Адрес: https://polit.ru/article/2016/06/02/0206/


02 июня 2016, 08:34

Наутро. 2 июня

На днях в Госдуме снова обсуждался законопроект Общероссийского народного фронта о создании «зеленых поясов» вокруг крупных городов, Высший экологический совет комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендовал принять документ во втором чтении. Об этом сообщается на официальном сайте ОНФ.

Координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутат Госдумы Владимир Гутенев заявил, что «зеленый щит» создает прецедент организации лесопарковых защитных поясов на территории субъектов России. По его словам, скоро во всех регионах некоммерческие организации и органы власти смогут создать аналогичные лесопарковые «зеленые пояса» по результатам обсуждений в Общественной палате.

Напомним, что документ был принят в первом чтении еще в апреле. Законопроект предусматривает введение новой статьи в федеральный закон «Об охране окружающей среды», которая установит правовой режим лесопаркового «зеленого пояса».Документ закрепит возможность создания таких защитных лесопарковых «зеленых поясов» вокруг муниципальных образований и городов федерального значения. Планируется, что он будет принят до конца этой весенней сессии.

О предполагает запрет любого капитального строительства в лесопарковом поясе городов, а также предусматривает крупные штрафы за вырубку и выжигание в этом поясе. Сообщается, что к следующему чтению авторы определятся с видами хозяйственной деятельности, которая будет запрещена в этих зонах, а также определят государственный орган, ответственный за контроль и надзор за соблюдением правового режима лесопарковых «зеленых поясов».

Директор отделения WWF в России Игорь Честин положительно оценил эту идею, однако заметил, что документ нуждается в доработке: «Мы считаем, что в законопроект надо еще внести дополнительные изменения, потому что населенные пункты — это, конечно, хорошо, но есть особо ценные леса, которые у нас с принятием Лесного кодекса оказались недостаточно защищенными. В первую очередь я говорю об орехово-промысловых зонах, которые на сегодняшний день можно промышленно вырубать, и это несет за собой серьезные негативные последствия как для природы, так и для местного населения.

Вторая категория лесов, которые, на наш взгляд, тоже недостаточно защищены и которые могли бы быть защищены в тех же самых поправках — это водоохранные зоны нерестовых рек. Как мы знаем, экономика Дальнего Востока во многом строится на добыче различных видов диких лососевых. Это наш уникальный ресурс, но для того чтобы он не исчерпался, необходимо сохранить реки, в которые этот лосось приходит из моря нереститься. Для того, чтобы эти реки сохранить, необходимо сохранить леса в водоохранных зонах этих рек. На наш взгляд, эти две категории необходимо включить в закон», — говорит Честин.

Он считает, что усложнить реализацию этих поправок могут недобросовестные лесорубы, которые особенно заинтересованы в вырубке леса вблизи крупных городов: «С одной стороны, это дает древесину, но, что еще важнее, это освобождает территорию под застройку», — поясняет Честин, добавляя, что установление крупных штрафов за вырубку могут повлиять на ситуацию только в том случае, если она незаконная.

«Проблема в том, что закон принимается не об ужесточении ответственности, а об изменении режима. У нас на законных основаниях вырублено очень много леса, люди не нарушали закон, просто этот закон такой плохой, что позволяет это делать. В данном случае речь идет именно об изменении режима, а не об ужесточении наказания», — заключил Игорь Честин.

Руководитель Общественного движения «Экологический центр «Дронт» Асхат Каюмов тоже считает, что обсуждаемая идея в целом позитивна, к тому же, необходимость ее реализации назрела уже давно. «Понятно, что это реакция на массовое, фактически повсеместное освоение под застройку так называемых «легких городов», потому что это проблема не одного-двух городов, а всех более или менее крупных населенных пунктов. Всюду пригородные и зеленые зоны вокруг пытаются под различные коттеджи всякими хитростями освоить», — уверен он.

Каюмов предлагает усовершенствовать законопроект и глубоко проработать вопрос разрешенных видов застройки и деятельности, чтобы избежать возможных махинаций: «В Нижегородской области сейчас под видом объектов рекреации и баз отдыха строятся коттеджные поселки. Поэтому здесь будет нужен достаточно жесткий контроль, чтобы не получилось так, что всем нельзя, а некоторым, под видом рекреации, можно», — считает он.

«Ну а в целом идея здравая, и будет здорово если ее действительно реализуют, а не просто примут, потому что, к сожалению, я пока не очень вижу, у кого есть ресурсы, чтобы обеспечить ее выполнение. Если это просто повесить на госконтроль, то они и так захлебываются в существующих проблемах, и в общем-то контроля будет не хватать. Поэтому, видимо, при принятии такого законопроекта надо будет одновременно выделять какие-то дополнительные ресурсы для контролирующих органов», — полагает эксперт экологического движения.

Научный сотрудник экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, президент Центра экологических инноваций Андрей Стеценко тоже уверен в необходимости создания таких лесопарковых зон: «Нашими предшественниками еще в 30-е годы вокруг Москвы был создан «зеленый пояс», который сейчас, к сожалению, значительно нарушен, но все-таки долгие 70 лет прошлого века он достаточно сильно закреплял зеленую зону, и даже в Москве остались большие массивы лесов, как, например, Лосиный остров и ряд других парков. Безусловно, они очень благотворно влияют на город. Этот пример Москвы нужно учитывать, потому что воздух в городе промывался, был обеспечен коридор от Юго-Западной по основной розе ветров, который продувал всю Москву и ее центр свежим воздухом. В результате не скапливались значительные воздушные массы, и это, конечно было очень правильно», — объясняет эксперт.

«К сожалению, в этом веке вдоль Мичуринского и Вернадского проспектов было построено большое количество высотных зданий, и достаточно мощным, сдерживающим ветер фактором еще в 1953 году стало главное здание Московского государственного университета. Но тем не менее я считаю, что этот законопроект очень важен, и хорошо, что общественные организации могут повлиять на этот процесс, безусловно, правильно обсуждать это на общественных слушаниях, потому что нужно коллегиальное решение», — считает Стеценко.

По его словам, подобные зеленые зоны чрезвычайно важны, и это благотворно влияет на облик города, так, одними из привлекательнейших городов во всем мире являются такие зеленые города, как Вена и Берлин: «Я бы хотел видеть Москву в их числе. У нас много зеленых территорий, и сейчас правительство Москвы делает правильные вещи, например, велодорожки, и, конечно, приятно ехать, вдыхая чистый воздух. Это будет способствовать оздоровлению общества и увеличению продолжительности жизни, ведь это тот продукт, который мы потребляем ежедневно. Если этот опыт перекинется с ведущих городов мира и Москвы на всю нашу страну, и это будет реализовываться на всех территориях, даже вокруг небольших деревень и малых городов, думаю, это только благотворно повлияет на развитие общества и на здоровье человека как его части», — рассуждает эксперт.

Он также считает, что законопроект ОНФ может быть усовершенствован: «Я бы предложил расширить как-то эту систему, потому что еще в 90-е годы в МГУ на факультете почвоведения обсуждалась идея «зеленой стены России», которая предполагала, что между областями, в отдаленных районах, куда не дотягивается экономика, и где экономически невыгодно обрабатывать леса и поля, там происходит самозарастание земель молодыми лесами. Эти территории соединяются между собой по границам регионов, и их тоже можно было бы законодательно закрепить, чтобы их не рубить. Это позволило бы нормально мигрировать животным, сделало бы логичные переходы для миграции птиц, животных и даже насекомых, которые так необходимы в сельском хозяйстве и способствуют опылению. Это бы повышало урожайность, что в данный период времени так необходимо нашему сельскому хозяйству. Поэтому эту инициативу важно всячески поддерживать и расширять. «Зеленая стена» и «зеленые щиты» способствовали бы улучшению окружающей среды и устойчивому использованию всех наших земель», — заключил эксперт МГУ.