Вселенский собор: обсуждения извне

19 июня на Крите должен начаться исторических масштабов Вселенский собор православных церквей. Но сейчас, пишет проект Vatican Insider (итальянская газета La Stampa), этот проект оказался на грани срыва. Исторический масштаб обусловлен тем, что на соборе должны впервые за столетия собраться главы 14 православных церквей. Проблема в том, что часть церквей открыто заявили, что не будут присылать свои делегации, если не будут уверены в том, что их требования удовлетворят. В этой связи московский патриархат призвал константинопольского патриарха провести предварительную встречу 10 июня, чтобы убедиться в том, что собор действительно сможет начаться в назначенное время.

Трудности, объясняет автор, предсказуемые: православные церкви обсуждали возможность такой встречи на протяжении последних 50 лет, и только сейчас удалось патриарху константинопольскому Варфоломею удалось добиться некоторого консенсуса. Главное препятствие в том, что на соборе должны обсуждаться некоторые важные для православных церквей документы. При этом статус этих обсуждений и их значение разными сторонами понимается по-разному.

The Economist в марте писал, что мере подготовки к собору восточно-христианские лидеры сталкиваются с ультраконсервативным давлением. Вообще подготовка к этому событию сопровождается многочисленными проблемами. Прежде всего, объяснял автор, это хронические противоречия между патриархом Варфоломеем и московским патриархом Кириллом. Организатор собора – патриарх Варфоломей в своем качестве «первого среди равных» в православной иерархии, но для многих сопоставимое, если не большее, значение имеет патриарх Кирилл.

При этом сам тот факт, что патриарх Кирилл недавно встречался с папой римским Франциском носит амбивалентный характер. С одной стороны, эта встреча привлекла к нему международное внимание. С другой стороны, то, что он встретился с лидером другой конфессии, настроило против него религиозных националистов в России, Белоруссии и Молдавии.

Далее, некоторые православные церкви (например, грузинская и кипрская) уже заявили, что они не согласны с одним из предложенных документов по поводу отношений православной церкви с другими христианскими церквями мира в целях достижения единства. Возражение состоит в том, что православная церковь – это единственная истинная церковь, поэтому другие христианские церкви таковыми не считаются. Здесь также, по мнению автора, прослеживается влияние ультраконсерваторов. Кроме того, есть множество взаимных претензий между собственно православными церквями, также в большинстве своем продиктованных националистическими соображениями.

Еще раньше, в феврале, американское издание First Things, посвященное вопросам религии и общества, разразилось в адрес православного вселенского собора критикой. Собор называется «вселенским», пишет автор, и претендует на то, чтобы стать экуменической силой, объединяющей расколотый христианский мир, но на самом деле он совсем не вселенский. Судя по контексту, впрочем, автор склонен смешивать понятия «вселенскости» и экуменизма.

Прежде всего, объясняет автор, - во вселенском соборе должно участвовать максимальное число церквей. На этом июньском соборе, как предполагалось, будет представлено только 14 признанных православных церквей со всего мира.

Еще одна претензия автора к организации собора состоит в том, что относящиеся к нему документы практически не переводятся на английский язык. Православные церкви вообще предпочитают общаться между собой по-гречески, по-русски или по-французски и при этом совершенно не дают себе труда перевести свое общение на глобальный язык-посредник. В этом смысле, опять же, собор не соответствует ожиданиям автора.