В четверг 26 июля рыночная стоимость компании Facebook упала на 24%. В результате этого акционеры потеряли около $150 млрд. Англоязычные СМИ обсуждают этот эпизод.
Разочарование пользователей в «Фейсбуке» выразилось в денежном эквиваленте, комментирует журнал Time. По оценкам аналитиков, у «Фейсбука» сократились и доходы, и число посетителей в день. Это происходит на фоне того, что эта компания пытается приспособиться к новым законам, регулирующим обращение с данными в Европе, и отбивается от критиков, ругающих ее за контентную политику и проблемы с конфиденциальностью.
«Фейсбук» в своем роде поставил рекорд по размерам разового падения в цене, и тут есть чем гордиться, пишет Bloomberg. Автор оговаривает, что на самом деле этот спад вовсе не означает, что «Фейсбук» - плохая компания. Наоборот, это очень хорошая компания, но все ее реальные достоинства меркнут на фоне той идеализации, которую усвоили акционеры. Да и падение в цене — это далеко не такое потрясающее событие, как, например, крушение Lehman Brothers.
В финансовой сфере, отмечает автор, есть полушутливая присказка, что потеря миллиарда клиентских денег — это такой почетный знак отличия, потому что, во-первых, для компании это возможность показать, что она умеет восстанавливаться после таких падений, а во-вторых, это наглядное свидетельство тому, что клиенты испытывали к компании некоторое доверие, раз уж счет пошел на миллиарды. Потеря 150 акционерных миллиардов долларов говорит о том, что нашлись в свое время акционеры, которые эту сумму вложили.
Возможно, конечно, отмечает автор, это еще и признак того, что акционеры доверяли «Фейсбуку» в том смысле, что надеялись на изменение его бизнес-стратегии — переключение с рекламы на «объединение мира». Тут можно предположить, что драматичное падение стоимости — это результат того, что «Фейсбук» вел себя чересчур самонадеянно и отказывался менять свою бизнес-модель, что в последствии привело к скандалам, законодательным реакциям, политическим рискам и пользовательским исходам.
CNBC пишет, что, вероятно, этот эпизод можно будет когда-нибудь назвать «четвергом "Фейсбука"» по аналогией с «пятницей Marlboro». Случай с «Мальборо» произошел в начале 1990-х гг. Тогда за один день компания потеряла четверть своей стоимости, потому что прогнозы по ее долгосрочной доходности резко ухудшились. Ситуация, действительно, похожа на то, что произошло с «Фейсбуком». Даже инвесторская логика похожа. Масштаб разочарования в обоих случаях был пропорционален сильнейшей вере в неуязвимость этих компаний. Про «Мальборо» думали, что ей не страшны никакие внешние факторы, так как ее аудитория — это люди с никотиновой зависимостью. Пользователей «Фейсбука» тоже всё больше воспринимали как «зависимых».
Если эта аналогия верна, то можно счесть вероятным и сценарий, повторяющий тот, по которому развивались события после «пятницы Мальборо». В ретроспективе этот эпизод оказался болезненным, но преходящим потрясением. Компания смогла сохранить свою рыночную долю и выдержала даже мощный натиск правовых нововведений, а также сокращение числа курильщиков. Прогнозы, повлекшие падение в цене, таким образом, не подтвердились. Насколько применим этот сценарий к «Фейсбуку», судить, конечно, пока преждевременно.