29 марта 2024, пятница, 09:24
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Алкогольный барьер

Подготовка к корпоративу
Подготовка к корпоративу
/ mskagency.ru

Минздрав подготовил законопроект, который запретит продавать спиртное тем, кому не исполнился 21 год. Проект уже готов и планируется к внесению после консультаций с федеральными органами исполнительной власти, передает «Российская газета» слова министра здравоохранения Вероники Скворцовой на Российском инвестиционном форуме в Сочи.

Информация о планах Минздрава подготовить соответствующий законопроект появилась осенью прошлого года. В сентябре 2018 вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что Минздрав должен до 1 февраля 2019 года подготовить соответствующую концепцию в рамках национального проекта «Демография». При этом она подчеркнула, что «никакие решения приниматься без обсуждения не будут».

 
Татьяна Голикова на открытом уроке / АГН "Москва" / фото: Зыков Кирилл

В декабре 2018 года сообщалось, что Минздрав разрабатывает законопроект об увеличении до 21 года минимального возраста продажи алкоголя крепостью более 16,5 градусов. Планируется ли увеличить минимальный возраст продажи всего алкоголя или только крепкого алкоголя, судя по всему, станет ясно только после запланированных консультаций с другими министерствами.

Своим мнением о планах Минздрава с «Полит.ру» поделился директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Иосифович Дробиз.

 
Вадим Дробиз

Во-первых, никто даже не будет рассматривать всерьез этот законопроект. Таких законопроектов были уже десятки, уже три поколения депутатов пиарились на этой теме, и все безуспешно. И не потому, что у нас такая вредительская Госдума, а потому, что всем понятно, что официальный возраст не имеет никакого отношения к потреблению. Минздрав постоянно рассказывает, что у нас дети чуть ли не с десяти лет употребляют алкоголь, а значит, действие нынешнего закона, который запрещает продажу до 18 лет, нисколько не мешает им под воздействием алкоголя совершать преступления, изнасилования, пить на вписках и где попало.

Поэтому нет никакой логики и необходимости в принятии такого закона. Хотя новая формулировка смягчена, раньше хотели запретить продажу до 21 года всего алкоголя, сейчас вроде пиво и вино хотят разрешить. Но все это бессмысленно. Я даже не хочу тут говорить о том, что с 18 лет уже с оружием в руках защищают Родину. Просто дело в том, что молодежь интересуется алкоголем уж с 15-16 лет точно, ничем это не изменить.

Я целый месяц ездил по шести штатам США, изучал по приглашению Госдепартамента алкогольную тему. Как и в Европе, как и в России, молодежь с 13-14 лет на всех вечеринках с алкоголем. Находят возможность купить, действует целая индустрия изготовления поддельных автомобильных прав. Есть даже такая «американская мечта», как я ее называю, закончить школу и уехать в другой город. Американское общество существует так весь двадцатый век. Уезжая в 18 лет в другой город отрываться по полной на наркотиках и алкоголе. Даже если в твоем городе полно замечательных колледжей. Я разговаривал об этом с огромным количеством самых разных людей, это неизбывная традиция. Есть и официальные данные по потреблению в США. Пик потребления алкоголя приходится на возраст от 17 лет до 21 года. После этого падает интерес, как потому что плод уже не так запретен, так и потому что первый голод уже утолен.

 
Посетитель в музее алкоголя  / АГН "Москва" / фото: Ведяшкин Сергей

Если будет запрещена продажа до 21 года, немножко потеряет легальный бизнес. Потому что молодежь будет покупать в нелегально-суррогатном секторе нелегально-суррогатный алкоголь. Что гораздо хуже для здоровья, возможны и отравления в молодежной среде. Нельгально-суррогатный бизнес, конечно, воспримет эту новость с радостью и ликованием.

В целом это совершенно бессмысленно. Но это пиар-акция Минздрава, которую они держат над головой как флаг, как транспарант. Целый ряд депутатов пиарились на этой теме, кто только не пиарился. Тема вечная, и вечная она потому, что такой законопроект все равно не примут. Не примут, потому что бессмысленно, и депутаты это понимают.

Своим мнением о планах Минздрава с «Полит.ру» поделился председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Дмитриевич Янин.

 
Дмитрий Янин

С точки зрения международного опыта, в том числе опыта США, это полезная мера. Идти на какие-то ухищрения, на подделку документов или на поиск более взрослого собутыльника готовы не все молодые люди. На часть публики эта мера действует, и даже если только половина из тех, то не достиг этого барьерного возраста, будет реже пить, это уже окажет позитивный эффект, и на их здоровье, и на систему здравоохранения.

Очевидно, что против этой меры будут пивная и водочная индустрии в России. Для них молодежный сегмент очень важен, не думаю, что Минздрав сможет их побороть. Потому что влияние пивной отрасли, например, на Минпромторг, на Минсельхоз, на ФАС очень высокое. Поэтому скорее всего эта мера не будет принята, и алкоголь будет так же доступен для девятнадцати-двадцатилетних, как он доступен сейчас. На такие меры могут пойти только страны с сильными министрами здравоохранения. В России, к сожалению, другие ведомства значительно более влиятельны, и мера так и останется декларативной, не будет принята.

Конечно, кто-то будет это обходить, даже если мера будет принята. Найдутся уроды, которые будут продавать алкоголь детям. Но даже если известен какой-то пункт нелегальной продажи алкоголя, он всегда будет находиться дальше, чем обычный магазин. И не все готовы потратить больше сил, куда-то ехать, чтобы купить алкоголь. Все покупатели в целом ленивы, и многие будут думать: «Ну ладно, куплю в следующий раз».

Понятно, что это не стопроцентная мера. Проще было бы просто сделать алкоголь дороже, повысив налоги. Но эту меру уже четыре года, с 2015, не дают реализовать. Водка не дорожает, и Минздрав, понимая, что ему не дадут принять наиболее простую и эффективную меру, например, минимальную цену на водку в 300 рублей, начинает идти на то, что ему разрешают делать, говорить об увеличении минимального возраста продажи до 21 года. Но эта мера имеет те же минимальные шансы на принятие, что и повышение акциза. А по эффективности она, конечно, ниже, чем повышение минимальной цены на водку до 300 рублей.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.