29 марта 2024, пятница, 17:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Кружки и секции как панацея

Заинтересованный ребенок
Заинтересованный ребенок

Создать 1,8 миллиона мест в детских кружках по интересам намерено Минпросвещения, пишет газета «Известия». Предполагается, что дополнительное образование позволит и лучше воспитать детей, оградив их от разрушительной для психики информации. 

Планируются, что кружки будут принимать детей от 5 до 18 лет, а создаваться они будут постепенно, с тем, чтобы численности в 1,8 млн мест достигнуть к 2020 году. При этом треть из них предполагается создать в сельской местности, говорится в паспорте государственной программы «Развитие образования», с которым ознакомилась газета.

Главным образом при этом речь идет о развитии дополнительного образования на базе школ и уже существующих центров дополнительного образования. В перспективе, согласно планам чиновников, дополнительное образование должны получать три четверти школьников.

 
Занятие по лего-конструированию

По мнению опрошенных изданием экспертов, занятость в кружках по интересам способна оградить детей от неблагоприятных последствий, связанных с недостатком внимания и воспитания. Эта тема вновь приобрела самое острое звучание в связи с событиями в Керчи, где по вине одного из учащихся политехнического колледжа погибли 20 человек и более 70 были ранены.

 
Сергей Комков

О том, велика ли не только развивающая, а еще и воспитательная роль кружков по интересам и иных форм дополнительного образования, а также о том, какие еще меры стоило бы принять, чтобы изменить ситуацию и иметь возможность в будущем предотвратить агрессивные или саморазрушительные действия детей, с «Полит.ру» поговорил Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования, академик Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор.

«Система дополнительного образования – это всего лишь один из элементов в системе образования и воспитания, причем составляющий небольшую ее часть. А нужно говорить о том, что мы за последние 25 лет полностью перестроили всю систему образования и воспитания в стране. Она была классической традиционной, а мы переделали ее на западный манер. Фактически же мы перестали готовить социально активную личность, нормального человека и превратили всю систему образования и воспитания в систему подготовки потребителя. И это уже дает свои плоды.

У нас изменился и сам подход к образованию: мы сегодня говорим не о нем, а об образовательных услугах. Хотя образование является важнейшей социальной функцией государства и вообще важнейшей функцией по формированию личности человека. Вот эту функцию мы и утратили. Между тем ребенка нужно воспитывать чуть ли не со дня появления на свет. В этом плане стоит вспомнить великого педагога Антона Семеновича Макаркенко. Когда к нему обращались с вопросом, не рано ли начинать заниматься воспитанием ребенка в 5-6 лет, он говорил: «Вы уже опоздали!» Начинать заниматься воспитанием ребенка надо еще в утробе матери.

Собственно, с матери и нужно начинать. Еще когда ребенок не родился, надо заниматься формированием личности матери – и это будет фактически формировать и личность будущего ребенка. Мы упустило это, и посмотрите, что у нас происходит с будущими матерями! Это превратилось во всего лишь коммерческую услугу. Так что мы должны сегодня пересмотреть всю систему, прямо от рождения ребенка и до его выхода во взрослую жизнь.

 
Занятия с малышами

Школа – это еще один из элементов образовательно-воспитательной системы, причем один из важнейших элементов. Именно там проходит огромная часть жизни ребенка. Но сегодня школа по сути превратилась в комбинат бытовых услуг, а педагог – в представителя обслуживающего персонала. Хотя школьный учитель всегда был важнейшим звеном процесса в первую очередь воспитательного, мы превратили его в некоего «урокодателя», предметника, который просто пичкает ребенка неким набором знаний, умений и навыков.

Такая триединая задача – снабдить ребенка набором знаний, умений и навыков (так называемые ЗУНы) – была поставлена перед учителем в 1990-е годы. Именно она была объявлена главной, а все остальное было сочтено неважным. Надо менять этот подход, надо возвращаться к лучшим традициям российской и советской школы.

В начале 1990-х определенными структурами было принято решение, что школа должна быть вне идеологии, вне воспитательного поля, вне политики, вне вообще социальной сферы. Решено было, что школа не должна заниматься социлогизацией личности ребенка, а должна заниматься только натаскиванием его на определенный набор ЗУНов. Прочее же должно идти за стенами школы, через систему внешкольных, внеурочных занятий, причем большей частью – на коммерческой основе. Мол, есть деньги у родителей – они заплатят за занятия ребенка музыкой, художественным творчеством, танцами, спортом. Нет денег – значит, ребенок будет ничем не занят, может шляться по улицам.

Так в середине 1990-х годов мы получили огромную массу беспризорных детей при живых родителях. На фоне тяжелейшего экономического кризиса и безденежья взрослых дети оказались на улице, болтающимися без дела, побирающимися, никому не нужными. И сегодня надо ставить задачу вернуть всей системе образования и воспитания в России ее изначальный смысл. Вся система образования должна работать на формирование личности человека. Если мы этого не сделаем, мы будем с каждым годом все дальше заходить в кризис. 

 
Занятия по рукоделию

Американцы (а я в США не раз бывал) уже давно поняли, что своей системой подготовки потребителя, которому плевать на все, что происходит за стенами его дома, породили достаточно опасную волну. В Америке ведь каждые два-три месяца происходят случаи, подобные тому, что случилось в Керчи. Буквально два-три месяца назад почти такая же история случилась в Калифорнии, в перед этим была очень похожая история во Флориде, а еще несколькими месяцами ранее была подобная история и в другом штате. Они, может быть, не так ярко освещались, но там случаи стрельбы в учебных заведениях уже не редкость, постоянно идет насилие и на уровне семейном. Это стало эпидемией. И если мы не хотим, чтобы у нас эта эпидемия также началась и приняла широкомасштабный характер, нам надо срочно перестраивать систему воспитания.

Надо перестраивать систему во всех учебно-воспитательных учреждениях, начиная прямо с детского сада, с первых шагов ребенка, и заканчивая его становлением как личности, когда он уже начинает самостоятельную жизнь. Здесь нужно принимать целый комплекс мер. Я несколько раз встречался с Ольгой Юрьевной Васильевой, министром просвещения и бывшим министром образования, и убедился, что если предыдущие министры не хотели даже рассматривать эту ситуацию, то нынешний министр хотя бы понимает, что положение дел надо исправлять. Я думаю, что после трагедии в Керчи руководство Министерство просвещения сделает соответствующие выводы.

 
Министр просвещения РФ Ольга Васильева, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий

Собственно, оно их уже делает – уже перед событиями в Керчи начали предпринимать ряд шагов к исправлению ситуации: начался разговор о том, чтобы возвращать систему нравственного воспитания, о том, чтобы изменять систему воспитательной работы в школах и в средних специальных учебных заведениях. Нам ведь надо очень серьезно задуматься над тем, что мы сотворили за прошедшие 25 лет. Если мы этого не осмыслим и не сделаем выводов из осмысленного, никакими полицейскими мерами, никакими ограничениями ничего не добьемся. 

Какие бы контрольные пункты или турникеты на входе в школы и колледжи мы ни ставили, как бы ни проверяли на входе всех, как бы ни сканировали, ни снимали отпечатки пальцев, мы не сможем в дальнейшем предотвратить эти трагедии. Помочь может только огромная воспитательная работа, которую действительно нужно вести чуть ли не с того момента, как ребенок сделал первый шаг и произнес первое слово. И если мы начнем все же менять всю систему воспитания, работы с ребенком во всех детских учреждениях.

Менять в этой системе нужно все, и особое внимание следует уделить школе, где придется менять полностью всю социальную доктрину образовательной деятельности. Придется возвращаться к лучшим традициям российской и даже советской школы. Если мы этого не сделаем, никаких подвижек к тому, чтобы преодолеть кризис, в котором мы оказались, не будет.

И очень важно вот что: нам надо, конечно же, пересматривать отношение к институту семьи. Все, что происходит сегодня с ним, заслуживает особого рассмотрения. В отношении института семьи в нашей стране сегодня творится полное безобразие. Мы до того опустили эту проблематику, что даже не хочется уже включать телевизор, потому что там без конца рассказывают о том, кто с кем переспал, кто с кем разводится, кто кому изменял, у кого от кого законные или незаконные дети, кто кого ненавидит… Это доводит подрастающее поколение до крайности – оно уже не верит в возможность создать нормальную, полноценную семью в рамках нашего общества. Мы, наоборот, должны пропагандировать нормальную, здоровую семью, а не рассказывать о всех случаях ее распада и угрозы ей. 

Некоторое время назад я был приглашен участвовать в программе «Мужское и женское», которую ведет Александр Гордон; она должна выйти в эфир 24 октября. Ее героиней стала женщина, мать четверых детей, двое из которых получили образование, а двое фактически остались без него. Я ушел с записи этой программы, потому что ее участники просто издевались над этой женщиной, во всем винили ее – хотя обвинять надо было не ее, а массу чиновников и официальных лиц, которые, по сути, издевались над этой семьей. 

Я считаю, что так относиться к женщине, которая родила четверых детей и не гуляет, не пьет, а с утра до вечера работает, хотя лучше бы государство ей платило пособие, нельзя. И что спрашивать тут надо не с нее, а с тех официальных лиц, которые обязаны были по своей работе оказывать ей помощь. Так что повторю: нам действительно надо менять отношение к институту семьи и к пропаганде семейных ценностей. Если мы сумеем сделать это и еще изменить систему образования и воспитания детей, то у нас есть шансы. Хотя, на мой взгляд, нужно сделать еще одну вещь – выгнать из России всех западных советников и консультантов в этой сфере.

Целая бригада советников из США сидит, например, в Высшей школе экономики. Считаю, что надо избавиться от них, потому что они у себя на родине развалили систему образования, а теперь у нас стали инициаторами многих реформ в системе образования. На мой взгляд, надо их всех удалить из страны, поскольку они являются проводниками политики, которая ведет к развалу системы изнутри», – сказал Сергей Комков.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.