Глава Счетной палаты Татьяна Голикова представит в пятницу Государственной Думе доклад о работе своего ведомства за 2014 год. Голикова занимает свой пост с сентября 2013 года, так что этот ее отчет можно назвать первым документом, в котором отражена ее работа во главе Счетной палаты. Основные тезисы отчета уже опубликованы газетой «Известия» и изданием «Газета.ру».
Ведомство в 2014 году стало чуть реже проводить проверки — их было 445 вместо 470 в 2013 году. Также снизился и объем обнаруженных нарушений: в 2013 году общая сумма составила 722,9 млрд, а в 2014-м — 524,5 млрд рублей. Получается, что в 2013 году одна проверка в среднем выявляла нарушений на 1,54 млрд рублей, а в минувшем году этот показатель упал до 1,18 млрд.
Самые крупные нарушения выявлены в работе Объединенной авиастроительной компании, на 7,4 млрд рублей. Материалы уже отправлены в Генпрокуратуру.
Вообще про работу оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в отчеты главы Счетной палаты посвящен целый раздел. В документе указано: «нарушения, выявленные в ходе мероприятий, свидетельствуют, что существующая нормативно-правовая база не обеспечивает в полной мере проведение эффективной государственной политики по развитию ОПК».
Например, критикуется практика авансирования предприятий, которые исполняют гособоронзаказ (ГОЗ). По мнению аудиторов, государство не учитывает финансовое состояние получателей средств, в результате некоторые предприятия накапливают значительные деньги и получают доход за счет размещения их на депозитах.
Более того, критикуется практика субсидирования предприятий ОПК через погашение процентов по банковским кредитам — это, уверены в СП, ведет к дополнительным, «непродуктивным» расходам федерального бюджета. Вместо того, чтобы повышать уровень рентабельности, государство субсидирует процентную ставку, что улучшает финансовые показатели предприятия, но не дает стимула повышать качество своей работы. В результате привлекаются новые кредиты, проценты по которому также вынуждено субсидировать государство.
Также в Счетной палате предложили стимулировать конкуренцию при выполнении проектных, строительных и ремонтных работ в рамках ГОЗ. Про механизм такой реформы, правда, аудиторы ничего не говорят.
Счетная палате указала на проблемы с исполнением «майских» указов президента. Решение о том, что инаугурационные обещания президента Путина можно несколько скорректировать, было принято только в 2015 году, но из отчета видно, что уже в 2014 с их исполнением были сложности.
Оказывается, что из 62 целевых значений показателей, которые были установлены на 2014 год указами, поручениями и другими документами, не выполнено 18, или 29%. средняя зарплата учителей составила 96,7% от среднерегиональной вместо 100%, у воспитателей детских садов и того меньше, 94,3%, младший медицинский персонал получал 49,5% от среднего по региону вместо обещанного 51%.
Также не удалось достичь необходимых значений в доступности дошкольного образования, сокращению времени ожидания в очереди для получения государственных и муниципальных услуг, а также по снижению смертности населения от дорожно-транспортных происшествий.
Зафиксирован провал программы создания высокопроизводительных рабочих мест и, соответственно, роста производительности труда и инвестиций в общем объеме ВВП. В отчете сказано, что высок риск «недостижения необходимых показателей в установленные сроки».
Виновниками срыва исполнения «майских указов» открыто называются федеральные власти, которые не только недофинансируют свои обязательства, но и не принимают необходимые документы в срок — например, до сих пор нет нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование системы электронной очереди. Очевидно без утвержденных на федеральном уровне документов региональные власти не в силах наладить работу электронных очередей в своих многофункциональных центрах.
Также критике федеральных властей посвящен еще один раздел доклада, в котором разбирается работа Министерства финансов.
Счетная палата констатировала, что, несмотря на многолетние усилия, федеральный бюджет так и не стал программным. Деньги, как раньше, так и сейчас, выделяются по ведомственному признаку, и уже министерства, службы и агентства решают, как и куда именно направить государственное финансирование.
Суть программного бюджета в том, что все, или почти все деньги должны идти на конкретные программы. Достижение цели программы при таком порядке должно быть легко измеряемо благодаря ясности показателей. В России, в теории, действительно значительная часть средств тратится через федеральные целевые программы, но разрабатываются они фактически самим ведомствами, которые позже будут назначены их исполнителями, а значит и цели там прописаны самые удобные и привычные для чиновников.
В докладе глава Счетной палаты отмечает, что цели многих госпрограмм неконкретны, содержат нечеткие формулировки, допускающие произвольное толкование, все это в комплексе не позволяет обеспечить проверку их достижения. Часто, например, в качестве целевых показателей используются не интегрированные комплексные значения, а легко достижимые результаты. Многие госпрограммы не содержат в себе список конкретных мероприятий для выполнения задач, а если он есть, то не обеспечена «межотраслевая взаимоувязка». Это не удивительно, учитывая, что исполнителями ФЦП являются отдельные ведомства, которые в России уже столетия существуют именно по отраслевому признаку.
В Счетной палате предложили даже способ реформирования механизма формирования госпрограмм: для этого, считают в ведомстве Татьяны Голиковой, необходимо создать своеобразный Госплан, «систему стратегического планирования», которая и будет отвечать за создание и мониторинг выполнения государственных программ.
Фактически данный раздел доклада — камень в огород и Минфину, который проводит в жизнь бюджетную реформу, и Минэку, которое сейчас отвечает за согласование всех ФЦП. Станет ли выступление Голиковой началом нового этапа борьбы за передел влияния в экономическом блоке правительства, покажет только время, но задел в нужную сторону сделан.