29 марта 2024, пятница, 01:09
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 июля 2018, 18:38

Константа отношений с Лондоном

Нил Басу, глава контртеррористического подразделения Скотланд-Ярда
Нил Басу, глава контртеррористического подразделения Скотланд-Ярда

Два человека, отравившиеся в Эймсбери, городе близ Солсбери, пострадали именно от вещества «Новичок», которым были отравлены бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. Однако Россия, по предварительным данным, не причастна к этому, пишут СМИ, ссылаясь на заявления, прозвучавшие в Лондоне.

О том, что два человека, мужчина и женщина, были найдены близ Солсбери с признаками отравления, сходными с теми, которые наблюдались у проживавших в Солсбери Скрипалей, стало известно 4 июля. Выяснилось, что отравленные являются британскими подданными; СМИ также уточнили, что они были обнаружены в Эймсбери.

При этом глава контртеррористического подразделения Скотланд-Ярда Нил Басу заявил, что найденные в бессознательном состоянии британцы были отравлены нервно-паралитическим газом «Новичок». Он подчеркнул, что яд в деле об отравлении «был идентифицирован как то же вещество, которым отравили Юлию и Сергея Скрипалей».

 
Полиция на месте преступления / YouTube.com

Утром же 5 июля замминистра внутренних дел Великобритании Бен Уоллес заявил, что, по предварительной информации, отравление в Эймсбери не было «российским нападением». «Зная о том, что они разрабатывали Новичок, о том, что цели были связаны, мы утверждаем с высокой степень уверенности, что Россия стоит за изначальной атакой, на данный момент мы не видим доказательств, чтобы связать двух последних пострадавших или со Скрипалями, или с предыдущим местом, где они были отравлены», — приводит информационное агентство РИА Новости слова Уоллеса.

Руководить расследованием отравления будет контртеррористическое подразделение Скотланд-ярда, сообщается в заявлении полиции графства Уилтшир, в котором расположен Эймсбери. Как пояснил БенУоллес, в качестве рабочей гипотезы пока выдвинута гипотеза о случайном заражении «Новичком», так как отравившиеся не связаны со Скрипалями. 

О возможном влиянии этой истории на российско-британские отношения с «Полит.ру» побеседовал Алексей Макаркин, ведущий эксперт Центра политических технологий. По его мнению, она практически не отразится на их состоянии.

 
Алексей Макаркин

«В этих отношениях уже нечего портить. Но насколько я понимаю, речь идет о том, что те люди, которые отравились сейчас, никак с политикой не связаны. Биографии у обоих очень простые; мужчина, к тому же, — наркозависимый человек. Политики там нет и близко, поэтому, когда все случилось, предполагали поначалу, что это последствия какого-то наркотического отравления и даже особенно не беспокоились. Но потом вдруг выяснилось относительно отравляющего вещества.

В этой ситуации надо понимать все нюансы, в том числе учитывать заявления. Думаю, что отношение к России после этой истории со стороны Великобритании не изменится. Странно было бы представить, чтобы кто-то из России решил отравить двух британцев, не занимающихся политикой. Насколько я понимаю, Британии исходит из того, что эти люди перед отравлением приезжали в Солсбери, и, по тем данным, которые есть у британцев, побывали в непосредственной близости от тех мест, где были обнаружены отравленные Скрипали. 

Таким образом, видимо, подтвердилась версия о случайном заражении, и основной гипотезой британцев теперь будет следующая: никто жителей Эймсбери нарочно не травил, а, скорее всего, имели место последствия отравления Скрипалей. В Солсбери ведь были проведены большие работы по дезактивации зараженной местности; насколько я помню, власти даже выкупили дом Скрипалей (видимо, имея в виду, что там уже больше нельзя поселиться из-за рисков). И то, что произошло в Эймсбери, на сегодняшний момент они рассматривают в рамках этих рисков: мол, все дезактивировать не удалось, вот два человека и соприкоснулись каким-то образом с этой отравой.

 
Полицейский патруль / flickr.com

Никаких признаков того, что Британия от этой версии откажется, я на сегодняшний момент не вижу. Конечно, если вдруг найдется какая-то другая версия, не связанная с последствием отравления Скрипалей, то тогда, может быть, и произойдут какие-то изменения — и в государственной позиции, и в общественном мнении. И если говорить о государственной позиции, то понятно, что это повлечет за собой отставки, потому что события носят слишком значимые характер. Но на сегодня ничего подобного не видно, и обе стороны остаются на тех же позициях, на которых были и раньше.

Есть здесь еще два важных фактора. Первый — что это история привлекла дополнительное внимание к делу Скрипалей, которое как раз уже стало уходить. Второй — что хотя внимание она привлекла, есть и другие возможности привлечения общественного внимания. Буквально на днях газета Sun, если не ошибаюсь, давала явную утечку, что у британцев, ведущих расследование, есть два подозреваемых, которые, по их мнению, находится в России. Что это такое, сказать сложно: уровень этой утечки непонятен, как и ее качество, как и то, что за этим стоит. Было заявление посольства России, которое в очередной раз опровергло информацию британских СМИ. Но само направление этой утечки свидетельствует о том, что может последовать.

Сейчас наиболее вероятный сценарий состоит в том, что  британцы будут продолжать расследование по Скрипалям, а история с Эймсбери  будет отнесена в разряд случайных последствий дела Скрипалей. Не исключаю, что будут названы какие-то фамилии, и дальше дело станет развиваться по сценарию, близкому к сценарию дела Литвиненко. То есть, британцы назовут имена, Россия никого не отдаст — и, как понятно, с двусторонними отношениями ничего хорошего не будет.

Интересный момент: сейчас планируется встреча президентов России и США, и британцы очень настаивали на том, чтобы она состоялась после визита Трампа в Великобританию. То есть, они опасаются, что Трамп может пойти навстречу России. И опасаются достаточно серьезно, так что хотели бы с ним поговорить, чтобы он поехал в Хельсинки под впечатлением от этого общения с и от общения с другими союзниками по Североатлантического блоку.

 
Владимир Путин и Дональд Трамп / kremlin.ru

Для России, конечно же, было бы удобнее противоположное: чтобы Трамп сразу поехал в Хельсинки, не слушая перед этим ни британцев, ни каких-либо других союзников. Но если посмотреть на календарь, то понятно, что визит Трампа в Великобританию будет предшествовать встрече в Хельсинки. И ясно, что за тоже не является симптомом возможного улучшение отношений: напротив, это показывает, что с Великобританией у нас сейчас из всех европейских стран наиболее сложные отношения. 

Потенциально они могут ухудшиться и с Голландией в связи с расследованием по поводу самолета, сбитого в 2014 году на Донбассе. Голландская версия однозначно связывает это с Россией, а Россия ее решительно опровергает. Но пока Голландия ведет себя осторожно, а британцы — куда более резко. 

Плюс в России уже сформировался образ Бориса Джонсона как человека, с которым сложно иметь дело и с которым вряд ли можно наладить диалог.  Не знаю, как насчет Терезы Мэй: здесь такой сильной эмоции, как в отношении Джонсона, нет. Но возможности для того, чтобы говорить, не слишком велики. Поэтому думаю, что Россия вряд ли будет предпринимать какие-то шаги навстречу Британии. 

 
Тереза Мэй и Борис Джонсон / flickr.com

Российское посольство, как мы видим по сообщениям, в своем роде находится в обороне, время от времени совершая контратаки публичном пространстве. Скорее всего, Россия теперь будет ждать выборов в Великобритании — они будут не очень скоро, но  в политике бывает всякое. Непонятно, насколько успешно Тереза Мэй проведет Brexit — по этому поводу много разногласий и внутри страны, и за ее пределами. Словом, Россия будет ждать следующих выборов. Если там победят лейбористы, представитель которых выражал сомнения в официальной версии дела Скрипалей, то, наверное, можно будет о чем-то разговаривать.

Хотя преувеличивать вероятность и значение этого не стоит — у нас уже нет больших иллюзий по поводу возможности неких резких перемен.  Когда сменялось правительство Греции, такие иллюзии существовали. Сейчас же, когда сменилось правительство Италии, иллюзий было куда меньше. 

Что сейчас важно для России? Британская позиция совершенно понятна, и для Москвы она не является проблемой того уровня, которого могла бы стать. Если мы посмотрим на позиции других стран Североатлантического блока, то они поддержали Британию. Из этих стран был выслан целый ряд российских дипломатов, но этим все и ограничилось. И если сейчас для России важна, скажем, позиция Германии или Австрии по "Северному потоку-2",  то эти страны делу Скрипалей с "Северным потоком-2" никак не связывают. Каких-то глобальных мер против России не принято.

Наверное, сейчас Россия исходит из того, что значимее для нее. А значимее — реакция других стран. Какой-то изоляции России за всем этим не последовало.  Ну, а плохие отношения с Великобританией —  и это, видимо, константа, утвержденная на весьма и весьма долгий срок», — сказал Алексей Макаркин.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.