Русский Ali

Китайская компания Alibaba Group, российские «Мегафон» и Mail.ru Group, а также Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) объявили о стратегическом партнерстве, в рамках которого будет создано крупнейшее в России предприятие в области e-commerce.

В рамках партнерства будет сформировано совместное предприятие, построенное в том числе на текущем бизнесе AliExpress в России, говорится в сообщении РФПИ.

Взнос Alibaba Group в новый проект, который будет называться AliExpress Russia — весь бизнес AliExpress в России, который включает в себя не только международную платформу электронной коммерции AliExpress, но и российскую B2C площадку Tmall. Правда, пока непонятно, передаст ли китайская компания свою базу клиентов, или ограничится только технологией и брендом. В дальнейшем Alibaba Group, которой будет принадлежать 48% совместного предприятия, будет инвестировать деньги и другие ресурсы для поддержания его деятельности.

РФПИ будет стратегическим инвестором AliExpress Russia, он получит право купить у Alibaba до 13% компании за 300 млн долларов.

«Мегафон» продаст Alibaba Group свою 10%-ную долю в Mail.Ru Group в обмен на 24% в AliExpress Russia. Mail.Ru, в свою очередь, передаст СП свой бизнес электронной коммерции Pandao (одного из молодых конкурентов компании Alibaba), деньги, а также дистрибуцию в формате интеграции с продуктами Mail.Ru Group. Доля компании в AliExpress Russia составит 15%.

AliExpress и Mail.Ru заключат соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое подразумевает, помимо прочего, обмен трафиком и продуктовыми инициативами.

Предполагается, что благодаря созданию совместного предприятия удастся расширить «экосистему и возможности повседневного использования сервиса» за счет инвестирования в другие бизнесы совместно с Mail.Ru Group, включая, например, FoodTech и другие направления.

AliExpress Russia будет работать во всех сегментах электронной коммерции, в том числе в трансграничном и локальном маркетплейсах, а также путем собственных прямых продаж. Сделка, как ожидается, будет закрыта в первом квартале 2019 года.

О том, что основатель и основной владелец Alibaba Group Джек Ма собирается инвестировать в России, стало известно еще в 2015 году, когда он впервые приехал в России, где, в том числе, встретился с Владимиром Путиным. Ма тогда поддержал инициативу Путина создать совместную интернет-платформу. «Мы считаем, что необходимо помочь малым и средним [российским] предприятиям развивать их деятельность, — заявлял китайский бизнесмен. — Мы надеемся принять активное участие в развитии российской инфраструктуры для электронной торговли».

В 2017-м обсуждалась сделка между Alibaba и Сбербанком, но это сделка провалилась, так как крупнейший российский банк решил развивать совместный бизнес с «Яндексом».

О том, что РФПИ станет партнером Alibaba в России, глава фонда Кирилл Дмитриев заявил еще год назад, летом 2017 года: на встрече с Владимиром Путиным он пообещал совместные «инвестиции с компанией Alibaba в логистическую инфраструктуру интернета в России». Тогда он отметил, что РФПИ расширяет инвестиции в технологический сектор и создал для этого структуру «РФПИ технологии». «Мы пригласили ведущих партнеров из Китая, Японии, Сингапура, Европы, Арабских Эмиратов, которые вместе с нами будут инвестировать в технологические проекты в рамках вашей инициативы по цифровой экономике», — рассказал тогда Дмитриев.