Только 11 из 85 российских регионов (13%) имеют финансовые резервы. Об этом, как пишет РБК, свидетельствуют результаты исследования, которое проведено Аналитическим кредитным рейтинговым агентством (АКРА).
Исследование основано на открытых данных Министерства финансов. По этой информации у 11 регионов на 1 января 2017 года объем резервов варьировался от 0,5 до 28,2% собственных расходов за 2017 год. Возможность накапливать резервы имеют только самые богатые регионы: это Свердловская область (наименьший объем), Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий округ, Липецкая область, Москва, Ханты-Мансийский округ, Подмосковье, Сахалинская, Ленинградская области, Башкирия и Тюменская область.
Автор исследования, старший аналитик группы суверенных рейтингов АКРА Александр Шураков, утверждает, что в мире часто встречаются резервы, созданные региональными властями. Для примера приводятся Соединенные Штаты, где финансовыми резервами обладают 88% штатов (44 из 50). Основная задача таких резервов — поддержать бюджет штата в случае значимого снижения доходов.
Между тем в России не существует закрепленного в законодательстве механизма, который позволил бы регионам официально создавать резервные фонды на конкретные цели. Регины просто держат накопления на банковских счетах. Но наличие у региона существенных денежных средств может стать поводом для выделения трансфертов от федерального правительства.
В том числе и поэтому резервы в России формируют только регионы-доноры, которые не зависят от федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. По данным Министерства финансов, в 2017 году число дефицитных регионов уменьшилось до 40, в 2016 их было 58, в 2015 — 76.
При этом аналитики агентства S&P подсчитали, что доля доходов регионов, которые регулируются центром, составляет более 95%. Иными словами, почти все налоговые решения принимаются федеральным правительством, а регионы только распоряжаются деньгами.
Впрочем, регионы далеко не всегда свободны и в распоряжении доходами. В 2012 году Владимир Путин подписал «майские указы», в которых давались поручения в том числе и регионам повысить доходы, например, бюджетников — в результате доля региональных бюджетов, которые уходят на зарплаты, заметно выросла.
В марте Владимир Путин подтвердил, что после очередной инаугурации он даст новые поручения, которые могут быть оформлены как новые «майские указы». Учитывая, что в прошлый раз эти указы почти привели к банкротству нескольких регионов, ожидается, что на этот раз Министерство финансов будет более чутко реагировать на проблемы регионов.
Между тем значительные резервы способствуют тому, что регионы имеют более высокие кредитные рейтинги, а значит могут брать в долг под более низкий процент и, в конечном счете, чувствовать себя более независимыми от центра.