19 марта 2024, вторник, 08:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 сентября 2018, 10:03

«Суэцкий канал» в Арктике

Море зимой
Море зимой
/ pixabay.com

В результате глобального потепления Россия может обзавестись собственным «Суэцким каналом», пишет газета The Washington Post. Речь идет о Северном морском пути, использование которого может стать значительно более выгодным экономически. 

В связи с продолжающимся таянием арктических льдов Северный морской путь мог бы в самом деле стать альтернативной Суэцкому каналу, тем более что он позволяет снизить расходы на транспортировку из Европы в Азию и Америку, отмечает газета. Таким образом, заключает она, России могут оказаться даже выгоды те климатические изменения, которые многими расцениваются как катастрофа.  

О том, какие в действительности происходят и ожидаются климатические изменения в Арктике и как они могут сказаться на использовании Северного морского пути, с «Полит.ру» поговорил Владимир Семенов, заместитель директора Института физики атмосферы им. Обухова РАН, заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН, доктор физико-математических наук.

 
Владимир Семенов

«Безусловно, такие оценки имеют под собой основание. Они основаны на результатах исследования климатических моделей, которых сейчас в мире около 30. И все эти модели согласованно показывают очень существенное уменьшение площади морских льдов в Арктике – такое существенное, что во многих моделях предполагается, будто к середине XXI века (точнее, к 2060-м годам) ледяной покров там станет сезонным. То есть летом его вообще не будет – он начнет полностью исчезать.

И, конечно, это выгодно в смысле перевозки грузов по Северному морскому пути. По нашим оценкам период навигации в результате таяния льдов увеличится от 4 до 6,5 месяца. То есть фактически всего 2-4 месяца в году путь будет закрыт льдами, а все остальное время по этому маршруту возможна навигация. Вообще еще в 2010 году мы делали оценки происходящих в регионе процессов и получалось, что в принципе, буквально через 10 лет с точки зрения экономики (если подходить к вопросу формально, только с точки зрения затрат топлива) перевозка по Севморпути станет более выгодной. Но на деле здесь надо иметь в виду и другие факторы.

 
База ВМФ РФ в Северодвинске / wikipedia.org

Открытость этого пути, его длина учитываются, но есть и иные факторы, факторы риска. В Арктике они гораздо сильнее, чем при южной транспортировке. Все же Арктика пока остается регионом слабо исследованным. Плюс с военно-политической точки зрения этот регион тоже очень сложен – Северный морской флот проводит там свои учения, например. Словом, это внутренний регион России, и пока это обстоятельство не дает использовать Северный морской путь по полной программе.

Однако повторю: с чисто экономико-географической точки зрения сокращение морских льдов в регионе к концу века увеличит продолжительность навигации по Севморпути если не до круглогодичной, то до возможной большую часть времени, за исключением 3-4 месяцев в году. То есть до 8-9 месяцев путь будет свободен для навигации даже без использования ледокольного флота.

Здесь нужно понимать вот что: с ледоколами можно пользоваться этим путем когда угодно – и сейчас, и зимой. Атомный ледокол расколет и полутора-, и двухметровый лед. Но для этого нужны суда определенного ледового класса, чтобы они не повреждались льдинами. Их строительство – дело не такое простое, а тут имеется в виду рост возможностей безледокольной проводки судов. И она, согласно прогнозам, сделается возможной на период до 9 месяцев, если брать агрессивный сценарий антропогенного воздействия на окружающую среду, предусматривающий, что выбросы антропогенных газов будут продолжать нарастать так же, как нарастают сейчас.

 
Атомный контейнеровоз "Севморпуть" / wikipedia.org

Имеется в виду сценарий, предполагающий, что никаких усилий по сокращению воздействия предприниматься не будет, а экономика будет расти так же, как она росла в последнюю пару десятилетий. Именно в этом случае период безледокольной навигации должен на 6,5 месяца вырасти. Наименее агрессивный же сценарий (по нему рост эмиссии остановится в середине XXI века и начнет снижаться) предполагает увеличение этого периода на 4 месяца», – сказал Владимир Семенов.

О возможном увеличении использования Северного морского пути говорили достаточно давно даже без учета ожидаемых климатических изменений. Напомним, он проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек.

Путь был открыт для международного судоходства в 1991 году, его границы закрепили законодательно в 2013 году. 1 марта 2018 года президент России Владимир Путин  заявил, что Северный морской путь станет ключом к развитию русской Арктики и регионов Дальнего Востока. По словам президента, перед Россией стоит задача сделать его «по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией» и увеличить к 2025 году грузопоток пути до 80 млн тонн в год.

 
В.Путин принимает парад ВМФ / kremlin.ru

По словам Рустама Танкаева, генерального директора ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» и члена комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, есть основания считать, что Северный морской путь будет в дальнейшем очень востребован: он заметно короче южной морской трассы и, кроме того, на нем нет и не предвидится пиратов, так что предполагается, что в самые ближайшие годы перевозка по нему дорастет до 40 миллионов тонн.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.