Российское правительство слишком много надежд возлагает на повышение ставки НДС с 18 до 20%, доходы бюджета вырастут не так сильно, как на это рассчитывают. Об этом, как пишут «Ведомости», говорится в заключении РАНХиГС и Института Гайдара на проект бюджета на 2019-2021 гг. Если в проекте бюджета сказано, что в 2019 году поступления от НДС составят 6,5% ВВП, а в 2020 и 2021 гг. — 6,7% ВВП, то в реальности они могут оказаться на 0,5–0,7 п. п. ниже, указано в заключении.
Проблема в качестве официального макропрогноза и его отдельных показателей, используемых Минфином для расчета поступлений от НДС прямым счетом (то есть не от суммы всех доходов налогоплательщика, а от добавленной стоимости), объясняет завлабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Илья Соколов. Аналитики считали по-другому: брали представленные Минэкономразвития оценки конечного потребления и исходили из собираемости НДС с учетом теневого сектора (в 2017 году его размер оценивался в 39% ВВП), структуры льгот, поведенческих предпочтений и ожиданий. В результате поступления НДС могут не превысить 5,4 трлн рублей в 2018 году и 6,3–7,1 трлн в 2019–2021 гг., говорится в заключении экспертов.
Если налоговые поступления и правда не будут наполнять бюджет со скоростью, на которую рассчитывают в правительстве, то потолок госрасходов в 2020 году составит 16,9% ВВП, а в 2021-м — 16,8% ВВП, рассчитали авторы. Это меньше, чем планирует Минфин, на 0,3 и 0,1 п. п. ВВП соответственно. Следовательно, для выполнения обязательств, Минфину придется больше брать в долг, что приведет к увеличению расходов на обслуживание госдолга, который к 2021 году вырастет до 17,7% ВВП, что на 1,2 п. п. выше прогноза Минфина.
Причем, учитывая рост цен на нефть, рост долга произойдет, фактически, из-за наличия бюджетного правила, которое ограничивает использование нефтегазовых доходов для финансирования текущих расходов. Уже сейчас в проекте бюджета говорится, что расходы на обслуживание долга увеличатся с 824,3 млрд рублей в 2018 году до 1,1 трлн в 2021 году.
Ранее, напомним, проект бюджета раскритиковала Счетная палата, которую недавно возглавил Алексей Кудрин. По оценке аудиторов, прогнозируемые темпы роста ВВП не позволят России войти в топ-5 крупнейших экономик мира к 2024 году — а это одна из задач, которую установил Владимир Путин. Как говорится в заключении Счетной палаты, Минэкономразвития использует прогнозные оценки МВФ по ВВП по паритету покупательной способности (ППС) России и Германии, однако они отличаются от фактических данных, опубликованных Всемирным банком. «Кроме того, использовался расчетный курс рубля и евро к доллару по ППС, что увеличивает неточность получаемых оценок», — подчеркивается в заключении.
Также Счетная палата сомневается в верности составления нацпроектов к майскому указу: «В случаях, когда результаты характеризуются числовыми значениями, сведения об организации статистического наблюдения отсутствуют. Низкое качество определения результатов и показателей создает риски принятия неадекватных или несвоевременных решений по ходу реализации национальных проектов». Алексей Кудрин ранее заявил, что 65% показателей из паспортов нацпроектов «статистически ненаблюдаемы».
Одна из главных претензий Счетной палаты, о которой говорится в заключении, — механизм бюджетного правила. По мнению аудиторов закупки, которые Минфин проводил в периоды ослабления рубля, усиливали валютную нестабильность, так как дополнительно увеличивали спрос на иностранную валюту.