Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
20 сентября 2018, четверг, 02:15
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Цены на авиабилеты. Причины роста

Заправка самолета
Заправка самолета

Авиабилеты в России начинают расти в цене: «Аэрофлот» повышает топливный сбор на внутренних рейсах, другие российские авиакомпании также признают рост цен на билеты неизбежным в связи с ростом цен на керосин.

Напомним, весной 2018 года цены на авиакеросин поднялись более чем на 20%. Теперь авиакомпании начинают увеличивать и цены на билеты. Как сообщает информационное агентство РИА Новости, с 26 июля «Аэрофлот» повысит топливный сбор на внутренних рейсах на 200-400 рублей.

 
Аэрофлот

Как уточняет газета «Коммерсантъ», «Аэрофлот» в этом следует примеру ряда иностранных перевозчиков. Ожидается, что на подобные меры пойдут и другие российские авиаперевозчики. В целом же, по словам опрошенных газетой экспертов, в туристической отрасли ожидают, что при сохранении тенденции к зимнему сезону стоимость авиабилетов в пакетных турах может вырасти на 10%.

 
Олег Смирнов

О том, являлось ли повышение цен на билеты неизбежным в сложившейся ситуации, и том, как вообще формируется цена на авиабилеты, с «Полит.ру» поговорил Олег Смирнов, председатель Комиссии гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, экс-замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР.

«Да, повышение цен на авиабилеты было ожидаемо, потому что цена — это сугубо рыночная категория. И поскольку мы перешли на рыночные условия хозяйствования с 1991 года, с этим надо смириться. Некоторые не очень грамотные госчиновники, впрочем, по-прежнему считают, что можно регулировать цены приказами сверху. Эта наивность где-то граничит со слабоумием.

Из чего складывается цена авиабилетов? В основном из трех компонентов: содержание, поддержание летной годности воздушных судов авиакомпании; стоимость авиатоплива; и плата авиакомпаний за аэропортовые сборы. Именно из этого складывается почти 90% стоимости билетов. И цены на билеты авиакомпании способны снизить только тогда, когда падает хотя бы один из этих показателей.

Давайте разберем, от чего они зависят. Если говорить о содержании воздушных судов, то надо отметить, что наше правительство, совершив грубейшие ошибки, в 1991 году взяло жесткий курс на замену отечественного авиапарка западной техникой. Наверно, тем государственным деятелям, которые позволили разрушить за прошедшие 25 лет отечественное гражданское самолетостроение, заплатили хорошие деньги! Потому что мы сейчас практически полностью перешли на «Боинги» и «Эйрбасы»: до 95% пассажирооборота сегодня мы выполняем на самолетах западного производства.

Это стоит огромных средств для авиакомпаний — что приобретение таких самолетов, что лизинг оплачиваются в валюте. Запасные части для механизмов, которые приходится менять, покупаются за валюту. Сложные ремонты этой техники производятся за валюту, и так далее, и тому подобное. А билеты ведь продаются за рубли. А рубль за последнее десятилетие рухнул, так что авиакомпаниям не хватает выручки в рублях для того, чтобы выплачивать огромное количество валюты за содержание западной авиационной техники.

Второй компонент — топливо. Топливо растет в цене ежегодно: с начала 2018 года оно уже подорожало на 20%. Естественно, это ведет к повышению стоимости авиаперевозок. Не потому, что кто-то хочет нажиться на пассажирах, хотя некоторые чиновники и считают, что авиакомпании хотят сверхприбылей. А потому, что топливо — это компонент, без которого самолет не является самолетом, а остается просто этажеркой. Без топлива полетов не будет. Поэтому авиакомпания не может на нем сэкономить и вынуждена покупать его за те цены, которые ей предлагают на нашем рынке.

И вот тут государство может кое-что сделать. Государственная политика других стран со вполне рыночной экономикой допускает такое. Например, Соединенные Штаты Америки принимают меры, чтобы сократить цену на топливо для Аляски, северных регионов страны. Китай уменьшает налоги так, чтобы цена на топливо для авиатранспортного сообщения в его горных районах была ниже, чем для международных полетов. Австралия придерживается такой же тактики для формирования цен на топливо для полетов в ее пустынные внутренние районы, где нет железных и автомобильных дорог. И у нас так же должно быть. Для местных воздушных авиалиний, на которых у нас за 25 лет фактически произошел транспортный коллапс, тоже можно было бы отрегулировать стоимость топлива.

Если говорить о топливе, которое используется для перевозок во всех остальных случаях, а не на внутренних линиях в местах, где без авиации не обойтись, то надо смотреть, из чего складывается цена авиакеросина. Откуда такие цены? Они растут, когда государство вводит дополнительные налоги для керосинопроизводителей и нефтедобытчиков: те, естественно, повышают цены на свою продукцию, и все идет по цепочке. Считаю, что этим вопросом должны заниматься очень думающие люди, а не ограниченные чиновники, которые сейчас им занимаются.

 
Заправка самолета

Кстати, я нигде не видел официальной цифры, какова маржа нефтедобытчиков и производителей керосина от производимого ими продукта? Предположим, гражданская авиация нашей страны будет счастлива, если у нее будет 2-3% прибыли. А как там? Есть только неофициальные данные с огромными цифрами в 20-25%. Если это так, то тут государство также может влиять на ситуацию, задав вопрос, почему тогда они устанавливают столь высокие цены. Почему у них, допустим, огромные бонусы получают члены советов директоров, которые фактически ничего не делают. Уверяю, если бы средства, которые идут на бонусы им, вложить в авиацию, можно было бы понизить стоимость билетов процентов на тридцать!

Наконец, аэропортовые сборы. К ситуации с ними государство приложило руку, фактически отказавшись от контроля над ними. В результате аэропорты стали повышать сборы настолько, насколько им хотелось. Вот открыли аэропорт в Ростове — и там эти сборы в 3-4 раза больше, чем в любом другом аэропорту. Потому что инвестор хочет скорее отработать вложенные деньги, а государство не одергивает его, оно ушло от регулирования ставок сборов. И ставки растут, аэропортовые сборы растут, а авиакомпании обязательно должны их оплачивать, потому что иначе аэропорт не будет их обслуживать. И так расходы переносят на пассажира. Других возможностей заработать у авиакомпаний нет — только через пассажиров, которые платят за авиабилет.

Так что при подобном раскладе повышения цен на авиабилеты не избежать. Если авиакеросин еще подорожает, цены еще вырастут. Если мы не будем принимать меры по восстановлению отечественного самолетостроения, цены на билеты тоже еще будут повышаться. И если государство будет и впредь смотреть сквозь пальцы на изменение аэропортами ставок сборов, то цены на билеты тоже будут расти.

Словом, если госчиновники сами говорят, что цены на билеты надо понижать, то для этого чиновникам и надо действовать. И тогда, вероятно, у нас билеты на внутренних линиях будут такими же дешевыми, как в США и других странах, учитывающих специфику местных авиаперевозок. А пока, если взять цену на перелет внутри России и внутри США на одинаковое расстояние, российские билеты оказываются значительно дороже.

 
Новый самолёт авиакомпании "Победа" - Boeing 737-800 с законцовками крыла split scimitar

Есть еще одно обстоятельство, которое также зависит от государства, от чиновников, которые занимаются этим. Это развитие системы лоукост, переход на перевозку пассажиров по ней, что активно происходит в США и Европе. Эта система, как известно, предполагает особые условия полета: без багажа, в полете не предлагают еды и напитков и так далее. Но в тех же США, например, 50% летающих пользуются лоукост-системой. А там ведь только за прошлый год перевезли 850 миллионов пассажиров! А в Европе лоукостом летают 45% — при примерно 800 миллионов пассажиров, перевезенных в год.

Мы со своими примерно 102 миллионами пассажиров в год — мелочь. И у нас лоукостером является пока только одна-единственная компания — это «Победа», а две ее предшественницы не выжили, поскольку государство не уделяло этим вопросам должного внимания», — сказал Олег Смирнов.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

19.09 21:11 Пострадавшую в Солсбери пару выписали из больницы
19.09 20:52 СПЧ предложил переводить осужденных из СИЗО сразу после приговора
19.09 20:31 ЦБ РФ станет владельцем Азиатско-Тихоокеанского банка
19.09 20:16 Россия решила изменить соглашение по Донбассу после гибели Захарченко
19.09 19:55 США сертифицируют российский самолет по договору об открытом небе
19.09 19:39 Наместник Киево-Печерской лавры сообщил об угрозах захвата
19.09 19:22 СМИ узнали о намерении Тарасенко уйти с поста врио губернатора Приморья
19.09 19:05 Конструкторы разрешили дырявому «Союзу» продолжить полет
19.09 18:46 В новых выборах в Приморье смогут участвовать не только Ищенко и Тарасенко
19.09 18:28 Собянин назначил сенатором Владимира Кожина
19.09 18:11 ЦИК определил сроки нового тура выборов губернатора Приморья
19.09 17:40 В Нижегородской области разбился МиГ-31
19.09 17:21 Путин посетил освящение закладного камня главного храма ВС РФ
19.09 17:16 Заявки на конкурс биотехнологических стартапов Patents Power принимаются до 18 октября 2018 года
19.09 17:01 Россия и Сингапур создают Центр цифровых инноваций
19.09 16:59 Ищенко примет участие в третьем туре выборов главы Приморья
19.09 16:54 Суд арестовал акции Грудинина в Совхозе имени Ленина
19.09 16:45 Собянин назначил новое правительство Москвы
19.09 16:42 13 стран выступили против восстановления РУСАДА в правах
19.09 16:20 Минкомсвязи опровергло создание спецсети для чиновников и силовиков
19.09 16:07 Для крупнейшего исследования депрессии требуются сорок тысяч человек
19.09 15:59 Курс евро упал до 78 рублей впервые за сентябрь
19.09 15:39 Парламент Ульяновской области утвердил сенатора
19.09 15:22 ФСИН оценила затраты на видеонаблюдение в 16 млрд рублей
19.09 15:03 Россиянам-арендодателям предложили платить налог по ставке для самозанятых
19.09 14:41 Ситуация с выборами в Приморье довела Памфилову до слез
19.09 14:17 На МКАДе и ТТК предложили сделать платные скоростные полосы
19.09 13:56 В приморском избиркоме обвинили сторонников Ищенко в помехах работе
19.09 13:30 Песков прокомментировал заявление пострадавшей в Солсбери россиянки
19.09 13:18 ЦИК усомнился в дееспособности избиркома Приморья
19.09 12:45 Кремль опроверг отставку Тарасенко с поста главы Приморья
19.09 12:33 Ученые слепили из пластилина 1440 ядовитых змей
19.09 12:30 Голикова анонсировала повышение МРОТ с 1 января 2019 года
19.09 12:25 Тарасенко решил участвовать в третьем туре выборов главы Приморья
19.09 12:12 Ищенко счел абсурдом отмену итогов выборов в Приморье
19.09 12:00 У силовиков и чиновников в России появится своя сотовая сеть
19.09 11:39 Тарасенко отказался участвовать в новых выборах
19.09 11:35 Трамп назвал печальным инцидент с российским Ил-20
19.09 11:22 Глава ЦИК предложила считать итоги выборов в Приморье недействительными
19.09 11:16 Отравившаяся в Солсбери россиянка пожаловалась на угрозы
19.09 11:07 В японской лаборатории получено рекордно сильное магнитное поле
19.09 10:54 Доллар опустился ниже 67 рублей
19.09 10:48 Большинство опрошенных россиян высказались за запрет гаджетов в школах‍
19.09 10:29 В Львовской области запретили русский язык
19.09 10:24 Северная и Южная Кореи создадут новую мирную зону
19.09 10:11 Изучен метод борьбы макрофагов с бактериями легионеллами
19.09 09:59 Трамп анонсировал решение о пребывании США в Сирии
19.09 09:38 Пентагон назвал Россию и Китай главными угрозами кибербезопасности
19.09 09:18 США передумали вводить санкции для «Северного потока — 2»
19.09 09:08 Комиссия ЦИК прибыла в Приморье
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.