Правительство все-таки повысит акцизы на дизельное топливо и бензин с 1 января 2019 года на 2,7 и 3,7 тысяч рублей на тонну соответственно. Это в интервью РБК подтвердил вице-премьер Дмитрий Козак. «Акцизы будут восстановлены в тех объемах, которые планировались с 1 июля 2018 года», — сказал Козак. Таким образом, акцизы вырастут до 8258 рублей и 11892 рублей за тонну соответственно.
Напомним, из-за резкого роста на топливо весной 2018 года было принято решение с июня снизить акцизы на дизельное топливо и бензин на 2 и 3 тысячи рублей за тонну соответственно, а также не повышать ставки с 1 июля, как это предполагалось ранее. Это позволило стабилизировать ситуацию на топливном рынке: цены в оптовом сегменте перестали расти, а на заправках даже начали немного снижаться.
Акциз — это существенная часть конечной стоимости бензина для потребителей. Но учитывая, что акцизы устанавливаются исходя из массы бензина (считается в тоннах), а на заправках цена устанавливается за объем (за литр), перевести их «на понятный язык» не очень просто, приходится делать поправку на среднюю плотность бензина, примерно 0,75 г/куб.см (на самом деле у разных марок бензина плотность отличается, хотя и не слишком сильно). Получается, что каждая 1000 рублей акцизов — это около 75 копеек в конечной стоимости бензина.
Снижение в июне акцизов на 3 тысячи рублей означало, что государство снизило свое «присутствие» в конечной цене бензина на 2,25 рубля. Рост акцизов с 2019 года на 3,7 тысячи рублей, до 11892 рублей на тонну, означает, что нагрузка вырастет с 6,15 рубля в каждом литре до 8,92 рубяй, то есть примерно на 2 рубля 75 копеек.
Впрочем, уверяет Козак, несмотря на повышение акцизов, на АЗС «скачка [цен на бензин] не будет». «Во всяком случае, будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло», — добавил он.
С 1 января 2019 года начнется завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, который заключается в переносе налоговой нагрузки с экспорта нефти на ее добычу. Этот маневр также предусматривает отрицательный акциз для нефтеперерабатывающих заводов, который должен «выполнить миссию рыночного инструмента сдерживания внутренних цен на топливо», напоминает Козак.
С помощью отрицательного акциза заводам будут компенсировать снижение экспортных пошлин при завершении маневра, а также сглаживать возможный рост мировых цен на нефть. Часть разницы между мировой ценой нефти и ее стоимостью на внутреннем рынке НПЗ также будут получать в виде специальной демпфирующей надбавки.
Если и этих мер окажется недостаточно и вывозить бензин окажется выгоднее, чем продавать его в России, правительство будет иметь возможность временно ввести экспортную пошлину и на нефть, и на нефтепродукты. «Несмотря на то что возможное использование такого инструмента приведет к снижению потенциальных доходов, нефтяники с пониманием к этому отнеслись. В арсенале правительства должен быть такой рычаг влияния на рынок», — заключил Козак.
Напомним, о возможности введения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в случае резкого рост цен на бензин, Козак и министр энергетики Александр Новак говорили в ходе «прямой линии» с Владимиром Путиным 7 июня. Тогда президент назвал эту меру «угрозой» для нефтяников и выразил надежду, что правительству не придется к ней прибегать.
Дмитрий Козак считает, что оптовые, а вслед за ними и розничные цены на бензин резко выросли весной 2018 года из-за повышения акцизов, ослабления курса рубля и роста цен на нефть на мировом рынке. «Негативная на тот момент ситуация на топливном рынке, что называется, "подсветила" нам проблемы будущего. Это способствовало принятию более взвешенного и сбалансированного варианта налогового маневра после 1 января 2019 года», — заметил вице-премьер.
Отметим, в августе глава Российского топливного союза (РТС, представляет интересы владельцев независимых АЗС) Евгений Аркуша предупредил Администрацию президента и вице-премьера Дмитрий Козака о риске роста цен на бензин из-за увеличения акцизов и НДС (вырастет с 18 до 20%). По его подсчетам, только рост акцизов и НДС приведет к увеличению цены литра бензина примерно на 4,4 рублей, или примерно на 10%. При этом среди причин резкого роста цен на бензин весной он указал также политическую составляющую: по его словам, до президентских выборов рост цен на бензин искусственно сдерживался.