоторые блага и услуги за счет своих “попутчиков”: кто-то заплатил, а я проехал, послушал, посмотрел, выпил…
На политкорректном "Евровидении" голоса плательщиков (тех, кто покупает 90% всего музыкального продукта) и голоса фрирайдеров (тех, кто мало что покупает, но с удовольствием потребляет бесплатные развлечения по ТВ) строго уравнены. Вторых, разумеется, всегда будет гораздо больше, чем первых, не только на Востоке, но и, за счет миграции, на Западе.
Для исполнителей из “высшей лиги продаж” ехать сюда бессмысленно: здесь преобладают фрирайдеры, которые не платят! Разве можно себе представить, чтобы такие английские исполнители, как, к примеру, Dido или Robbie William, поехали на "Евровидение"? Все-таки это несколько другая весовая категория, да и продали они уже достаточно пластинок. Вместо этого лидирующие страны Европы в последние годы выставляют: смешных раскрашенных клоунов; малоизвестных исполнителей, выступающих с традиционными для страны народными напевами или с иным нынче не популярным жанром; исполнителей, уже давно утративших популярность; прямых подражателей той или иной известной группы, то есть продавцов вторичного продукта.
Разумеется, бывают и исключения. Например, на "Евровидении-1974" выступала группа ABBA. Но, во-первых, это было очень давно, а во-вторых, исключения, как известно, только подтверждают правила. В общем можно констатировать, что истэблишмент музыкального бизнеса ведущих стран Европы не принимает этот конкурс слишком близко к сердцу.
Для потребителей из той же “высшей лиги продаж” здесь столь же бессмысленно голосовать: представленный продукт они не покупают! К примеру, британские меломаны уже в первом квартале 2007 года купили одних только альбомов на 200 тысяч фунтов, отдав исключительное предпочтение ведущим американским, местным и другим западноевропейским группам. Одновременно британские телезрители проголосовали за ничем не отличавшегося от подобных ему исполнителя из Турции с традиционным напевом “Shake it up, Shekerim”. Надо полагать, что множества британских покупателей музыки и британских избирателей Евровидения практически не пересекаются.
Конкурс "Евровидения" на глазах превращается в нечто вроде иммигрантского квартала, в который “местные” без крайней необходимости не ходят. В этой связи можно высказать вполне очевидные гипотезы.
Во-первых, конкурс в нынешнем его формате начнет испытывать финансовые затруднения уже в краткосрочной перспективе. Крупнейшим звукозаписывающим компаниям, таким как EMI, Universal, Warner, SMBG, вряд ли будет сколько-нибудь интересна раскрутка и продвижение групп из Восточной Европы с одной единственной песней, специально созданной под Евровидение, или же исполнителей, ориентированных исключительно на местный рынок.
Во-вторых, страны “высшей лиги” либо полностью сосредоточатся на собственных конкурсах, правда совсем иного формата (типа MTV Europe Music Awards), либо пропуском на Евровидение станет все-таки количество проданных пластинок.
Что касается России, то, с одной стороны, наш музыкальный истэблишмент вполне приспособился к реальному формату "Евровидения", выставив на конкурс сразу трех, вполне конкурентоспособных по нынешним временам представителей российского шоу-бизнеса. Более того, российская группа, созданная специально под данный проект, выдала вполне качественный европейский продукт. С другой стороны, мы уже твердо заняли место в упомянутой “высшей лиге продаж”, то есть российские покупатели (пусть и с участием иммигрантов) уверенно теснят российских фрирайдеров.
Все это позволяет с определенным оптимизмом оценивать перспективы профессионального развития российского музыкального бизнеса.