29 марта 2024, пятница, 17:02
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 ноября 2016, 12:17

Роль регионов и городов в развитии страны

Наталья Зубаревич
Наталья Зубаревич
Иван Гущин / Общероссийский гражданский форум

Мы продолжаем знакомить читателей с материалами IV Общероссийского гражданского форума, объединившего силы представителей гражданского общества и экспертного сообщества страны. Мы публикуем тезисы импульс-доклада известного экономгеографа, директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич.

См. также:

Россия в 2000-х годах стала государством со сверхцентрализованной системой управления, тотальной зависимостью регионов от федерального центра, местного самоуправления – от региональных властей.

Очевидно, что дисбалансы отношений центра и регионов, регионов и муниципалитетов препятствуют развитию. Также очевидно, что быстро их не исправить, т.к. есть группы интересов, стремящиеся сохранить существующий порядок.

Можно выделить три направления реформ, по которым нужно двигаться. Они выбраны с учетом значимости для развития страны и возможностей преодолеть сложившиеся барьеры.

 

1. Улучшение условий для экономической конкуренции регионов

  • Драйвер: снижение объемов ренты и ее перераспределения вынуждает федеральные власти перекладывать ответственность на регионы. Если нет денег, дайте свободу?
  • Институциональные изменения: снятие барьеров федерального контроля иностранных инвестиций, лицензий, режима погранзон. Более широкое использование инструментов стимулирующей региональной политики, но без диктата – кому и во что инвестировать. Запрет на навязывание сверху дополнительных обязательств без дополнительного финансирования (указы), как первый шаг – перенос на более отдаленный срок выполнения зарплатных указов.
  • Бюджеты: возможности налоговой децентрализации для увеличения финансовых ресурсов регионов незначительны, это нужно понимать.
  • Политика: повышения качества управления двумя путями:

 - контроль снизу (со стороны населения) с помощью реальных выборов губернаторов; более эффективный контроль через выборы пока возможен только в крупных городах с более модернизированым населением, периферия еще долго будет управляемой;

- смягчение тотального и неэффективного контроля сверху: федеральные власти должны задавать "правила игры" и контролировать риски, а не каждый "чих" регионов. То же самое относится и к политике региональных властей по отношению к муниципалитетам.

Результат: выигрывают относительно развитые регионы и среднеразвитые регионы с лучшим качеством управления, более развитые города.

 

2. Рост прозрачности межбюджетных отношений

  • Возможности налоговой децентрализации ограничены из-за сильного неравенства налоговой базы и вполне рациональной концентрации рентных налогов в федеральном бюджете.
  • Масштабное перераспределение бюдежтных ресурсов останется надолго, но оно должно быть прозрачным (по формуле) и менее дробным по числу трансфертов (укрупненные субсидии), чтобы регионы имели свободу маневра ресурсами.
  • необходимо жесткое следование принципу - кто больше собирает налогов, у того выше душевые доходы бюджета - для снижения иждивенчества региональных властей.

Результат: игра по правилам заставляет региональные власти делать ставку на развитие региона, а не на лоббизм в федеральных структурах для получения дополнительных трансфертов.

 

3. Драйверы развития - крупные города с более модернизированным населением

  • Политика: борьба за возврат прямых выборов мэров и восстановление их полномочий в управлении городом
  • Бюджеты: снижение дотационности крупных городов путем повышения доли отчислений НДФЛ с 15 хотя бы до 30%
  • Институты: проводимые реформы социальной сферы привели к сверхцентрализации управления и финансирования социальных услуг на уровне региона, победил ведомственный подход в оптимизации социальной сферы. Нужно сдвигать баланс полномочий в сторону МСУ, которое отвечает перед населением за оказание базовых социальных услуг. Это особенно важно для крупных городов, где МСУ имеет больше возможностей и ресурсов для развития.

Результат: рост конкуренции крупных городов за человеческие ресурсы и инвестиции ускоряет модернизацию институтов и населения всей страны

 

При реформировании отношений центра и регионов, регионов и муниципалитетов нужно понимать и просчитывать риски:

  • Рост неравенства регионов:  оно смягчилось в 2000-х благодаря перераспределению сырьевой ренты, в 2010-х стабилизировалось, а в ближайшие годы будет неизбежно возрастать из-за сокращения объемов перераспределения, но реформы усилят этот тренд.
  • Рост неравенства городов: устойчиво и объективно усиливается по всей стране с 1990-х, но реформы приведут к еще большему отрыву крупных городов от периферий.
  • Провалы управления: вполне возможны в некоторых регионах и городах, однако федеральные и региональные власти имеют инструменты контроля и предотвращения рисков.
  • Рост разнообразия практик управления: будет больше и лучших, и провальных. Но это "плата за развитие" - именно разнообразие создает конкуренцию, стимулирующую развитие.

 

Самый тяжелый вопрос - готово ли к этим рискам население? Для преобладающих в России жителей с патерналистским сознанием государство отвечает за все!! 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.