Как говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - вот и я, прежде чем опробовать все прелести получения заветных «прав на вождения» на себе, услышала много мнений, облазила бесчисленное количество сайтов в Интернете (кстати, самым полным сайтом с отзывами, адресами и описаниями всех автошколах России я считаю www.avtobeginner.ru ), и пришла к выводам, которыми хочу поделиться с начинающими и жаждущими движения водителями.
Итак, с чего же начинается получение «прав», а точнее «Водительского удостоверения (ВУ)»?
У каждого из нас есть свои причины на необходимость получения ВУ: кто-то хочет избавиться от общественного транспорта, кто-то стремится доказать свой «престиж и статус», кто-то делает это для галочки в резюме…для меня же стимулом стало желание ездить на автомобиле, любовь к машинам, но главное - новые ощущения.
И только начинаешь погружаться в мечты, днем и ночью представлять, как сидишь за рулем своего автомобиля и никакие границы тебе ни почем, как тут же появляются трудности с приобретением «прав». Вот и попытаемся как можно лучше разобраться со всеми этими препятствиями на пути к заветной мечте.
Конечно же, есть несколько способов получить права. Первый, но не самый безопасный, - покупка прав. Второй – самостоятельная подготовка сдачи экзаменов в ГАИ экстерном (к счастью, в Москве еще есть пару мест, где можно это сделать), и, наконец, последний, пройти обучение в автошколе и по всем правилам сдать экзамены в ГИБДД.
Первые два способа пропускаю, по понятным причинам, могу отметить, что если собрались сдавать экстерном - это будет немного сложнее, так как на экзамене гаишники будут относиться к тебе намного строже и придирчивее, потому что ты «самоучка», и наверняка тебе придется услышать: «А вот если бы ты учился в автошколе, то знал бы, что…»…А сдать экзамен экстерном можно в Москве только в двух отделениях ГАИ - в САО (ул. Лобненская, д. 20) и ЮАО (Варшавское шоссе 170, корпус 1), а на сайте gai.ru можно найти перечень необходимых документов для этого.
Перейдем к последнему способу, который требует терпения. С чего же начать? Конечно, с выбора автошколы. И тут появляется просто бесчисленное количество мест, где предлагают вам обучиться мастерству вождения. Но не все так просто – ведь хочется самого лучшего. Лучше всего посоветоваться со знакомыми, которые уже прошли обучение, почитать объявления и отзывы об автошколах и узнать всю необходимую информацию: о стоимости, о сроке обучения, а также о месте площадки, где будет проводиться обучение (очень часто вождение проходит рано утром, либо поздно вечером, неизвестно, как вы будете возвращаться домой), также стоит учитывать гарантии, которые дает школа после обучения. В данный момент, существуют даже специальные женские автошколы, в которых работают с учетом индивидуальных особенностей. Список автошкол Москвы можно посмотреть тут.
Итак, отобрав три школы, которые более или менее соответствовали моим требованиям, я побывала в них и пообщалась с директорами, что очень важно – во многих школах директора сами преподают теорию или вождение. Придя в автошколу, прежде всего, необходимо убедиться в наличии лицензии министерства образования на данный вид деятельности, и не просрочена ли она. В противном случае, даже если вы пройдете курс обучения в автошколе, экзамены в РЭО ГАИ не примут, и вы останетесь ни с чем. До выдачи лицензии автошкола должна получить разрешение Управления ГИБДД ГУВД.
Что касается учебных классов, то с 1 июля 2009 года, они должны быть оборудованы учебными пособиями, плакатами, светофорами, компьютерами, тренажерами и т.д. Размер аудитории, в которой будут проходить занятия, тоже может подсказать правильный выбор. Для группы в 30 человек ее площадь должна составлять не менее 20 кв. метров. Важен, конечно, парк автомобилей. Вы должны выяснить, в каком состоянии машины, взглянуть на площадку для вождения, познакомиться с будущими инструкторами. Я выбирала инструктора по отзывам в Интернете.
В приемной стоит уточнить, какие документы оформляются при поступлении. Поинтересуйтесь, что включает в себя обучение – только теорию или теорию вместе с вождением, сколько часов отводится на вождение. В среднем, на теорию отводится около 15-30 часов, причем занятия могут проводиться как в будние дни утром и вечером, так и по программе выходного дня, на вождение же отводится от 20 до 50 академических часов, однако в некоторых автошколах есть только обязательная программа, которая включает себя 50 часов вождения. Стоимость всего обучения составляет порядка 25-35 тысяч, вкл. стоимость бензина, которым вам придется заправлять машину.
Срок обучения вождению на категорию «В» (легковой автомобиль) составляет 2-3 месяца. Вы получите теоретические знания об устройстве автомобиля, выучите Правила дорожного движения, научитесь оказывать первую медицинскую помощь, и управлять авто.
При зачислении в школу необходимо внимательно прочитать договор об оказании образовательных услуг, в котором очень часто мелким шрифтом что–то да и написано, что может в дальнейшем вас огорчить, например, в школе, куда поступила я, отмечалось, что при пропуске более 50% занятий по теории, школе предоставляется право на отчисление учащегося без возврата денег.
Кроме того, для иногородних граждан необходимо отдельно задать вопрос о том, как сдавать экзамены в ГИБДД, если у вас на руках лишь регистрация. В моем случае произошло вот что: хотя у меня и была временная официальная регистрация, директор накричал на меня: «Вы не имеете право сдавать экзамены в Москве»... не верьте! Посоветовавшись с юристом, я узнала, что в Москве может сдавать каждый, кто имеет регистрацию, для этого необходимо идти в само ГАИ, где будет проводиться экзамен и объяснить ситуацию. Они обязаны сделать запрос в ГАИ, которое находится в населенном пункте по месту вашей прописки. Запрос о том, не выдавались ли вам права ранее. После того, как вы доставите этот запрос в ГАИ по месту прописки, вы получите ответ на него. Ответ отвозим в московское ГАИ. Там они отмечают вас, и все – вы сдаете экзамены вместе с основной группой, с которой и учились, на автомобиле, на котором проходили практические занятия, что очень важно, так как к другой машине необходимо заново привыкать. Так что, как говорится, будьте внимательны и очень осторожны!
Еще один пункт, на который следовало бы обратить внимание – предлагает ли автошкола помимо обучения дополнительные услуги? Хорошие учебные центры предлагают широкий спектр сопутствующих услуг: консультации по страхованию, выбору автомобиля, информирование о способах мошенничества, о мерах предосторожности автовладельцев. В некоторых школах можно даже приводить на занятия ребенка до 16 лет, чтобы послушать лекции, поучаствовать в разборе штатных ситуаций. Лучшие школы имеют свои станции технического обслуживания, где бывшие клиенты могут бесплатно получить консультацию и помощь. Некоторые школы предлагают курсы повышения мастерства.
Наконец, мы определились с выбором и начали обучение. И тут возникает еще одна проблема: за то, что вы не принесли в срок все необходимые документы – вас могут не допустить до практических занятий, не тяните с этим, кроме того, необходимо пройти медицинский осмотр и получить медицинскую справку установленного образца (обязательна пометка, что человек не состоит на учете в психо- и наркодиспансерах). Некоторые школы предлагают пройти мед.осмотр в самой школе. Справка такая будет стоить от 700 до 2000 тысяч рублей. Стоит иметь в виду, что будут еще и траты на дополнительные нужды: это учебники (около 500 рублей), учебные диски с экзаменами On-line (еще 400 рублей, кстати, я не покупала диск, а просто поискала в Интернете тот же экзамен и готовилась таким образом, причем вопросы там все те же самые. Наиболее удобными показались сайты gai.ru и acars.ru).
И вот вы полностью отходили положенные часы на теории, позанимались на тренажере и научились делать все пять упражнений (змейку, эстакаду, разворот в ограниченном пространстве, параллельная парковка, заезд в бокс), которые вам придется выполнять во время экзаменов в ГАИ. Теперь вас ждет внутренний экзамен в автошколе. В части школ – это всего лишь теория, в остальных – это еще и площадка и город. Дальше наступают экзамены. К ним допускаются только те, у кого на руках есть свидетельство об окончании автошколы и водительская карточка (документ с фотографией, паспортными данными, номером выданного свидетельства и печатью).
В ГИБДД сначала решают один билет по теории, который включает в себя 20 вопросов. Далее, сдав вождение на площадке, вам предстоит второй этап практического экзамена по вождению автомобиля. Он проводится в городе по утверждённому маршруту, который содержит определённый набор элементов улично-дорожной сети, дорожных знаков и дорожной разметки. Любой из маршрутов предусматривает выполнение следующих заданий: перекрёстки; левые и правые повороты, а также разворот на перекрёстках; как перестраиваться в соседние полосы и обгонять; что значит двигаться с максимальной разрешённой скоростью; как проезжать через пешеходные переходы и остановки наземного транспорта.
И тут, на первый взгляд, все легко: прорешал вопросы по теории за 20 минут (для тех, кто готовился – это не составит большого труда, еще и время останется помочь другим), прокатал площадку (ведь ты эти упражнения делал уже много раз), ну и город сдал, а после получил права. Но нет, не все так то уж и просто - конечно, если ты все знаешь, то теорию ты сдашь, ведь тут компьютер, и проверку ведет независимый эксперт, а что касается площадки и города, могу привести несколько отзывов:
«Ужасно долго сдавал на права. Сначала меня проверяли 2 месяца, и потом я таки с 5-го раза сдал экзамен "Город", вот не думал, что именно этот экзамен для меня будет самым трудным, однако - СДАЛ»;
«Как ребенок бывшего гаишника, точно могу сказать - ДА, это правда, что гаишникам говорят, чтобы только 50% сдали экзамен – не больше. Из нашей группы человек в 25-30 сдали только 5. и в предыдущих группах такая же статистика. Нужно очень уверенно держаться, а докопаться - это точно, ко всему могут и, попробуй, поспорь – бестолку»;
«С третьего раза сдал, уже начали предлагать решить вопрос за пару «зеленых бумажек». Но не поленился, перерисовал в ГАИ маршрут, прошелся по нему пешком, запомнил все знаки и возможные подставы со стороны инспектора»;
«Один раз фура знак «Остановка запрещена» загородила - только инспектор на это внимания не обратил - и попросил меня остановиться, я естественно остановился – «свободен!», - сказал инспектор»…
По тем же отзывам друзей, я узнала заранее, что ближе к экзаменам некоторые инструктора предлагают «с первого раза сдать экзамен в ГАИ без лишних усилий» за отдельную, конечно, плату. В среднем такая услуга стоит от 5 тысяч по области и до 25 тысяч по Москве.
На экзамен в ГИБДД вы приходите всей школой с утра и на весь день, так что наберитесь терпения и запаситесь временем, потому что все это растянется до вечера. И после успешной сдачи в этот же день вам выдают долгожданное водительское удостоверение. Однако на все это может уйти, как минимум, 3 месяца. В случае, если вы не сдали вождение, ваши правильные ответы по теории действуют в течение 3 месяцев, и в этот период вы можете снова попытать счастье в сдачи «площадки» или «города».
После получения ВУ можно наградить себя и Международным водительским удостоверением. Международная Автомобильная Ассоциация предоставляет возможность путешествовать по всему миру. Имея Международное Водительское Удостоверение, которое включает в себя всю оригинальную информацию с ваших водительских прав на 8 языках, подтверждая наличие у вас водительских прав страны проживания. Такие права дают вам право управлять и арендовать автомобили в более чем 200 странах мира.
С 15 мая 2006 г. водительские удостоверения международного образца выдаются в трех подразделениях ГИБДД Москвы, при себе достаточно иметь паспорт, ВУ и немного денег, в пределах 1000 рублей:
МРЭО УГИБДД ГУВД г. Москвы ул. Лобненская, д. 20, тел. 485-5973
1-е отделение МРЭО УГИБДД ГУВД г. Москвы Варшавское шоссе, д. 170Д, тел. 382-9442.
Кстати, выдача международных водительских удостоверений названными подразделениями ГИБДД производится вне зависимости от места регистрации в Москве.
От себя могу добавить – не стоит обращать внимание на тех, кто говорит, что «у тебя не получится», «все столбы будут твои» - это не правда! Все в Ваших руках, главное – верить в себя и свои силы!
Пусть пройдет год, но все-таки, Вы добьетесь своей цели и получите Водительское удостоверение. Желаю удачи!