Впервыеза 31 год иранцы всего мира и по всему политическому спектру отмечали годовщинуИсламской революции 1979 г. как возможность добиться независимости. Пустьрезультат не вполне отвечал их желаниям, но в одном аспекте их ожидания былиоправданы: 11 февраля 2010 г. стало решающим моментом для Исламской республикии «зеленого движения», а также для международного сообщества.
Методы,которыми режим поддерживает свою власть, и огромная цена, которую он за этоплатит, свидетельствуют о том, что он сам признает свою неспособностьзаручиться подлинной поддержкой населения. Но и «зеленые» теперь почувствовалиграницы своих возможностей: в частности, для мобилизации своих сторонников имнужны внутренние коммуникационные сети, и это делает их уязвимыми. В итоге онипоняли, что пора изменить свою стратегию: выдвинуть более отчетливые идеи,сформулировать конечные цели, усовершенствовать тактику и найти новые (не черезИнтернет) средства связи.
В преддверии 11февраля зеленые в Иране развернули целую кампанию, чтобы миллионы ихсторонников вышли на улицы. Некоторые говорили, что планируется штурм ужаснойтюрьмы Эвин с целью освобождения политзаключенных и захват государственныхвещательных станций. Их союзники за рубежом разорвали официальныедоговоренности с Ираном и организовали демонстрации в крупнейших столицах.Наиболее отчаянные из «зеленых» даже искренне верили, что их окончательнаяпобеда уже не за горами.
Но пока «зеленоедвижение» лелеяло надежды, тегеранский режим вынашивал планы. Он следовалдвойной стратегии, которая строилась на стимулах и уступках с одной стороны, ирепрессиях и жестокости с другой. Результат оказался бесчеловечным, нодейственным. Государственные службы безопасности в массовом порядкеарестовывали политических и гражданских активистов и журналистов и расстроилипланы «зеленых»; в самом начале власти казнили двух молодых студентов (хотя вдальнейшем от казней воздерживались); они стремились разделить оппозиционеров —например, некоторым несогласным давали ограниченный доступ к СМИ; они объявилипятидневные выходные, чтобы, во-первых, выманить тегеранцев из города, аво-вторых, подготовить сторонников режима и госслужащих к официальномуторжественному мероприятию. Наконец, они устроили кибератаку, чтобы отрезатьсвоим оппонентам доступ к сети и к независимым новостным кана лам.
В праздничныйдень ситуация оставалась под строгим контролем. Тысячи работников спецслужб (втом числе подразделения «Стражей революции», переодетые в штатское) былиразмещены на улицах. Около 300 000 человек (среди них главные поборники режима)были на автобусах доставлены к наиболее важным стратегическим пунктам Тегеранаи к огороженному месту, где Махмуд Ахмади-Неджад должен был выступать с речью.По оценкам аналитика-диссидента Мохсена Сазегары, режим потратил в общейсложности 300 млн. долларов на проведение этой операции. Это было фактическивоенное положение, только называлось по-другому.
Даже в такихусловиях оппозиция смогла устроить протесты в Тегеране и еще в несколькихгородах страны — хотя, конечно, намеченных целей они не достигли. Это означает,что «зеленые» в своем нынешнем состоянии большего уже, скорее всего, недобьются. В то же время, сохраняется общее раздражение и разочарование, изкоторых выросло это движение;экономические стратегии государства продолжают пребывать в хаосе; правящуюэлиту раздирает вражда.
Что касаетсязарубежья, ряд ведущих государств всё чаще выражают поддержку борьбе за права исвободы в Иране и осуждение действиям режима. Всё оживленнее становитсяполемика о новом этапе санкций со стороны Совета безопасности ООН в связи сядерной программой и намерениями Ирана. Иранские активисты настаивают, чтосанкции следует направить прямо на карманы режима и его друзей и что нужнозаморозить их зарубежные активы и банковские счета, а также ограничить их впередвижении.
Есть активисты(например, обладатель нобелевской премии мира Ширин Эбади), которые заходятдальше и требуют, чтобы санкции распространили на западные компании и банки,которые связаны с Ираном; в том числе, технологические компании (такие, как Nokia SiemensNetworks и SonyEricsson), чья продукция используется длянаблюдения и цензуры. Этим иранцам, которые борются за перемены, самим жизненнонеобходимы сложные технические средства, чтобы установить и обезопасить своюкоммуникацию.
Различныегруппы, из которых состоит «зеленое движение», вошли в стадию критики ипересмотра своих стратегий. Международное сообщество, видимо, готово доказатьиранскому народу, что оно может сыграть роль честного и конструктивногопартнера. Тегеранский режим неизменно усматривает в устремлениях своихсобственных граждан угрозу своему существованию. И это только начало.
Назенин Ансари(Nazenin Ansari) — дипломатический корреспондент еженедельной газеты Kayhan.