28 марта 2024, четверг, 19:44
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

В семерке слабейших

Сборная России по футболу проиграла в матче с Уэльсом со счетом 0:3 и покинула чемпионат Европы. Главный тренер российской сборной Леонид Слуцкий извинился перед болельщиками за поражение и заявил, что команду впредь должен готовить другой тренер, так как его собственного уровня для организации ее игры оказалось недостаточно.

По мнению экспертов, случившее с российской сборной закономерно, так как ее общий уровень достаточно низок, и даже отдельных игроков, которые могли бы взять игру на себя в нужный момент, в ней тоже нет. Как заявил в беседе с «Полит.ру» спортивный журналист Никита Белоголовцев, сборная фактически оказалась в семерке худших команд чемпионата.

 
Никита Белоголовцев. Фото Наташи Четвериковой / Полит.ру

«На Евро-2016 с российской сборной случилось то, что случилось, потому что мы практически никогда объективно не оцениваем общий средний уровень сборной по футболу. А он, к сожалению, очень низок. В сборной России нет ни одного игрока европейского топ-уровня, и даже не только топ-уровня, но даже и просто высокого европейского уровня.

Учитывая еще и потери сборной, ключевые потери в центре поля – Алана Дзагоева, Игоря Денисова, – все стало совсем плохо. А дело в том, что в матчах сборных, которые проводят короткие сборы, огромное значение приобретает вопрос наличия в составе игрока, который может, как это говорится в футболе, "решить момент".

Такой игрок, например, был в сборной Словакии – Марек Гамшик, звезда чемпионата Италии по футболу, который хорошо забивал и отдавал мячи. У сборной Уэльса есть несколько игроков топ-уровня: Гарет Бейл, который забивал в каждой игре за Уэльс и, собственно, вытащил свою сборную на первое место в отборочной группе; Аарон Рэмзи, звезда лондонского "Арсенала"; еще несколько людей, играющих в Англии на довольно приличном уровне.

В сборной же России, к сожалению, нет таких игроков, нет даже просто крепких по европейским меркам игроков. И если во времена Гуса Хиддинка, когда наша сборная выходила в полуфинал Евро, у нас была какая-то понятная "обойма" из 15 человек (часть которых потом и уехали играть в Европу), то сейчас это – некоторая болотистая масса из 30-35 игроков, которые, в общем, теоретически могли бы играть в сборной», – сказал он.

 
Эпизод матча между сборными Словакии и России. 15 июня 2016 года. Фото: George M. Groutas

Объясняя, почему в российском футболе сложилась столь плачевная ситуация с яркими игроками, журналист отметил, что ключевую роль тут играет отсутствие должной конкуренции среди игроков.

«У нас есть лимит на легионеров, совершенно чудовищный. И теперь очевидно уже абсолютно для всех, что он губит футбол. Василий Березуцкий – впервые на моей памяти это было озвучено устами игрока сборной России – сказал, что это ужас, мы все играем в России, мы не уезжаем в Европу и поэтому не прогрессируем. Лимит на легионеров, который формально дал российским футболистам игровую практику, в действительности сделал ужасную вещь, если говорить о сборной. Если целью введения лимита было воспитание игроков для сборной, то он их не воспитал. Он просто дал игровое время некоторому количеству более или менее одинаковых игроков.

В российском футболе есть примерно 10 одинаково никаких крайних защитников. Их можно использовать более или менее равномерно. При этом Игорь Смольников, считавшийся и считающийся лучшим российским крайним защитником, на Евро проваливается, "привозит" голы в свои зоны, а менять его, во-первых, некем, а во-вторых, просто не существует механизма, в котором ему может родиться замена.

Потому что каждый российский клуб выставляет на поле "каких-то" крайних защитников. Эти люди играют в футбол; у них есть абсолютно точная гарантия рабочего места, абсолютно точная гарантия хороших денег. И в результате вместо того, чтобы пусть меньшее количество игроков, но в условиях конкуренции росло и развивалось, у нас получается много одинаково плохих игроков. Которые играют одинаково плохо и в чемпионате России: кто-то чуть посильнее, кто-то чуть послабее, но вполне сравнимо. 

Это абсолютно очевидно: пока российские игроки не начнут стремиться играть в Европе, пока они будут привязаны гигантскими деньгами к дому, ничего не выйдет. Игроков, кстати, можно понять: если ты можешь зарабатывать 2 миллиона дома или 700 тысяч в Европе, чтобы поехать в которую еще и нужно учить язык, то что выбрать? Любой человек в здравом уме предпочтет зарабатывать дома втрое больше, чем в Европе. Как можно игроков за это ругать? Все логично. Ведь не приставляют же пистолет к виску тем, кто подписывает эти контракты? Или там Виталию Мутко, который придумал лимит на легионеров и продолжает его отстаивать», – сказал он.

Говоря о решении главного тренера сборной России по футболу Леонида Слуцкого уступить пост другому тренеру, Белоголовцев выразил искреннее сожаление тем, в какую ситуацию на чемпионате Европы попал главный наставник ЦСКА.

«По поводу Леонида Слуцкого: мне невероятно обидно и больно за него, это настоящая человеческая драма. Решение Леонида Слуцкого тренировать сборную, принял ли он его сам или согласился на чьи-то уговоры, было мужественным. За свою работу в отборочном цикле он не получал денег, были только бонусы за решение задачи. Я бы сказал, что он продемонстрировал хорошую черту еще советского воспитания: когда Родина сказала "Надо!", Леонид Слуцкий ответил "Есть!". И он честно отработал.

 
Главный тренер сборной России Леонид Слуцкий во время матча с Уэльсом. Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ

Безусловно, на Евро он совершил и большое количество ошибок. Но, с моей точки зрения, первичны все-таки не его ошибки, а средний уровень команды, с которой он имел дело. Просто надо понимать: сборная России по составу находится среди семи-восьми худших команд этого Евро. Ну, наверно, состав албанцев или исландцев слабее. Но албанцы и исландцы очень хорошо понимают реальную силу своего состава, а относительно сборной России, наверно, это до конца не осознают.

Леонид Слуцкий оказался приперт обстоятельствами к стенке. Наделал ошибок? Да, но очень по-рыцарски сказал, что тренер после таких поражений должен уходить. Действительно, в странах развитых культурно, не только в спортивном отношении, человек, под руководством которого сборная проигрывает 0:3 в решающем матче, должен уходить в отставку – так же, как и человек, по чьей вине погибают дети, выехавшие на отдых на озеро. Это должно быть так, потому что по-другому быть не может. Леонид Слуцкий тут сделал все абсолютно верно.

И еще одно. Не знаю, насколько он об этом думал, когда делал свое заявление, – может быть, не думал, а руководствовался эмоцией. Но вообще-то Леонид Слуцкий абсолютно счастлив в ЦСКА. Там у него есть команда, есть тылы, там его не бросают на амбразуру, там он не зависит даже от того, какие футболисты есть в России – можно же купить кого-то из легионеров. И, понимаете, когда есть возможность работать в команде, которую ты любишь, зачем подставляться под еще больший позор на чемпионате мира по футболу, который будет в России через два года?», – объяснил он.

 Комментируя заявление министра спорта России Виталия Мутко о том, что Слуцкий заговорил об уходе с поста главного тренера сборной исключительно на эмоциях, журналист не согласился с этим толкованием.

«Да, Леонид Слуцкий говорил на эмоциях. Но думаю, что он повторил бы то же самое и спокойно, через некоторое время. Понимаете, после таких поражений тренеры всегда уходят в отставку. Это примерно так же очевидно и неизменно, как то, что солнце восходит на востоке. Уж если ты облажался, то ты должен сказать, что это твоя вина и что ты готов уйти. В России немного отвыкли от этого, что так полагается, но на самом деле это работает только так, и никак иначе», – убежден журналист.

Обсуждая меры, которые, возможно, стоило бы принять, чтобы изменить ситуацию в российском футболе, Никита Белоголовцев высказал мнение, что принципиальным для достижения результата является не столько увеличение затрат на этот вид спорта, сколько построение единого механизма, системы, воспитывающей сильных игроков.

«В спорт у нас как раз вкладывают очень много. Но ярких игроков нет, потому что их подготовка в России поставлена с ног на голову. Ни одна система не работает, если твоя задача – просто вырастить 11 или 23 игроков для сборной страны. Система работает иначе: когда выращивается несколько тысяч футболистов, а уж из них потом сами собой появляются эти 23 игрока для сборной.

История вроде "мы вырастим одну сборную команду силами всей страны" – это история, которая возможна, и то с оговорками, в странах типа СССР и, отчасти, Китая. В условиях рыночной экономики такой подход не работает, не срабатывает, даже когда сажаешь игроков на сборы на девять месяцев. Поэтому главная задача развития футбола в стране состоит не в том, чтобы эти 20, 30 или даже 80 человек из российской премьер-лиги получили игровую практику, а чтобы воспитывались тысячи игроков, которые бы дальше росли. 

То есть нужно не искусственно ограничивать конкуренцию, чтобы плохой, не дотягивающий до какого-то уровня футболист гарантированно играл. Нет, конкуренцию нужно стимулировать, нужно построить футбольную академию в каждом регионе, а лучше несколько. Ведь не хватает именно правильной, системной работы. Деньги, которые на это нужны, на самом деле невелики, это смешные деньги по меркам футбола как индустрии. 

Вся программа развития детского-юношеского футбола в Германии, например, стоила примерно в пределах 20 миллионов долларов на всю страну на несколько лет. Приличная зарплата детским тренерам в, например, ста российских футбольных академиях, по меркам российского футбола, уж не говорю "по меркам страны", - небольшие деньги.

Фактически, речь о том, что в российском профессиональном футболе ты либо меряешься понтами, либо развиваешь спорт. И задача Виталия Мутко и как министра спорта, и как главы Российского футбольного союза – сделать так, чтобы "меряние понтами" не мешало развитию футбола. Сделать так, чтобы на команды второй лиги с бюджетами в несколько миллионов долларов в год, на матчи которых ходят 2700 человек, тратилось хотя бы не два миллиона, а миллион (от этого такие команды не перестанут собирать свои 2700 человек), а еще миллион тратился бы на футбольную академию в условном Новосибирске или условном Калининграде. Чтобы была развитая система скаутинга молодых футболистов, и так далее», – убежден журналист.

По его словам, в настоящее время всякая история успеха футболистов в России - это история странных, неожиданных преодолений, а примеров системных достижений нет. «Но это и неудивительно: у нас критерий успеха детского тренера, например, – это победа его команды на соревнованиях. Что в корне неверно, потому что если мы говорим о профессиональном футболе, то критерием успеха детского и юношеского тренера – количество выращенных футболистов», – сказал эксперт.

«Ты можешь набрать пацанов физически крепких, акселератов, попросить их затаптывать противника, и они затопчут. Но когда они придут на взрослый футбол или даже ранее, когда наткнутся на еще более акселерированных акселератов, то все закончится. Так что нельзя ввести лимит на легионеров и верить, что теперь все станет хорошо. Футбол – сложная штука, и она, к сожалению, не спасается одним таким решением, но иногда им, правда, может погубиться», – подчеркнул Белоголовцев.

Он также затронул тему поведения российских фанатов на Евро-2016 и саму по себе организацию работы с болельщиками. 

«Николай Валуев вчера писал в твиттере, что против России ведется информационная война. Ну, больше российских болельщиков для усиления информационной войны против России в последнее время не сделал никто. И вопрос здесь даже не в том, что к российским болельщикам относятся несправедливо. Да, о них действительно пишут больше, чем о других, и не всегда по делу. Я не следил особо, но по-моему, такого шума по поводу, например, хорватских болельщиков в западной пресс не было. Но это, в общем, и логично: пресса живет по понятным законам. 

Просто на деле вопрос состоит в том, чего хочет Виталий Мутко как министр спорта и глава РФС или там Министерство внутренних дел? Если мы хотим показать всем кузькину мать – ну, о'кей, не надо тогда говорить, что мы хотим провести лучший чемпионат мира по футболу в истории. Нужно так и говорить: вот приедут наши парни – и покажут всем кузькину мать.

А если мы все-таки хотим проводить хороший чемпионат, то как может за работу с болельщиками отвечать человек, который рассказывает о себе что-то вроде: "Ну, у меня в жизни были разные периоды, вот я был ультраправым, а потом изменился. Теперь я приличный человек, но мне запретили въезд во Францию, а я все равно въехал." Как может такой человек быть главой официальной организации и сидеть на официальных мероприятиях по правую руку от главы Российского футбольного союза? Тут уж надо выбрать одно или другое. Либо путь конфронтации со всеми, либо соблюдать хотя бы минимальные приличия. 

О'кей, российским клубам иногда проще нанимать себе специалистами по работе с болельщиками бывших футбольных хулиганов? Ну, такая у нас специфика, да? Но это же официальная организация! А Александр Шпрыгин, глава Всероссийского объединения болельщиков, за свою жизнь наговорил множество вещей, которых хватило бы на 16 отставок и 149 расформирований самой организации, если б дело происходило в любой другой стране. 

Кому-то может показаться, что об этом не стоит говорить в таком контексте: мол, есть же футбол, а про фанатов – это совсем другое. Но это на самом деле – части одной и той же проблемы. Когда у тебя кривая, кособокая система, которая на плаву поддерживается только гигантским количеством бабла, просто нечеловеческим, космическим количеством, то эта конструкция еще может как-то удерживаться на плаву. Но когда она сталкивается с реальностью, ее неприглядность и убожество становятся очевидными. И это касается и фанатов, и уровня футбола», – заключил Никита Белоголовцев. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.