В минувшую субботу галерейный гараж на Берсеневской набережной «Арт-Стрелка» в очередной раз принимал у себя художественную и околохудожественную тусовку, посильно развлекая ее забавными аттракционами, шоу и выставками веселых картинок. Среди экспонентов и те, кого можно видеть и в других московских галереях (как печальный озорник-рисовальщик Константин Батынков), и непременные «постояльцы» «Стрелки» (как арт-компьютерщик Аристарх Чернышев и питерский дуэт «тряпичниц» Глюкля и Цапля) и заезжие швейцарские студенты-дизайнеры, привезшие коллекцию костюмов для полюбившегося им Чебурашки. Короче говоря, вышла очередная серия комического шоу.
К слову, «Арт-Стрелка» и родилась около полутора лет тому назад именно из шоу, правда, не в пример более развернутого и зрелищного, проходившего несколько лет подряд в конце лета в пансионате на Клязьме. По инициативе художника Владимира Дубосарского и при поначалу щедром финансировании владельца пансионата, решившего анимировать запущенную территорию contemporary art`ом и с помощью этой PR-акцией привлечь публику, фестиваль «Арт-Клязьма» позволял самым разным художникам и полухудожникам «оттянуться» на пленэре: не только всласть поозорничать, но и апробировать некоторые любопытные проекты. Так, скажем, на Клязьме интересные конструкции возводили архитекторы Александр Бродский и группа «Обледенение архитекторов», Николай Полисский с группой «Никола-Ленивецкие промыслы» и т.д. Остальное в своем большинстве – забавные аттракционы с разной степенью веселья и находчивости и перформансы с разной же степенью трезвости. Это артистическое «Гуляй-поле» длилось относительно недолго. После третьей «Арт-Клязьмы» владелец угодий сказал «баста». Все, что нужно от современного искусства, он получил. А между тем, праздник хотелось продолжить и даже более того – сделать так, чтобы он был «всегда с тобой».
Инициаторы проекта с лидером Дубосарским уговорили дирекцию фабрики «Красный Октябрь» сдать им на три года пустующие гаражи на Берсеневке, по всей видимости, аргументируя это тем, что это вполне цивилизованная практика, при которой художники реанимируют заброшенные места – пустующие производственные помещения. Кстати, подобным же образом ныне существует и «Проект FAБRИКА» в цехах бумажной фабрики, и галерея Александра Якута в гигантском газгольдере завода «Арма».
То есть экспансия современного искусства в промзоны ширится. Вопрос лишь в том: есть ли «новое вино» для «новых мехов»? Ведь и так московские галеристы постоянно переманивают друг у друга художников, или пытаются раскрутить тех из них, кто доселе числился во втором, а то и третьем эшелоне. Более амбициозные галеристы вообще пробуют по аналогу с телевидением открыть «фабрику звезд», ничуть не смущаясь разницей между ТВ или MTV и искусством, где, как ни крути, одним PR-ом и финансовыми инъекциями не обойтись. Да и кто же будет держать художника на такой питательной капельнице годами, чтобы он встал на ноги? Однако галеристы, а чаще всего те, кто таковыми себя считают, нетерпеливы, и потому обычно выбрасывают на продажу невызревшее «вино» или даже просто «виноматериалы». Его-то и видно чаще всего на разного рода «фабриках».
Из практичных соображений «Арт-Стрелка» прибегает к разным моделям. Она привечает и бездомные галереи, сдавая им боксы, естественно, до тех пор пока они их могут оплачивать. Так на «Стрелке» одно время проживали галерея Лизы Плавинской, «Клуб коллекционеров» и др. Вместо них заселилась галерея VP, правда, показывающая то, что показывала и раньше, будучи еще не на «острове». В поисках и ожиданиях «молодых звезд» свой филиал здесь давно открыла респектабельная галерея XL, впрочем, иногда расширяющая свой формат за счет “стариков”. Отдельные углы сдаются галереям помельче или же отдельным художникам, ставшим уже постояльцами. Галерея же самих инициаторов – “Арт-Стрелка projects» – больше всего напоминает постоялый двор, где останавливаются заезжие мелкие гастролеры вроде нынешних швейцарских студентов-дизайнеров и некоторые местные художники, временно получающие здесь приют в перебежках между галереями. И, разумеется, «Стрелка» не была бы родной дочерью «Клязьмы», если бы на ней не устраивались капустники и разного рода дурашливые шоу с дежурными номерами «коверных» от современного искусства. Однако чем дальше, тем больше это шоу напоминает комический сериал, напористо оживляемый лишь фонограммами с записанным хохотом. Таким образом создается иллюзия бодрой, веселой и активной художественной жизни. Но у нас ведь привыкли жить иллюзиями.
Фото с сайта http://www.artstrelka.ru