Грузия и трудный устав Альянса

Грузия станет членом НАТО, это подтвердили лидеры государств, входящих в Альянс, заявил на саммите НАТО в Брюсселе 12 июля генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг. 

Генсек НАТО высоко оценил вклад Грузии в поддержку операции НАТО в Афганистане и заявил о признании границ Грузии с учетом территории Абхазии и Южной Осетии. Он подчеркнул, что впечатлен реформами, проводящиеся в Грузии, и признал значимым ее вклад в обеспечение стабильности в Черноморском регионе.

Столтенберг заверил Грузию, что НАТО продолжит работу с ней над тем, чтобы в перспективе страна была принята в Альянс. Однако он не сказал, когда именно Грузия сможет вступить в НАТО, хотя история отношений этого государства с Альянсом достаточно длительна – насчитывает уже 24 года, передает интернет-издание Lenta.Ru.

Наиболее существенно в направлении интеграции в Альянс Грузия продвинулась при президенте Михаиле Саакашвили. В 2006 году парламент ее единогласно проголосовал за вступление в НАТО, а референдум, проведенный в начале 2008 года, показал что 77% граждан Грузии поддерживают идею присоединения страны к Альянсу.

После войны 2008 года Грузия продолжала взаимодействовать с НАТО. В 2015 году на ее территории открылся его учебный центр. Со своей стороны руководство альянсом неоднократно высказывалось против признания независимости Абхазии и Южной Осетии и поддерживало идею интеграции Грузии в альянс.

В мае 2018 года премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили заявил, что надеется на присоединение Грузии к НАТО в 2021 году. Как напоминает информационное агентство РИА Новости, глава грузинского правительства подчеркнул, что в Тбилиси этот шаг считают важным, исходя из необходимости укреплять безопасность страны.

На саммите в Брюсселе 12 июля генеральный секретарь НАТО не коснулся вопроса о сроках вступления. В то же время президент США Дональд Трамп, также участвовавший в саммите, высказался по этому поводу, заявив, что в будущем у Грузии появится возможность вступить в Альянс.

«Шанс появится, но не сейчас», — приводит интернет-издание «Грузия-онлайн» ответ Трампа на вопрос журналиста Общественного телевидения Грузии, когда именно Грузия станет членом НАТО. Этот вопрос был задан во время брифинга в ходе саммита НАТО в Брюсселе. Кроме того, Трамп провел там встречу с президентом Грузии Георгием Маргвелашвили. Она прошла в рамках трехсторонний встреча НАТО-Грузия-Украина.

О том, каковы перспективы Грузии в вопросе вступления в НАТО, и о том, чем грозит ситуация России, с «Полит.ру» поговорил Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации. По его мнению, придавать большое значение высказывания генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга на саммите НАТО 12 июля не следует. На деле путь Грузии в НАТО может быть еще очень длительным и сложным.

«Вступление Грузии в НАТО, во всяком случае в ближайшее время, является крайне сомнительным, потому что у Грузии есть неурегулированные территориальные споры. Это первое. 

Второе. Конечно, для НАТО Грузия представляется прежде всего площадкой для новых баз в южном подбрюшье России. По понятным причинам эта инициатива встретит крайнее неприятие со стороны России. И Россия сделает все для того, чтобы этого не произошло. 

С другой стороны, особенной трагедии тут тоже нет. Потому что вступление в НАТО Грузии — это длительный и очень мучительный для самих грузин процесс. Тем более, что пока непонятна позиция других стран-членов Альянса — я имею в виду европейцев. Да, генеральный секретарь НАТО сказал на саммите о Грузии много лестных слов, но он много чего говорит в последнее время. Если каждый раз цепляться к его словам, то можно уже и в состоянии войны с Альянсом находиться.

Словом, случившееся неприятно, но не смертельно. Тем более, что вопрос вступления Грузии и Украины в НАТО регулярно поднимается, в том числе и самими этими странами. Но все-таки это — довольно длительный процесс, насколько показывает практика», — сказал Алексей Мухин.

Эксперт подтвердил, что сколько именно времени займет процесс вступления в НАТО зависит в первую очередь от того, сколько времени потребуется этим странам для урегулирования своих внутренних проблем.

Отвечая на вопрос «Полит.ру», он также объяснил, что в сравнении в Грузией у Украины еще меньше шансов на принятие в Альянс в сколько-нибудь обозримом будущем, поскольку там еще больше неурегулированных внутренних проблем. «У Украины еще меньше шансов на вступление: там еще более неурегулированные внутренние противоречия, чем в Грузии», — подчеркнул Алексей Мухин.

«У Грузии есть свои проблемы в этой связи, и ее вхождение в состав Альянса противоречит уставу НАТО. Не знаю, как эту проблему будут решать страны-члены НАТО», — добавил он.

Напомним, устав НАТО в статье 5, посвященной коллективной обороне, предусматривает, что нападение на одного из членов Альянса воспринимается как нападение на весь Альянс. А входящие в НАТО европейские государства не желают оказываться в состоянии войны с Россией из-за Абхазии и Южной Осетии.