Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 октября 2018, среда, 07:49
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

21 июля 2018, 19:39

Томагавк Сажателя Кукурузы

Томагавк Сажателя Кукурузы
Томагавк Сажателя Кукурузы
New York State Museum

Спустя семьдесят лет после кражи в Музей штата Нью-Йорк вернулся ценный исторический экспонат – томагавк, принадлежавший Сажателю Кукурузы, вождю индейского народа сенека.

 

Портрет Сажателя Кукурузы (на основе картины Фредерика Бартоли, 1796)

Точная дата рождения Сажателя Кукурузы неизвестна, он появился на свет где-то между 1732 и 1746 годами в индейской деревне Кановагас на территории современного штата Нью-Йорк. Мать его звали Гахонноне и она была из народа сенека, а отец был торговцем мехом голландского происхождения, представителем влиятельной семьи (например, дед Сажателя Кукурузы был мэром Олбани). В честь отца ребенка назвали Джон Абель, индейское имя Gaiänt'wakê «Сажающий» он получил уже в зрелые годы, а наиболее известен стал под английским вариантом этого имени Cornplanter «Сажатель Кукурузы». Воспитывался он среди народа сенека, и, поскольку у индейцев клановая принадлежность передавалась по материнской линии, его все считали полноправным представителем своего народа и членом материнского клана. Хотя во внешности Сажателя Кукурузы можно разглядеть европейские черты, доставшиеся ему от отца. Добавим, что единоутробным братом Сажателя Кукурузы был другой знаменитый представитель ирокезов – религиозный лидер Прекрасное Озеро.

О детских годах Сажателя Кукурузы подробных сведений не сохранилось. Его народ сенека в то время входил в крупную конфедерацию индейских племен – Лигу ирокезов (ходесауни), существовавшую как минимум с XVI века. После появления голландской колонии ирокезы стали активно торговать с европейцами мехом бобров, и прошло лишь около века, когда на территориях, занятых голландцами и ирокезами, бобров уже не стало. Это послужило причиной длительных войн, которые ирокезы при поддержке голландцев и англичан вели с соседними индейскими народами. «Бобровые войны», как их называют историки, длились с 1630-х по 1701 год. Ирокезы победили и изгнали многих соседей, но, в конце концов, из-за того, что их противников поддержала Франция, были вынуждены вернуться на свои исконные территории.

 

Представители народа сенека в традиционной одежде

Но и дальнейшая история Лиги ирокезов не была мирной. С 1754 года ирокезы вместе с другими индейскими народами были вовлечены в конфликт между Францией и Великобританией на территории Северной Америки. Лига ирокезов в этой войне выступала на стороне англичан, а французов поддерживали Вабанакская конфедерация племен, алгонкины, гуроны, делавары, оджибве и другие. Эпизоды именно этой войны описаны в двух романах Фенимора Купера о Натти Бампо («Следопыт» и «Последний из могикан»). Ирокезы в них предстают коварными и жестокими воинами, а образ индейцев, воевавших на другой стороне, облагорожен. Почему писатель поступил так, мы скоро узнаем. А пока добавим, что именно в этой войне ирокез из народа сенека Сажатель Кукурузы впервые стал военным вождем. В частности он участвовал в битве при Мононгахеле, где был разгромлен британский экспедиционный корпус генерала Эдварда Брэддока (9 июля 1755 года).

В 1763 году война закончилась поражением Франции, в последующие четыре года лига ирокезов участвовала на стороне британцев в войне с индейцами, восставшими под руководством Понтиака, но про участие Сажателя Кукурузы в этой войне данных нет. Вскоре начало назревать другое противостояние. Североамериканские колонии были недовольны теми, кто правил ими из Лондона. От мирных требований вроде «Нет налогов без представительства» за двенадцать лет дело дошло до войны за независимость. Сажатель Кукурузы убеждал совет Лиги ирокезов, что им следует оставаться нейтральными в этой войне белых с белыми. Его в этом поддерживал дядя – другой видный военный вождь Гуйасута. Первые полтора года войны лига действительно не вмешивалась в конфликт, но со временем и восставшие колонисты, и сторонники Британии стали пытаться привлечь ирокезов на свою сторону.

Совет лиги собрался в июле 1777 года, чтобы принять решение. Единства не было, Сажатель Кукурузы по-прежнему выступал против войны. Поддержать Британию убеждал другой видный вождь лиги – Джозеф Брант из народа мохоков, к тому времени уже успевший побывать в Лондоне и получить чин капитана британской армии. С англичанами ирокезов связывали длительные торговые и военные отношения, к тому же Георг III обещал Джозефу Бранту, что ирокезам, как союзникам британской короны, будут выделены земли в Квебеке.

Тем не менее, совет Лиги ирокезов так и не пришел к согласию. Вожди решили, что каждый народ будет самостоятельно решать, что делать в новой войне. Большинство сенека выступили в поддержку Великобритании, военными вождями были избранны Исчезающий Дым и Сажатель Кукурузы. Последний, хоть и возражал против войны, вынужден был согласиться с этим. Также на стороне британцев выступили народы кайюга, онондага, мохоки и часть тускарора. Именно по этой причине в романах Купера ирокезы изображены столь неприглядно: даже в книгах, действие которых происходило до войны за независимость, читатель помнил, что ирокезы были врагами США. Стоит, однако, упомянуть, что онайда и другая часть тускарора поддержали восставшие колонии.

Война велась жестоко. Обе стороны, и индейцы-союзники англичан, и армия США, не щадили мирного населения, уничтожали поля и сады, сжигали деревни. Сажатель Кукурузы был одним из командующих в битве в долине Вайоминг (3 июля 1778 года), где британцы и ирокезы нанесли серьезное поражение американцам. Вскоре отряд под руководством полковника Томаса Хартли сжег деревню Тиога, принадлежавшую сенека. В ответ на это Сажатель Кукурузы и Джозеф Брант, объединившись с отрядом британца Уолтера Батлера, напали 11 ноября 1778 года на деревню Черри-Вэлли к западу от Нью-Йорка. В результате форт у деревни был взят штурмом, погибли 14 британских солдат и 30 мирных жителей. Больше сорока человек были взяты в плен. У нападавших было лишь пятеро раненых.

 

«Битва в долине Вайоминг» картина Алонсо Чаппела, 1858

 

«Резня в Черри-Вэлли» гравюра по картине Алосо Чаппела

 Летом 1779 года Джордж Вашингтон приказал генералу Джону Салливану во главе корпуса из пяти тысяч солдат провести кампанию против ирокезов на западе штата Нью-Йорк. 29 августа Салливан разбил ирокезов и британцев в сражении у Ньютауна. Затем войска Салливана применили тактику выжженной земли, они уничтожили более сорока ирокезских деревень, поля и амбары с зимними запасами зерна. В результате силы Лиги ирокезов были подорваны, и они вынуждены были бежать из Нью-Йорка на территорию Канады. Выжившим в войне предстояло перенести несколько суровых зимних месяцев, вошедших в историю ирокезов как «зима глубокого снега», когда многие умерли от голода. Между тем Сажатель Кукурузы и другие вожди продолжили со своими отрядами нападать на войска США, тщетно пытаясь изгнать их со своей земли.

Когда война окончилась, Великобритания не стала поддерживать своих бывших союзников ирокезов. Они попытались вернуться на свои прежние земли, но там уже поселились новые колонисты. Тут понадобился уже не военный, а дипломатический талант Сажателя Кукурузы. С конца августа по сентябрь 1783 года он участвовал в переговорах в форте Стенвикс. Но итоговый мирный договор, который Сажатель Кукурузы подписал от имени ирокезов, лишал их очень больших территорий. Поэтому лига отказалась его утвердить, предлагая властям США выкупить у них племенные земли.

Урегулирование земельных отношений между США и индейскими народами северо-востока заняло более десятка лет и потребовало заключение нескольких отдельных договоров с разными племенами. Сажатель Кукурузы продолжал действовать мирными средствами, считая, что только так он сможет спасти народ сенека. В 1785 – 1795 годах ряд индейских народов, отказавшийся признать права США на за свои земли, вел войну против правительственных войск (Северо-западная индейская война, или Война Маленькой Черепахи), но Сажатель Кукурузы удержал народ сенека от участия в ней.

В 1790 году Сажатель Кукурузы совершил поездку в Филадельфию и встретился с Джорджем Вашингтоном и губернатором Пенсильвании Томасом Миффлином, протестуя против несоблюдения белыми договоренностей. Многие видные вожди, считавшие, что необходимо с оружием в руках противостоять белым, обвиняли Сажателя Кукурузы в трусости, однако он считал свой путь верным. В 1812 году, когда началась новая война между США и Великобританией, он даже убедил сенека поддержать американцев и собрал отряд в 200 человек (в итоге в боевых действиях индейцы участия не приняли).

Сажатель Кукурузы не раз посещал города, интересуясь жизнью белых людей. Он пытался найти путь, который позволит его народу выжить в изменившимся мире. Он и его брат Прекрасное Озеро боролись с пьянством среди сенека, призывали отказаться от традиционных занятий: охоты, войны и торговли мехами – и перейти к сельскому хозяйству, причем, что было тогда неслыханно для ирокезов, этим в поле должны были работать и женщины, и мужчины. Кстати, именно за агитацию в пользу растениеводства вождь получил свое имя Сажатель Кукурузы.

Но Прекрасное Озеро, шаман и пророк, стремился распространить среди индейцев собственное религиозное учение, основанное на традиционных верованиях и новой истине, открывавшейся ему в видениях. Сажатель Кукурузы склонялся к христианству, особенное сильное впечатление произвели на него квакеры, которых он в результате в 1798 году пригласил в резервацию сенека, чтобы те устроили там школы для индейских детей. Конфликт между братьями обострился, когда в 1807 году Прекрасное Озеро обвинил одну из женщин в колдовстве и приказал ее казнить, а отсутствовавший в это время Сажатель Кукурузы не смог предотвратить этого. Но все-таки Сажатель Кукурузы и Прекрасное Озеро продолжали вместе заботиться о своем народе. А современные религиоведы признают, что на религиозное учение Прекрасного Озера повлияли и идеи квакеров.

Прекрасное Озеро умер в 1815 году. Его учение сохранило свое влияние среди сенека. В 1850 году описания его видений были опубликованы. Этот текст (The Code of Handsome Lake) и сейчас признается народом сенека как основа их традиционной религии. Сажатель Кукурузы умер 18 февраля 1836 года. Рассказывают, что в последние годы он пришел к выводу, что его попытки добиться мира с белыми американцами были ошибкой.

Томагавк, с которого начался наш рассказ, Сажатель Кукурузы получил в дар от Джорджа Вашингона в 1792 году, в знак признания его миротворческих усилий. Он представляет собой распространившийся с середины XVIII века тип «трубочных томагавков». У них на обухе топора делалась специальная чашечка из обрезка ружейного ствола или гильзы. Она соединялась с каналом, проделанным внутри рукоятки. В чашечку надо было класть табак. Таким образом, томагавк был одновременно символом войны – как боевой топор, и мира – как курительная трубка. Такие томагавки обычно использовались в качестве подарков при переговорах между белыми и индейскими вождями.

 

Томогавк Сажателя Кукурузы

Подарок Джорджа Вашингтона хранился у потомков Сажателя Кукурузы. В 1850 году его подарил Музею штата Нью-Йорк Эли Паркер, видные деятель народа сенека, герой гражданской войны США и первый в истории глава Бюро по делам индейцев, который сам был индейцем. Паркер приобрел томагавк у вдовы индейца, которого звали Маленькая Ягода. На лезвии было выгравировано имя Сажателя Кукурузы на языке сенека – Gy-ant-waka. Рукоятка отсутствовала, но вдова Маленькой Ягоды подробно описала ее облик, так что Паркер смог изготовить новую рукоятку.

 

Гравировка на лезвии

Томагавк долгое время хранился в этнографической коллекции музея, пока не был оттуда украден. Обстоятельства кражи неизвестны, как и даже ее точная дата. Топор пропал где-то между 1947 и 1950 годом. Никто не знает, где он находился после этого, но, судя по всему, он был в руках у частных коллекционеров. Наконец, в июне этого года нынешний владелец томагавка решил вернуть его музею.

В завершение рассказа надо упомянуть, что томагавк стал не единственным даром, полученным в 1792 году Сажателем Кукурузы от президента США. Ему был передан в дар участок земли площадью 610 гектаров у реки Аллегейни, на территории штата Пенсильвания. Подписанный договор подтверждал вечное право Сажателя Кукурузы и его потомков на эту территорию. Даже когда в 1821 году власти округа попытались заставить Сажателя Кукурузы платить налог за эту землю, после долгого разбирательства штат вынужден был признать это требование незаконным.

На полученной от США территории расположилась резервация сенека. Среди ее обитателей было немало прямых потомков Сажателя Кукурузы. Сначала они пользовались фамилией Абел, но с XX века начали использовать в качестве фамилии английский вариант его имени – Корнплэнтер. Многие из них умерли во время эпидемии гриппа в 1918 году.

Последним прямым потомком Сажателя Кукурузы стал художник Джесси Корнплэнтер, умерший в 1957. С его смертью права индейцев на землю кончились, и власти США смогли приступить к давно планировавшемуся строительству плотины на реке Аллегейни. В 1961 году президент Кеннеди отклонил протест индейцев, и около 600 представителей народа сенека были переселены в другую резервацию. Перенесли и кладбище, где были погребены Сажатель Кукурузы и около трехсот его потомков и сородичей. В 1962 году плотина Кинзуа была сооружена, и водохранилище затопило землю, где жил народ Сажателя Кукурузы. Рассказывают, что его брат Прекрасное Озеро предвидел это в одном из своих видений.

 

Плотина Кинзуа

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея акустика Александр Лавров альтернативная энергетика «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Африка бактерии бедность библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса Византия викинги вирусы военная полиция Вольное историческое общество воспитание Вселенная вулканология гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление гравитация грибы грипп дельфины демография демократия дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение змеи зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам исламизм история история искусства история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура картография католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор космос криминалистика культура культурная антропология Курская область лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна льготы мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования Международный арбитражный суд в Гааге местное самоуправление Металлургия метеориты микробиология микроорганизмы Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые научный юмор неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика перевод персональные данные планетология погода подготовка космонавтов политика право преподавание истории приматы продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Российская империя Русал русский язык рыбы Сергиев Посад сердце Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология финансовый рынок фольклор химия христианство Центр им.Хруничева черные дыры школа эволюция экология эмбриональное развитие эпидемии эпидемиология этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.