Тегеран-2018

Накануне в Тегеране состоялся трехсторонний саммит глав России, Турции и Ирана. Встреча Владимира Путина, Реджепа Тайипа Эрдогана и Хасана Рухани стала уже третьей в этом составе. Впервые президенты собирались втроем в ноябре 2017 года. Как и прежде, основной темой переговоров стала ситуация в Сирийской Арабской Республике. В частности, происходящее в Идлибе. Как напоминает РИА Новости, территория провинции, которая расположена на северо-западе страны, не контролируется правительством. Там расположились экстремистские группировки, при этом в последнее время обстановка все более накаляется. Террористы, по данным министерства обороны РФ, готовят провокацию, чтобы обвинить официальный Дамаск в применении химического оружия. Об этом в начале своего выступления говорил и российский лидер Владимир Путин. Он подчеркнул, что сейчас антиправительственным войскам было предложено перемирие.

«Будем надеяться, что у представителей террористических организаций хватит здравого ума прекратить сопротивление и сложить оружие. При этом считаем недопустимым, когда под предлогом защиты гражданского населения террористов хотят вывести из-под удара, а  также нанести урон правительственным войскам Сирии. Как представляется, именно на  это направлены и попытки инсценировать применение сирийскими властями отравляющих веществ», ‒ цитирует Владимира Путина RT.

Так или иначе, по его словам, приоритет ‒ это изгнание боевиков из Идлиба и обеспечение безопасности жителей региона.

«На территориях, возвращенных под контроль сирийского правительства, уже постепенно восстанавливается мирная жизнь, укрепляется безопасность, растет занятость гражданского населения. В этой связи Россия выступила с инициативой о международном содействии возвращению в Сирию беженцев и внутренне перемещенных лиц. Отрадно, что эта инициатива находит поддержку иранских и турецких наших партнеров», ‒ приводит слова российского президента сайт Кремля.

Глава Ирана Хасан Рухани отметил, что сейчас важно, чтобы регион покинули все иностранные войска, имея в виду присутствие американского контингента в Сирии.

«Мы должны сделать так, чтобы все иностранные войска ушли из  Сирии. Следующий шаг ‒ это конституционный комитет и восстановление САР. Наш регион может жить в условиях мира, но только без угроз, без оккупации, без милитаризма, без этнической и религиозной дискриминации. Сотрудничество трех стран в сирийском вопросе может стать надежной опорой в деле установления мира в Сирии и долгосрочных взаимодействий на региональном и глобальном уровнях», ‒ сказал он.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган говорил о том, как важно провести не военную операцию в Сирии, а решить конфликт мирно, иначе может пострадать гражданское население, а к границе с Турцией двинется новая волна мигрантов. Сейчас в Идлибе, по его данным, находятся около 3,5 млн мирных жителей. Напомним, что Турецкая Республика уже приняла примерно столько же беженцев.

«Считаю, что будет полезно перейти к перемирию, потому что гражданское население в Идлибе серьезно страдает от бомбежек, это представляет угрозу для них. Потому что здесь начинается волна миграции. Население устремило взгляды на нашу границу, они могут вновь подойти к ней», — подчеркнул он и предложил внести в текст итогового совместного заявления формулировку «перемирие», что и было сделано.

«Никакие действия, от кого бы они ни исходили, не должны подрывать суверенитет и территориальную целостность САР, а также принципы устава ООН. Стороны отвергли все попытки создать новые реалии "на земле" под предлогом борьбы с терроризмом и выразили решимость противостоять сепаратистским планам, направленным на подрыв суверенитета и территориальной целостности Сирии, а также национальной безопасности соседних стран», — сказано в документе.

Несмотря на то, что главы государств согласились, что конфликт в Сирии не имеет военного решения, все стороны сошлись и на том, что необходимо продолжать борьбу против террористических группировок. Также Путин, Эрдоган и Рухани призвали международное сообщество, включая ООН, увеличить содействие властям САР в части гуманитарной помощи, сохранения и восстановления культурного наследия. Кроме того, главы трех стран договорились о том, что четвертый саммит пройдет в России.

На встречу отреагировали в ООН. Так, на заседании Совета Безопасности Организации Объединенных Наций спецпосланник генсека Стаффан де Мистура еще раз привлек внимание членов Совбеза к Идлибу, а также подчеркнул особое влияние России, Турции и Ирана на обстановку в САР.

«Они являются гарантами этой зоны деэскалации, поэтому у них есть и прямое влияние на ситуацию, и, откровенно скажу, ответственность за ее разрешение. Мы знаем, что на тегеранской встрече Идлиб был в центре внимания», — приводит его слова ТАСС.

Важность переговорного процесса и взаимопонимания по поводу перемирия отметили и другие эксперты.

«Возможно, это даже снизит вероятность проведения провокаций с химическим оружием, за которыми может последовать удар Соединенных Штатов и их союзников. Такие встречи должны проходить чаще, поскольку мы видим, что даже при определенных разных позициях все равно решение находится», ‒ сообщил Russia Today политолог Александр Асафов.

Вместе с тем, сейчас усилилось давление Великобритании и США на Россию в связи с делом Скрипалей. Специалисты склонны связывать обострение темы с тем, что происходит на Ближнем Востоке. Об этом, в частности, говорил официальный представитель России в ООН Василий Небензя.

«Выступление Терезы Мэй состоялось в преддверии, так сказать, нового политического сезона и вокруг активно обсуждающейся ситуации в Идлибе. И готовящейся там химической провокации боевиков совместно с "Белыми касками", о которой мы неоднократно предупреждали. Одновременно вблизи Сирии демонстративно наращивается военное присутствие ключевых западных стран», ‒ цитирует его выступление РИА Новости.

Эксперты также уверены, что в ближайшее время ситуация достигнет пика и разрешится. 

«Геополитическая реальность постепенно приближается к точке бифуркации. В термодинамике это смена установившегося режима работы системы. Союз России, Турции и Ирана явно укрепляется, что приводит ко все большему раздражению западные страны. Сирийский президент все ближе к восстановлению контроля над страной, а именно его устранения тем или иным способом добивались теперь уже можно сказать многие годы западные страны и консервативные монархии Аравийского полуострова», ‒ сообщил изданию «Свободная пресса» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН профессор Михаил Рощин.