Раз в два года склонное к перманентному застою украинское арт-сообщество начинает копошиться, ругаться, скандалить, даже судиться и бросаться кремовыми тортами. Это явный признак того, что начинается подготовка к наиболее престижному и авторитетному форуму мирового современного искусства – Венецианской биеннале.
На этот раз жюри собиралось трижды, эксперты из его состава выходили постоянно, под стенами Кабмина устраивались протестные митинги, количество открытых писем на имя Оксаны Билозир не счесть, претенциозных выставок – тоже. И все для того, чтобы министр культуры узнала, что в Украине есть актуальное искусство и научилась правильно выговаривать слово “биеннале”. Только с родом этого слова она еще не определилась, как, впрочем, и многие члены арт-сообщества.
“Венеция? Обязательно, примем участие”, - сказала госпожа министр, узнав, что прежнее правительство очень скептически относилось к идее участия Украины в Венецианской биеннале. Наспех собрав жюри (ведь срок подачи заявок уже давно истек), Минкульттуризм объявил о начале “селекционного” периода. В национальном конкурсе участвовали институции современного искусства всех форм собственности, представившие свои кураторские проекты в стенах Украинского дома на выставке “Новые направления”. Уже в день открытия авторитетное жюри, состоящее из искусствоведов, галеристов и знающих чиновников, поспешило отдать первую премию Николаю Бабаку, вторую – Наталье Филоненко, а третью – проекту “БЖ-Арт”. О том, что цель экспозиции – отбор представителя Украины на биеннале в Венеции – многие узнали только на открытии.
Решено было прием заявок продлить, окончательное решение принять на закрытии.
Для очередного решения жюри собралось через две недели. Рассмотрев комбинации отдельных проектов, члены жюри прельстились работами Андрея Бокотея и молодежной группы “Революционное экспериментальное пространство” (Р.Э.П.), приятно пошумевшей на самых известных выставочных площадках Киева – в Центре современного искусства им. Сороса и галерее “L-art”. Художники, входящие в эту группу (Олеся Хоменко, Жанна Кадырова, Владимир Кузнецов, Ксения Гнилицкая, Ярослав Коломийчук, Александр Семенов и другие), объединились на волне революции, когда искусство не столько развлекало, сколько заставляло действовать, зажигало и поддерживало своеобразный “революционный” дух – юмором, яркими образами и не без налета романтики. Представители будущего украинского contemporary art говорят, что констатируют эмоции и состояния, как факт и данность, поэтому их живопись чем-то напоминает соцреализм, зато медиарт, перфомансы и инсталляции дадут фору многим. Впрочем, считать Р. Э. П. политически ангажированным творческим объединением - очень опрометчиво. В проекте “Оливье” они с юмором рассказали о культуре и истории Франции, а в “Растерянных” замахнулись ни много ни мало на то, чтобы передать метафизическое состояние современной молодежи.
Заведующая отделом визуального искусства Института проблем современного искусства Олеся Авраменко объяснила выбор жюри так: “Темы биеннале – прошлое и традиции, современность и будущее, поэтому мы решили дать возможность куратору Виктору Сидоренко объединить два проекта. Наше настоящее и будущее – это молодежь из Р. Э. П., а наши традиции – гутное стекло Андрея Бокотея”.
Не успели участники Р. Э. П. как следует отметить свою победу, как недовольная министр культуры снова созвала жюри. Якобы во время предыдущего голосования не было экспертов из регионов, а Андрей Бокотей не желает ни с кем “комбинироваться”. Как пояснила Ольга Авраменко, “представителям Минкульта не понравился проект Р. Э. П. – они не увидели в этом искусства. Однако Биеннале не обязывает выставлять непременно живопись, графику или декоративно-прикладное искусство – там ждут contemporary art”.
Но несмотря на то, чего ждут в Венеции, с июня по сентябрь Украину на 51-й Венецианской биеннале, крупнейшей ярмарке мирового современного искусства, будет представлять Николай Бабак, художник одинаково знаменитый и скрытный. О знаменитости его говорят персональные выставки в рамках Московской фотобиеннале и ее киевского аналога - Международного фестиваля “Месяц фотографии в Киеве”. Засветился художник даже в Канаде и Соединенных Штатах, где радовал многочисленную диаспору народной иконой. Впрочем, подобные “выезды” он устраивает не часто, предпочитая работать и жить на своей малой родине – в селе Воронинцы Черкасской области. Более пяти лет писал он в этой поднепровской глуши роман “из народной жизни” - “Ольховая кровь”. А от творческой депрессии, начавшейся сразу после последней точки, его спасло новое увлечение – коллекционирование старых семейных фотографий. На них запечатлена жизнь не одного поколения бабаковских односельчан – от рождения и крещения до глубокой старости и смерти.
Так родился проект “Дети твои, Украина”, поданный на рассмотрение жюри Центром современного искусства “Совиарт” (куратор – Алексей Титаренко, продюсер – Виктор Хаматов). Пожелтевшие фото Николай Бабак увеличивал до почти необъятного размера (один снимок он может растянуть до метра в высоту) с помощью фототехники, давно отжившей свое. При этом он дотошно сохраняет все трещинки, перегибы и прочие изъяны. “Это же следы времени” - уверяет художник. Экспонаты соответственно оформлены – в деревянных рамах, окаймлены вышитыми рушниками, и даже украшены некоторым подобием оберега – тряпичной куклой. Их Николай Бабак-Хуторской (так он подписывает свои работы) делает собственноручно. Такими “архетипами” с глазками-пуговками развлекалось послевоенное, “потерянное” поколение, искусно перешивая подушки и изношенную одежду.
Но что и говорить, у Министерства культуры и туризма Украины свое понимание современного искусства – это вам не московская сосулька из мочи.
По мнению директора культурного агентства “Хазария” Константина Дорошенко, одного из немногих не ангажированных разборками вокруг Биеннале критиков и кураторов, выбор министерства был прогнозируем. “Биеннале в Венеции – форум, заявки на участие в котором подает правительство страны, а не та или иная культурная институция. Поэтому за исключением проекта куратора визуальной секции биеннале, проходящего в Арсенале, и немногих независимых проектов, этот форум – смотр искусства, которое маркируют актуальным в своих странах чиновники от искусства. Так что утвержденная Министром культуры Оксаной Билозир презентация – слепок сегодняшнего официального видения культуры. То, что архаичность, патриархальность, сельскость будут здесь превалировать, совершенно предсказуемо, исходя из самой личности госпожи министра”, - считает он.
Предъявлять власти претензии по этому поводу достаточно бессмысленно – это ее выбор и ее понимание актуального искусства. По мнению Дорошенко, художникам стоит отказаться от привычки скандалить и научиться справляться с ситуацией профессионально. “Не понимаю, отчего наши художники и кураторы снова негодуют. Лучше бы, как это давно сделали их коллеги в Польше или России, отказались от комичной претензии на небожительство и принялись налаживать коммуникацию с украинским обществом, в том числе – и с чиновничеством. Так что причина скандалить и интриговать в данной ситуации лишь одна – дурная привычка”, - уверен критик.
К тому же, номинирование министерством – не единственный способ попасть в Венецию. “Помимо национальной презентации Украины на Венецианской биеннале наши художники традиционно участвуют и в других проектах. На 49-й биеннале экс-днепропетровец Илья Кабаков с триумфом продемонстрировал свой личный проект, экс-киевлянин Олег Кулик выставлялся в павильоне Черногории, Александр Ройтбурд и Виктор Марущенко были участниками кураторской экспозиции Харальда Зеемана в Арсенале. На 50-й биеннале тот же Кулик был звездой экспозиции Absolut Generation в Палаццо Зенобио, а в презентации биеннале “Манифеста”, устроенной ее куратором, этнической украинкой из США Мартой Кузьмой на острове Лидо, участвовали киевские художники Илья Чичкан и Кирилл Проценко, а также – нью-йоркская арт-панк-группа Gogol Bordello, чей лидер Женя Гудзь родился в спальном районе Киева, на Оболони”, -- рассказывает Дорошенко.
Несмотря на выбор министерства, в этом году украинское искусство будет представлено отнюдь не однобоко. Украинский олигарх и депутат Виктор Пинчук собирается представить в Венеции альтернативный проект. “Меценат за свои деньги устраивает в Венеции масштабную экспозицию авторов создаваемого им украинского музея современного искусства. Куратором выставки выступает киевский патриарх в этой сфере Александр Соловьев”, - рассказывает Дорошенко. Незаслуженно выкинутые из венецианской обоймы художники из Р.Э.П.а тоже не остались в накладе – группа продолжает завоевывать свою нишу в украинском актуальном искусстве, проводя акцию за акцией. Буквально на днях открылась их выставка “Украинский Эрмитаж” в киевском Центре современного искусства, высоко оцененная как прессой, так и экспертами. А уже в конце июня в рамках проекта “Оранжевое лето” в престижной московской галереи “Риджина” откроется выставка двух участниц группы, Олеси Хоменко и Жанны Кадыровой.
В проигрыше, видимо, останется только новая власть – еще неизвестно как воспримет европейский зритель проект Бабака, скорее всего работы из коллекции Виктора Пинчука (среди которых произведения знаменитых художников Александра Ройтбурда, Арсена Савадова, Ильи Чичкана и других) будут интересней и актуальней для разбирающейся в contemporary art венецианской публике. Украинская выставка Пинчука будет располагаться не где-нибудь, а на самой Пьяццо сан Марко. Среди других выдающихся любителей этой Площади, к слову, был и великий французский импрессионист Пьер Ренуар. Не самая плохая компания, не самый слабый набор художников и удачное место – уже практически залог победы. А учитывая определенную оппозиционность олигарха, конфликт может выйти интересный – и вот тут-то чиновникам от культуры может прийтись не сладко. Между тем, в соответствии с концепцией куратора проекта “Дети твои, Украина” Алексея Титаренко, один из залов украинского павильона должен перенести зрителя на Майдан Незалежности времен оранжевой революции. Если бы министерство культуры смотрело на два шага вперед, ожидало конкуренции с проектом Пинчука и пригласило в этот зал самой что ни на есть “революционной” группы Р.Э.П. проблема разрешилась бы сама собой.