Адрес: https://polit.ru/article/2018/09/11/sweden/


11 сентября 2018, 17:09

Выборы в Швеции: не сбывшийся прогноз

В минувшее воскресенье в Швеции прошли парламентские выборы. По итогам этих выборов, на первом месте оказалась правящая левоцентристская партия, что лишает медийных комментаторов возможности поговорить о победе популизма над разумной политикой. В то же время, увеличилась поддержка ультраправых и ультралевых сил, что позволяет им порассуждать о тревожных тенденциях в ЕС.

У избирателей, пишет The Economist, есть забавная привычка портить сюжеты политологов. Согласно политологам, эти выборы в Швеции должны были стать выражением протеста общественности против открытой миграционной политики истеблишмента во время миграционного кризиса 2015 г. Это было бы для них очередным подтверждением того, что волна европейского популизма по-прежнему на подъеме. По этому сценарию, в результате выборов националистическая партия «Шведские демократы» должна была либо победить, либо хотя бы занять второе место. А правящих социал-демократов должна была постигнуть участь многих других левоцентристских партий.

Но на деле всё вышло не так. Социал-демократы если и не одержали блестящую победу, то, по крайней мере, не проиграли и по-прежнему остались в большинстве. «Шведские демократы» не заняли и второго места. Доля их поддержки возросла с 12,9% до 17,6%, и для них это значительный успех, но отнюдь не такой значительный, как рассчитывали они или политические аналитики. Возможно даже, что такой расстановке сил способствовали отчасти как раз эти зловещие прогнозы. Граждане забеспокоились и пошли на выборы, обеспечив тем самым высокую явку и, вероятно, увеличив долю других партий относительно националистов.

Financial Times пишет, что хотя самые мрачные прогнозы и не оправдались, шведскому истеблишменту теперь предстоит серьезное испытание. В первую очередь, это связано с тем, что по итогам выборов придется формировать коалиционное правительство, а сделать это будет непросто. Кроме того, в 2022 г. будут следующие выборы, и до того момента националисты вполне могут набрать больше поддержки, если политика истеблишмента будет по-прежнему раздражать граждан.

Социал-демократы не хотят блокироваться ни со «Шведскими демократами», ни с коммунистами, поддержка которых тоже выросла. Они бы скорее рассматривали коалицию с правоцентристами, но противоречия между ними настолько сильны, что некоторые аналитики допускают вероятность образования миноритарного правительства. Так или иначе, пишет FT, новому правительству придется решать проблемы, которые были в фокусе нынешних выборов. Главная из них — это интеграция огромного числа иммигрантов, которых Швеция приняла за последние несколько лет. И вторая — это поддержание уровня благосостояния, который пока остается высоким, но рискует снизиться.

Хотя правые шведские популисты и не добились тех результатов, на которые рассчитывали, пишет Bloomberg, итоги выборов всё же оставляют впечатление некоторой неопределенности. Во-первых, остается пусть и невысокая, но вероятность, что «Шведским демократам» удастся сформировать коалицию с какими-нибудь правоцентристами и таким образом пройти в правительство. Во-вторых, если это им и не удастся, их влияние на настроения граждан весьма заметно — об этом свидетельствует увеличение их поддержки.

Иными словами, пусть и не так живописно, как предсказывалось, эта история хорошо укладывается в шаблон, применимый ко многим другим странам Европы. Аналогичные сценарии наблюдались во Франции, Германии, Италии и Нидерландах. В Швеции власти пытались смягчить общественное недовольство путем ужесточения миграционной политики. Но от этого выиграли скорее популисты, потому что сложилось впечатление, что это они надавили на большие партии.

Между тем, нигде в ЕС центристские партии до сих пор не научились находить компромиссный общий язык со своими гражданами в вопросе об иммиграции из стран, не входящих в ЕС. Причем этот язык должен быть не просто риторикой, но и политикой с наглядными результатами. Иначе внимание общественности начинает обращаться к риторике популистов. В Швецию с десятимиллионным населением за последние пять лет въехало около 600 тысяч иммигрантов. Этих людей недостаточно просто впустить — их нужно интегрировать и адаптировать. Правительство оказалось к этому не готово, как и в ряде других стран.