29 марта 2024, пятница, 01:17
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Толкование Рунета

Федеральная антимонопольная служба дала собственное определение понятия «Рунет»: по мнению чиновников ведомства, это исключительно сайты, которые находятся в доменных зона .ru, .su и .рф. На все остальные ресурсы ФАС отказалась распространять действие закона «О рекламе». Об этом во вторник пишет РБК.

Потребность в формулировании своего отношения к тому термину у ФАС появилась из-за того, что в апреле ассоциация «Интернет-видео», объединяющая онлайн-кинотеатры ivi.ru, Megogo, TVZavr, Amediateka и TV1000Play обратилась в ведомство с жалобой. В письме указывалось, что на сервисе YouTube размещается реклама онлайн-казино AdmiralX, Azino777, казино вулкан платинум и др., причем ролики сопровождаются подписями на русском языке, а значит, делался вывод в письме, «реклама адресована прежде всего российской аудитории»

 
Представитель ФАС РФ Андрей Кашеваров

Между тем закон «О рекламе» запрещает рекламу азартных игр и их организаторов, в том числе и в интернете. Поэтому ассоциация просила ФАС, в чьи полномочия входит контроль за соблюдением рекламного законодательства, принять меры.

В ответном письме, которое подписано заместителем руководителя ФАС Андреем Кашеваровым, признается, что закон «О рекламе» распространяется на все виды рекламы, независимо от места ее производства, но только если реклама распространяется на территории России. Чиновник отмечает, что отличительной особенностью интернета является возможность с компьютера, расположенного на территории России, получить доступ к информации, размещенной в других странах.

ФАС, по словам Кашеварова, учитывает особенности правового регулирования интернета и признает Рунет «виртуальной территорией Российской Федерации», но при этом полагает, что под действие закона «О рекламе» попадают только сайты, зарегистрированные в трех доменных зонах — .ru, .su и .рф.

Между тем YouTube мало того, что принадлежит американской компании Google, так еще и зарегистрирован в доменной зоне .com, так что сайт, по мнению Кашеварова, не является частью Рунета и у ФАС «отсутствуют полномочия по рассмотрению изложенного в обращении вопроса».

 
Офис YouTube

Ассоциация «Интернет-видео», по словам ее гендиректора Алексея Бырдина, «обескуражена» ответом ФАС. «Находясь в конкуренции с YouTube, российские видеосервисы вправе ожидать от ФАС единого подхода к действующим ограничениям в рекламе вне зависимости от доменных зон», — сказал РБК Бырдин.

Между тем дать корректное и непротиворечивое определение термина «Рунет» действительно почти невозможно: русским языком пользуются не только в России, российские сайты порой популярны за пределами страны, а российские пользователи с удовольствием пользуются иностранными сервисами.

Так, YouTube — один из самых популярных сайтов у находящихся в России интернет-пользователей, об этом свидетельствуют данные компании Mediascope. В феврале этого года хотя бы раз в день на сайт YouTube с настольных и мобильных устройств заходили 16,1 млн человек в возрасте 12–64 лет, проживающих в крупных городах. Выше показатели только у «Яндекса» (23,7 млн), «ВКонтакте» (23 млн) и Google (в доменах .ru и .com). Таким образом, YouTube является и самым крупным по аудитории видеосервисом в России.

Характерно, что даже многие российские сервисы не попадают под определение, которое ФАС дала Рунету. В доменной зоне .com функционирует принадлежащая Mail.Ru Group социальная сеть «ВКонтакте» (vk.com). Пресс-секретарь Mail.Ru Group Оксана Кличникова отказалась ответить РБК на вопрос, распространяются ли, по мнению группы, на соцсеть нормы закона «О рекламе».

 
"ВКонтакте"

«У нас нет пока понимания, есть ли у той или иной площадки технические возможности не просто таргетировать рекламное сообщение на определенную территорию, но и вносить затем в это сообщение изменения», — объяснил Андрей Кашеваров. При этом, заверил чиновник, ФАС готова скорректировать свою позицию.

Отметим, что у Роскомнадзора, который руководствуется законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации», совершенно другой подход. Этот закон не делит информационные ресурсы на русскоязычные или нет, он распространяется на все интернет-ресурсы, доступ к которым можно получить, находясь на территории России. Именно это позволяет ведомству блокировать, например, Telegram, веб-версия которого зарегистрирована в домене .org, и другие иностранные сайты.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.