Космический вопрос

В четверг произошло то, к чему российская космонавтика, к сожалению, шла уже давно — произошла авария во время старта пилотируемого корабля. Обошлось без жертв, оба космонавта, которые должны были направиться к МКС, чувствуют себя хорошо. Но теперь под вопросом стоит и надежность отечественных пилотируемых кораблей.

Ракета-носитель «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10» стартовала с космодрома Байконур на МКС 11 октября 2018 года в 11:40:15 по Москве. На 119-й секунде полета при отделении боковых блоков первой ступени от центрального блока второй произошло аварийное отключение двигателей второй ступени.

Система аварийного спасения корабля «Союз-МС» отработала штатно и именно благодаря этому космонавты не пострадали. Аварийный маяк зафиксировал проблему, корабль разделился на отсеки, а спускаемый аппарат, в котором находились космонавты, выпустил парашют. Сообщается, что космонавты испытали перегрузку в 6 g, что существенно меньше тех значений, которые они испытывают при подготовке к полетам (на центрифуге будущих космонавтов «раскручивают» до перегрузок 10-12 g). Экстренная посадка произошла в Карагандинской области Казахстана, космонавты Алексей Овчинин и американец Ник Хейг быстро вышли на связь.

Силами российских военных была организована спасательная операция, два космонавта были сначала доставлены в казахстанский город Жезказган, где прошли первичное медицинское обследование, а после их переправили на Байконур. Теперь Овчинина ждут в Звездном городке в Московской области, а Хейг будет сразу отправлен в Соединенные Штаты.

Следственный комитет России уже возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности строительных работ (ст. 216 УК) по факту крушения корабля «Союз МС-10». Известно, что Дмитрия Медведева об аварии проинформировал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, а пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заверил, что вся необходимая информация будет доведена до главы государства.

Одно из неприятных последствий аварии — задержка нынешнего экипажа МКС на орбите. Источник «Интерфакса» сообщил, что экипаж «Союза МС-09», который сейчас находится на МКС, Сергей Прокопьев («Роскосмос»), Серина Ауньен-Чэнселлор (NASA) и Александр Герст (ESA), может вернуться со станции не 13 декабря, как планировалось, а в начале 2019 года. При этом сообщается, что на МКС достаточно продовольствия для того, чтобы экипаж мог продолжать автономный полет до весны 2019 года.

Произошедшая авария — серьезный удар по репутации отечественной космической отрасли. Уже, к сожалению, стали привычными аварии с ракетами, которые должны доставлять спутники на орбиту или «космические грузовики» к МКС, но корабли серии «Союз» до этого времени отличались особой надежностью. Собственно серьезных происшествия с кораблями этой серии было только два.

В 1975 году корабль «Союз-18» (позже под этим индексом была запущена другая экспедиция, так что аварийный запуск вошел в историю как «Союз-18-1» или «Союз-18а») должен был доставить на станцию «Салют-4» двух космонавтов. На 261-й секунде полета должно было произойти отделение второй ступени ракеты, однако это не случилось, из-за чего ракету стало раскачивать. Сработала автоматическая система отделения возвращаемого аппарата от ракеты, во время спуска экипаж испытал пиковую перегрузку в 20 g (по некоторым данным — до 26 g). Приземление произошло в горах Алтая на территории СССР.

В 1983 году корабль «Союз Т-10-1» должен был доставить двух космонавтов к станции «Салют-7», но за 48 секунд до старта произошло возгорание топлива ракеты-носителя, после чего по команде от наземного ЦУПа активировалась система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем — капсула взлетела на высоту примерно 1 километра и через 5 минут 13 секунд с помощью парашютов приземлилась в 4 километрах от стартового комплекса.

Почему точно произошла авария сейчас пока неизвестно — уже создана специальная комиссия, а в Роскосмосе заверили, что всю необходимую информацию будут передавать в НАСА, чьим пилотом является Ник Хейг. Источник «Интерфакса» в спасательных службах предположил, что авария произошла при отделении боковых блоков первой ступени ракеты-носителя. РИА Новости добавляет, что один из четырех блоков мог отделиться не вовремя, а когда это произошло, то он ударил по центральному блоку.

По информации «Интерфакса», все непилотируемые запуски ракет «Союз» в 2018 году теперь оказались под угрозой. «Предварительно предполагается приостановка не только пилотируемых, но и непилотируемых пусков на ракетах "Союз", в том числе 19 октября с Плесецка, 31 октября с Байконура и 7 ноября с Куру», — сказал источник агентства в ракетно-космической отрасли. По его словам, ракеты имеют частично схожую конструкцию боковых блоков первой ступени.

Пилотируемые запуски в России будут точно приостановлены до разбора ситуации с аварией на корабле «Союз МС-10», об этом заявил вице-премьер Юрий Борисов. «В такой ситуации пуски прекращаются до разбора всей ситуации, пилотируемые, для того, чтобы обеспечить безопасность. Ситуация, конечно, неприятна, но, как вы знаете, в истории космонавтики уже были такие случаи, с другой стороны, подтверждена работоспособность аварийных систем спасения, что очень важно», — сказал Борисов.

Отметим, что первый заместитель председателя Союза машиностроителей России Владимир Гутенев заявил, что авария «Союза» не говорит о системных проблемах в российской космической отрасли. «Если мы обратимся к статистике пусков пилотируемых кораблей, мы увидим, что у нас, в общем-то, не сформирована системная проблема. Однако даже разовый случай необходимо рассматривать как крайне тревожную ситуацию», — сказал он.

Пока действия «Роскосмоса» действительно выглядят достаточно публичными, так что вполне вероятно, что истинные причины аварии действительно будут не только установлены, но и доведены до общественности.

Другое дело, что этой аварии не должно было быть, так как любые проекты, связанные с космосом, как правило, исполняются таким образом, чтобы все действия проверялись и перепроверялись по несколько раз — очевидно, сейчас сбой произошел не только в ракете-носителе или космическом корабле, но и еще в системе управления отраслью.

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что распорядится провести проверки на предприятиях отрасли. «Конечно, такого рода инцидент потребует самого тщательного расследования с привлечением в том числе и независимых экспертов, с выездом на предприятия, проверкой всех технологических процессов, потому что авария произошла на ракете, которая имела очень высокую безаварийную статистику. И это очень плохая новость», — сказал Рогозин.

Собственно Рогозин, как глава «Роскосмоса» — самый очевидный объект критики. Курирующий ракетно-космическую отрасль вице-премьер Юрий Борисов уже допустил кадровые перестановки в «Роскосмосе». На свой нынешний пост Рогозин был назначен только весной, менее 5 месяцев назад. Да и все возможные показатели российской космонавтики, от надежности работы техники до числа космических запусков и их доли от общемировых, показывают, что кризис начался уже давно. И тут стоит вопрос не в том, кто виноват в конкретной проблеме, а в том, можно ли в принципе из кризиса выбраться.