Нежеланные гости

Недавно в журнале  Global Change Biology был опубликован прогноз, созданный по инициативе Центра экологии и гидрологии Англии, где авторы попытались определить наиболее опасные потенциальные инвазивные виды для территории Евросоюза. Всего они выделили шестьдесят шесть видов, наиболее угрожающими были признаны восемь.

За последние десятилетия работ, посвященных различным аспектам инвазивных видов, становится всё большое. И это неудивительно. Помимо чисто теоретического интереса к природному эксперименту по перенесению животного или растения в новые условия, распространение видов-пришельцев часто имеет и практическое значение, причем нередко такое, что требуются активные меры по сдерживанию переселенцев. Обычно распространяемые, чаще непреднамеренно, в результате деятельности человека, инвазивные виды оказывают отрицательное воздействие, когда они быстро размножаются, опережая и подавляя местных животных и растения. Происходит это довольно часто.

Помимо хрестоматийных примерной с австралийской и новозеландской фауной можно вспомнить историю о том, как 50 канадских бобров, завезенных на архипелаг Огненная Земля в 1946 году, породили потомство в сотни тысяч особей и уничтожил когда-то обширные леса на островах, нанеся ущерб на миллионы долларов. Или питонов из Юго-Восточной Азии, прижившихся в болотах Флориды, успешно там размножающихся и нападающих даже на таких крупных животных, как олени или аллигаторы. Целый ряд подобных историй можно прочитать в очерке «Где живет страус?».

На данный момент в Европе зарегистрировано более 1400 чужеродных видов (ознакомиться с ними можно на сайте European Alien Species Information Network), больше половины из них происходят из-за пределов Европы, остальные исторически обитали в странах Европы, но в последние десятилетия проникли в новые регионы. Число видов-пришельцев быстро увеличивается. С 2014 года в Евросоюзе был принят термин invasive alien species «чужеродные инвазивные виды», в число которых включают виды, во-первых, проникшие за пределы своего естественного ареала, а, во-вторых, угрожающие биоразнообразию в местах своего нового распространения. Национальная федерация дикой природы США (National Wildlife Federation) использует несколько иное определение, согласно которому, к инвазивным видам относятся любые живые организмы, интродуцированные в неместные экосистемы, где они могут негативно влиять на окружающую среду, экономику или здоровье человека.

Проникшие в Европу животные могут быть достаточно безобидными для природных сообществ, как, например, нанду, сбежавшие с немецкой фермы в 2000 году и поселившиеся на территории земли земле Мекленбург — Передняя Померания. Например, не столь безвредными оказываются североамериканские серые белки (Sciurus carolinensis), которые не только успешно конкурируют с европейскими белками, но и переносят беличью оспу. Болезнь не наносит им особого вреда, а вот для европейских белок она смертельна.

Среди чужеродных видов немало опасных вредителей сельского и лесного хозяйства. В качестве примера можно привести ясеневую изумрудную узкотелую златку, коричневого мраморного щитника, американскую белую бабочку и самого знаменитого пришельца – колорадского жука. А аргентинский муравей (Linepithema humile) хотя и не наносит вреда растениям сам, но настолько деятельно охраняет подопечных тлей, что ущерб, наносимый ими многократно возрастает.

Иногда, последствия проникновения нового вида в экосистему бывают неожиданными. Например, исследования показывают, что появление в водоемах луизианского рака (Procambarus clarkii) приводит к увеличению численности комаров. Вероятно, это связано с тем, что луизианские раки эффективно поедают личинок стрекоз – подводных хищников, сдерживающих численность комариных личинок.

Но перечисленные выше виды не упоминаются в нынешнем прогнозе. Он посвящен тем животным, которые пока не встречались в Европе, но в течение ближайшего десятилетия могут там появиться и нанести ущерб биологическому разнообразию. Сорок три биолога из разных стран Европы анализировали характеристики 329 видов и выбирали среди них те, что с наибольшей вероятностью проникнут на территорию Евросоюза, закрепятся на ней и отрицательно воздействуют на местные экосистемы. «Предотвращение появления инвазивных чужеродных видов является наиболее эффективным способом борьбы, – полагает ведущий автор исследования Хелен Рой (Helen Roy). – Для прогнозирования того, какие виды могут появиться и выжить в новых регионах, необходимо учитывать множество взаимодействующих экологических и социально-экономических факторов, включая климат, а также торговые связи».

При оценке потенциальной опасности новых видов учитывались такие свойства новых видов, как конкурентное превосходство, хищничество, возможность гибридизации с новыми видами, способность переносить опасные болезни, ядовитость, загрязнение среды, воздействие на пастбища и другие растительные ресурсы.

Исследователи пришли к выводу, что источниками наибольшего количества чужеродных инвазивных видов для Европы станут Азия, Северная и Южная Америка, а в наибольшей степени пострадают от них Средиземноморье, Южная и Центральная Европа, тогда как в Скандинавию, страны вокруг Балтийского и Северного морей попадет меньшее число таких видов.

Как уже говорилось, эксперты отобрали шестьдесят шесть потенциально опасных видов, среди которых выделяются восемь с наибольшим вредоносным потенциалом. От них службы биологического контроля будут особенного бдительно охранять границы Евросоюза. Познакомимся с ними.

1. Змееголов

Змееголов (Channa argus) – пресноводная хищная рыба, изначальный ареал которой расположен в Китае, Корее и на Дальнем Востоке России, в бассейнах Амура и Уссури. Средняя длина его около метра, хотя известны полутораметровые экземпляры. Чешуя на голове рыбы действительно напоминает головные щитки змеи. В СССР он был сознательно завезен в реки стран Средней Азии и южного Казахстана. В 1956 году однажды был отмечен и в Европе – в Чехословакии.

Примечательной особенностью биологии змееголовов служит особый наджаберный орган, позволяющей рыбе дышать атмосферным воздухом. Причем это не только возможность, но и обязанность: если змееголову в аквариуме закрыть доступ к поверхности, он погибнет даже в насыщенной кислородом воде. Зато змееголовы могут по суше переползать из одного водоема в другой.

В начале 2000-х годов змееголовы появились в водоемах северо-запада США, и теперь их распространение вызывает большие опасения. Естественных врагов для змееголова в Америке не находится, он занимает экологическую нишу хищника высшего уровня и наносит серьезный урон популяциям местных рыб. В штате Виргиния за ввоз змееголовов даже установлена уголовная ответственность.

 

Змееголов в аквариуме

2. Золотая мидия

Южнокитайский пресноводный двустворчатый моллюск Limnoperna fortunei, известный как золотая мидия, был случайно завезен в Японию, ряд стран Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Поселяясь в водоемах, он оказывает значительное воздействие на свойства среды, что в свою очередь изменяет состав обитателей экосистемы. Золотая мидия изменяет состав и концентрацию питательных веществ в воде, увеличивает ее прозрачность, уменьшает плотность фитопланктона и зоопланктона и усиливает рост крупных водных растений.

Колонии золотых мидий тесным слоем покрывают субстрат, достигая плотности 200 тысяч особей на квадратный метр (с учетом молодых мидий размером около миллиметра).

Поскольку мидии прикрепляются к твердым субстратам, в том числе к компонентам промышленных, водоочистных и электростанций, они стали серьезной проблемой биологического обрастания в районах, подвергшихся воздействию. Проблемы могут возникать из-за обрастания мидиями подводных частей гидротехнических сооружений.

 

Золотые мидии на стволе дерева, поднятом со дна водохранилища в Уругвае

 

Водозаборная решетка гидроэлектростанции (чистая и покрытая золотыми мидиями)

Распространение золотых мидий

3. Рыжий речной рак

Крупный вид речного рака Orconectes rusticus живет в водоемах Северной Америки, по территории которой он активно распространяется. За двадцать лет он занял северо-запад США и проник в Канаду.

Успех рыжему раку принесли крупный размер и агрессивный характер. Тогда как прочие виды раков обычно спасаются бегством от хищных рыб, рыжий рак принимает “защитную стойку” с поднятыми над головой крупными клешнями. Такой отпор, как оказалось, отпугивает большинство хищников. В результате рыжие раки успешно захватывают места обитания других раков, что подтверждается статистикой: где появляется рыжий рак, численность других видов речных раков падает.

Озабоченность европейских экспертов возможным проникновением рыжего речного рака легко понять. Автохтонные виды речных раков Европы: узкопалый (Astacus leptodactylus) и широкопалый (Astacus astacus) – достаточно уязвимы. В последней трети XIX века широкопалые раки почти исчезли из-за эпидемии чумы раков – заболевания, вызываемого оомицетом Aphanomyces astaci. А с середины XX века их активно вытесняет американский пришелец – речной рак Pacifastacus leniusculus, устойчивый к рачьей чуме, хотя и способный переносить ее возбудителя.

 

Рыжий речной рак

4. Полосатый угрехвостый сом

Угрехвостые сомы мало похожи на сомов, и куда больше – на угрей. Их тело вытянуто и лишено чешуи. Второй спинной, хвостовой и анальный плавники слиты в в сплошную “оторочку”, окружающую тело рыбы. А первый спинной плавник, наоборот, короткий, но высокий и выглядит, как торчаший шип. Его принадлежность к сомообразным выдает только голова с широким ртом и четырьмя парами усов.

Полостый угрехвостый сом (Plotosus lineatus) обитает в Индийском и западной части Тихого океанов. Длина представителей этого вида достигает 32 сантиметров. Этот вид уже проник в Средиземноморье, приплыв по Суэцкому каналу (так называемая миграция Лессепса).

Конкурентное преимущество на местными средиземноморскими вдами полосатый угрехвостый сом получает благодаря ядовитым железам спинного и грудных плавников. Колючки этих плавников способны вызвать сильную боль и долгое жжение у человека. Сообщают и о смертельных случаях, вызванных уколом этих рыб.

 

Стая полостых угрехвостых сомов

5. Кодиум мельчайший

Единственный вид из “зловещей восьмерки”, не относящийся к животным. Вид зеленой водоросли Codium parvulum был открыт в Красном море еще в XIX веке (изначально под названием Spongodium parvulum). Первым его упомянул натуралист Жюль-Сезар Савиньи в одном из томов серии «Описание Египта» (Description de l'Égypte), созданной учеными, участвовавшими в египетском походе Наполеона.

С 2004 года кодиум мельчайший отмечается в Средиземном море у северного побережья Израиля. В 2008 году его увидели на побережье Ливана, а в 2012 году он замечен в у побережья Турции и в Эгейском море, а год спустя – в Сирии. Вероятнее всего, что тут мы, как и в случае с угрехвостым сомом, имеем дело с «миграцией Лессепса». Водоросль проникла в район Хайфы в балластной воде или на подводной части корпуса кораблей, прошедших Суэцким каналом из Красного моря.

Если при первом наблюдении водоросли в 2004 году ее количество было незначительным, то в 2007 году выброшенный прибоем кодиум мельчайший на южном песчаном берегу залива Хайфы покрыл полосу побережья длиной около десяти и шириной около трех километров. Толщина слоя составляла двадцать сантиметров. По расчетам исследователей общая биомасса этих водорослей тянула на 6000 тонн.

Случаи массового размножения этой водоросли, каких, как кажется не наблюдалось на ее родине в Красном море, тревожат биологов. Они могут нанести ущерб рыболовному промыслу и туризму, а также вытеснить местные виды водорослей и воздействовать на других обитателей моря.

 

Кодиум мельчайший (1 – у побережья Хайфы в 2007 году, 2 – у Атлита в 2008 году). Israel Alvaro et al. // Phycologia 2010 / Photo by S. Shmulik

6. Крепидула оникс

Представитель морских брюхоногих моллюсков Crepidula onyx распространен вдоль тихоокеанского побережья Америки, от юга Калифорнии до Чили. Его раковина длиной около семи сантиметров, внутренняя часть ее створок окрашена в разные оттенки коричневого цвета, напоминая минерал оникс.

С 2005 года отмечен значительно севернее, в заливе Пьюджет в штате Вашингтон. Позже моллюск проник воды вдоль побережий Японии, Тайваня и Кореи, и считается сейчас в Восточной Азии быстро распространяющимся инвазивном видом. Путешествует моллюск при помощи кораблей.

 

Крепидула оникс

7. Полосатая мидия

Еще один морской моллюск, на этот раз двустворчатый. Родина Mytilopsis sallei находится в тропических и субтропических частях западной части Атлантического океана и Карибского моря, от Мексиканского залива до Колумбии. Он не относится к семейству митилид, куда входят мидии, так что название «полосатая мидия» неофициальное. Раковина Mytilopsis sallei вырастает не более 2,8 сантиметра в длину, она действительно покрыта чередующимися черными и белыми полосками.

Шествие этого моллюска по мировому океану (при помощи кораблей, конечно) началось с 1960 года, когда его заметили в порту Висакхапатнам в Индии. В 1970-х он достиг острова Тайвань и Японии. В 1980 году был впервые отмечен в Канаде, в 1999 году – в порту Дарвин (Австралия), в 2001 – в Таиланде, в 2006 – в Сингапуре. Наконец, в 2009 году его заметили у средиземноморского побережья Израиля.

Успех данному виду во многом обеспечивает способность жить при широком диапазоне температуры (от 5 до 40° C) и солености воды (от 0 до 50 промилле). Раковины Mytilopsis sallei прикрепляются практически к любым твердым поверхностям, при неподходящих условиях моллюск может отсоединиться от субстрата и прикрепиться к новому. В подходящих местах обитания они могут создавать плотные слои толщиной до 10-15 сантиметров, что приводит к массовому обрастанию всех видов морских сооружений. Часто поселяются в трубах насосных установок акваферм или балластных систем судов, ослабляя поток воды. Прикрепляется и к раковинам других моллюсков, что создает проблемы при промысле. При массовом размножении Mytilopsis sallei другие виды вытесняются.

Mytilopsis sallei наносит существенный урон морским экосистемам, рыболовству, аквакультуре, работе портов. А избавление от него стоит дорого. Например, программа по и искоренению Mytilopsis sallei в Дарвине обошлась более чем в 2,2 миллиона австралийских долларов.

 

Mytilopsis sallei (Photo: CRIMP, CSIRO Marine Research)

8. Лисья белка

Наконец, млекопитающее в списке. Лисья, или черная белка (Sciurus niger) значительно крупнее европейской обыкновенной белки (Sciurus vulgaris). Длина лисьей белки достигает 70 сантиметров (обыкновенной – 30 см), длина хвоста – 33 см (обыкновенная белка – 19 см), вес – одного килограмма (обыкновенная белка – 340 граммов). Она вовсе не обязательно черного цвета (хотя встречаются с такой окраской), поэтому название «лисья белка» кажется более удачным. Естественный ареал занимает восточную половину США, заходя на севере в Канаду, а на юге простираясь до Флориды и Техаса. Была искусственно интродуцирована в нескольких других частях страны, включая Калифорнию, Орегон, Вашингтон, Нью-Мексико.

В США, в новых местах обитания, лисья белка вытесняет другие виды своего рода, в первую очередь западную серую белку (Sciurus griseus) и белку Дугласа (Tamiasciurus douglasii). Полагают, что она может составить серьезную конкуренцию и европейским белкам. Экспертам кажется вероятным, что лисьи белки могут попасть в леса Европы, сбежав от владельца или будучи сознательно выпущенными на волю.

 

Лисья белка