28 марта 2024, четверг, 14:59
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 апреля 2018, 16:30

Без резервов

Только 11 из 85 российских регионов (13%) имеют финансовые резервы. Об этом, как пишет РБК, свидетельствуют результаты исследования, которое проведено Аналитическим кредитным рейтинговым агентством (АКРА).

Исследование основано на открытых данных Министерства финансов. По этой информации у 11 регионов на 1 января 2017 года объем резервов варьировался от 0,5 до 28,2% собственных расходов за 2017 год. Возможность накапливать резервы имеют только самые богатые регионы: это Свердловская область (наименьший объем), Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий округ, Липецкая область, Москва, Ханты-Мансийский округ, Подмосковье, Сахалинская, Ленинградская области, Башкирия и Тюменская область.

Автор исследования, старший аналитик группы суверенных рейтингов АКРА Александр Шураков, утверждает, что в мире часто встречаются резервы, созданные региональными властями. Для примера приводятся Соединенные Штаты, где финансовыми резервами обладают 88% штатов (44 из 50). Основная задача таких резервов — поддержать бюджет штата в случае значимого снижения доходов.

 
Россия. Деревня / pixabay.com

Между тем в России не существует закрепленного в законодательстве механизма, который позволил бы регионам официально создавать резервные фонды на конкретные цели. Регины просто держат накопления на банковских счетах. Но наличие у региона существенных денежных средств может стать поводом для выделения трансфертов от федерального правительства.

В том числе и поэтому резервы в России формируют только регионы-доноры, которые не зависят от федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. По данным Министерства финансов, в 2017 году число дефицитных регионов уменьшилось до 40, в 2016 их было 58, в 2015 — 76. ​

При этом аналитики агентства S&P подсчитали, что доля доходов регионов, которые регулируются центром, составляет более 95%. Иными словами, почти все налоговые решения принимаются федеральным правительством, а регионы только распоряжаются деньгами.

Впрочем, регионы далеко не всегда свободны и в распоряжении доходами. В 2012 году Владимир Путин подписал «майские указы», в которых давались поручения в том числе и регионам повысить доходы, например, бюджетников — в результате доля региональных бюджетов, которые уходят на зарплаты, заметно выросла.

 
Школа. Первое сентября / АГН "Москва" / фото: Любимов Андрей

В марте Владимир Путин подтвердил, что после очередной инаугурации он даст новые поручения, которые могут быть оформлены как новые «майские указы». Учитывая, что в прошлый раз эти указы почти привели к банкротству нескольких регионов, ожидается, что на этот раз Министерство финансов будет более чутко реагировать на проблемы регионов.

Между тем значительные резервы способствуют тому, что регионы имеют более высокие кредитные рейтинги, а значит могут брать в долг под более низкий процент и, в конечном счете, чувствовать себя более независимыми от центра.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.