Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 октября 2017, вторник, 08:59
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Накануне лекции 24.11. Сергей Кавтарадзе о городе как произведении искусства

Лауреат премии "Просветитель" Сергей Кавтарадзе подписывает свою книгу
Лауреат премии "Просветитель" Сергей Кавтарадзе подписывает свою книгу
Фото: Н. Демина

В четверг, 24 ноября 2016 г. с лекцией на тему «Азбука зодчества. Как "читать" памятники архитектуры» выступит искусствовед, лауреат премии «Просветитель» 2016 года, автор книги «Анатомия архитектуры» Сергей Кавтарадзе

Речь в лекции пойдет о том, как «читать» архитектурное произведение.

Перед выступлением в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"» Сергей Юрьевич рассказал о своем пути в архитектуру, о городе как произведении искусства и о том, почему нельзя сносить историческую застройку. 

Как возник Ваш интерес к архитектуре? Какую роль сыграли научно-популярные кружки или книги в Вашем становлении как искусствоведа?

Для меня это важная история. Я с детства интересовался техникой, запоем и по многу раз читал популярные тогда журналы – «Юный техник», «Техника – молодежи». Отец был кинорежиссером, но очень любил и умел делать что-то руками. В нашей квартире в Тбилиси он переделал лоджию в мастерскую, полную инструментов, а также списанных военных радиостанций – для занятий радиоделом (его позывной помню до сих пор: UF6 AAO, «У-Эф-6-Анна-Анна-Ольга»). Естественно, с самого раннего детства я привлекался к работам. Чаще всего мне полагалось, не боясь, держать какую-то деталь, пока отец орудует паяльником или электродрелью.

Позже увлекся автомобилями (своего у нас не было). Мне повезло – в старших классах полагалось профессиональное обучение, и я осваивал грузовик в автошколе (ну, его устройство, конечно). Скорее всего, я стал бы инженером-автомобилистом, если б не еще одно увлечение. Где-то в 14 лет я заинтересовался живописью и почти случайно узнал о Клубе юных искусствоведов при Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Он и сейчас учит школьников видеть в картинах не просто «картинки про что-то», но именно произведения, где композиция, пластика линии и характер мазка и так далее всегда имеют глубокий смысл.

Клуб (КЮИ) определил выбор профессии, я поступил в МГУ, на истфак, там есть отделение истории искусств. Тем не менее, тяга к технике меня не отпускала. И тут я получил подарок. На первом курсе введение в специальность нам читал замечательный преподаватель, грозный на экзаменах, но совершенно блистательный как лектор – Виктор Николаевич Гращенков. Он и открыл нам, наряду с другими темами, захватывающий мир архитектуры. А я, благодаря ему, узнал, что есть область человеческого знания, в которой прекрасно сочетаются тяга к технике и любовь к искусству. 

Какое у Вас любимое здание в Москве? Или несколько?

Я бы ответил не так, как Вы, наверное, от меня ждете. У меня нет какого-то самого любимого здания или даже списка из нескольких самых любимых. Слава Богу, в Москве осталось еще немало зданий, от «общения» с которыми можно получить удовольствие, а я умею это делать. Но главное в другом. К сожалению, не все осознают, что город в целом – это не просто совокупность зданий, между которыми тянутся улицы. Он сам по себе – огромное здание, неохватное произведение искусства, живое, вечно меняющееся, развивающееся, ранимое, подвергающееся варварским атакам и залечиваемое трудом реставраторов. Это и есть самое любимое, то, что очень хотелось бы сберечь.

Какая архитектурная конструкция на сегодняшней день является самой сложной?

Ситуация в современной архитектуре характеризуется как раз тем, что сложных для реализации конструкций не осталось. Строительные технологии сегодня таковы, что сделать можно практически все – любой формы, любой высоты, с любым консольным выносом. И это стало вызовом зодчеству как виду творчества: «что можешь сам, когда ни в чем не ограничен?» 

Какой город Вы бы назвали архитектурной столицей мира?

Лично для меня, пожалуй, Флоренция. Не потому, что там представлены все стили и направления. Скорее, наоборот, там очень многого не хватает из того, чем богаты Рим, Париж, Нью-Йорк, Москва и Петербург. Но концентрация архитектурных впечатлений, причем от произведений, так сказать, абсолютного художественного качества, совершенно фантастическая.

Как найти баланс между обновлением города, необходимостью строительства новых зданий и важностью сохранения исторического наследия? Ничего в исторической застройке не сносить? Или сносить только после решения экспертов, на которых могут повлиять очень разные обстоятельства?

Разумеется, ничего не сносить. Как я уже сказал, необходимо понимать, что город – это не совокупность зданий разной художественной ценности, а целостная, органически развившаяся ткань. Технологии приспособления старинных зданий к современным нуждам хорошо известны, им далеко не один десяток лет. Также прекрасно известны методы реставрации и консервации. И, более того, это очень выгодно – старинный город очень дорог, такое нельзя купить на стороне, экспортировать. Но выгодно обществу в целом. Отдельным бизнесменам и чиновникам, к сожалению, не всегда… 

Насколько сознательно, на Ваш взгляд, архитекторы пользуются языком [зодчества], о котором Вы будете рассказывать? Или это скорее реконструкция исследователем того, что создано архитекторами из некоторой своей логики, написанной на каком-то своем языке?

Тут есть разные уровни, на которых может обсуждаться данная тема, соответственно, и ответы разные. Во-первых, архитекторы, как и все люди, в каждую эпоху находятся в определенном культурном (можно сказать – ноуменальном) пространстве. Это как бы духовная среда обитания, и игнорировать ее невозможно.

Другой вопрос, насколько грамотен зодчий, хорошо ли его учили, понимает ли он в принципе, логику ордера, например, когда обращается к колоннадам, знает ли, что если применяет арочные конструкции, то не должен забывать о факторе бокового распора? Сегодня, судя по результатам, заказы достаются и грамотным, и безграмотным, и беспринципным. 

Над чем Вы сейчас работаете? Не задумывались ли о создании цикла книг по архитектуре? 

Цикла явно не получится. Я пишу медленно и принципиально не хотел бы делать это коммерческим предприятием. Это для удовольствия, и потому, что хочется удовольствием поделиться. Очень хотелось бы написать еще одну популярную (в смысле нон-фикшн) книгу, на этот раз в большей мере посвятив ее отечественной архитектуре.

Какие книги Вы бы посоветовали тем, кто хотел бы разбираться в азах архитектуры?

Книги посоветовать нетрудно, я твердо знаю, что начать надо с двух. Правда, они не только об архитектуре – посвящены изобразительным искусствам в целом. Это «Введение в историческое изучение искусства» Бориса Робертовича Виппера, и «Основные понятия истории искусства» Генриха Вёльфлина.

16 ноября Сергей Кавтарадзе стал лауреатом премии «Просветитель» 2016 года как автор книги  «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле» (М.: Издательский дом ВШЭ, 2016). Вы можете посмотреть фрагменты книги *.pdf на сайте ИД ВШЭ.

Сергей Кавтарадзе с женой, отличным литературным редактором. Церемония премии «Просветитель», 16 ноября 2016 года

Сергей Кавтарадзе с сыном

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика Анастасия Волочкова «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии бедность библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино Византия визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление грибы грипп дельфины демография дети динозавры Дмитрий Страшнов ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение змеи зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психоанализ психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы сердце сериалы Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология финансовый рынок фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этика этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.