28 марта 2024, четверг, 16:21
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 мая 2016, 12:30

Открытые данные: отставание усугубляется

Интерактивная карта с крупнейшими российскими городами, публикующими информацию в формате открытых данных.
Интерактивная карта с крупнейшими российскими городами, публикующими информацию в формате открытых данных.

Понятия «открытые системы», «открытый контент» и др. отражают концепцию свободы, доступности, массовости их использования в различных сферах. Открытые данные могут стать инструментом для разрушения информационных пробелов в различных отраслях экономики, способствуя экономическому росту и развитию общества. При этом, на сегодняшний день по использованию открытых данных Россия отстает от западных стран, и этот разрыв растет.

Стратегическая цель использования открытых данных заключается в повышении прозрачности и открытости деятельности государственных органов. Применение государственных открытых данных позволяет непосредственно вовлечь граждан в процесс управления, развивать электронное правительство, реализовать онлайн-сервисы, улучшить взаимодействие граждан и органов государственной и муниципальной власти. В аналитической записке «О разработке научно-обоснованных стандартов в области открытых данных» мы с коллегами (Наумов В.Н., Кондратов Д.В., Подвигина Е.А.) исследовали концепцию открытых данных и сделали ряд выводов для дальнейшего ее успешного внедрения в нашей стране.

Для развития концепции открытых данных в России создан и функционирует Портал открытых данных. Количество наборов открытых данных на портале открытых данных (http://data.gov.ru) составляет 4113. Распределение наборов данных по отраслям приведено в табл.1. Судя по таблице, около половины наборов – государственные данные. Уже сейчас через портал поступил 141 запрос на раскрытие данных, из которых по 26 запросам ведется содержательная работа с органами власти, 18 наборов опубликованы, остальные прорабатываются.

Таблица 1

Число наборов
Отрасль
Государство
экономика
образование
здоровье
экология
культура
транспорт
спорт
2012
712
457
217
162
138
116
93
Число наборов
Отрасль
Досуг и отдых
туризм
торговля
электроника
картография
безопасность
метеоданные
строительство
33
25
23
23
10
10
2
63

Более 7 тыс. на порталах открытых данных регионов РФ (http://ar.gov.ru/ru/news/12519/1/0/1/10/index.html). Для сравнения, на портале открытых данных Европейского союза размещено 7870 наборов данных. Из которых большинство (6098 наборов) представляют данные Евростат.

За последние несколько лет многие крупные международные организации открыли на своих официальных сайтах специальные каталоги открытых данных. Наиболее значимыми и известными ресурсами являются: проект IATI Data; проект AidData; проект Международного Валютного Фонда; проект Всемирного банка.

Наряду с проектами международного уровня развиваются и национальные каталоги. Так при поддержке государств действуют порталы открытых данных в Великобритании, Франции, Норвегии и Австралии. А благодаря инициативе активистов, развиваются каталоги в Германии, Испании, Польше, а также России.

Абсолютными лидерами в сфере открытых данных в рейтинге, размещенном на веб-сайте Глобального исследования индексов открытых данных, в котором представлены 149 стран, сегодня являются Тайвань и Великобритания с суммарными рейтингами соответственно 1100 и 1090. В последнее время активно декларировать готовность к раскрытию данных стала и Россия. Заметим, что по данному рейтингу Россия занимает 66 место с 440 баллами, уступая в том числе таким странам, как Мексика, Испания, Греция, Болгария, Латвия, Казахстан, Украина и др. Следует отметить, что в 2014 году Россия в данном рейтинге находилась на 44 месте (хотя в 2014 году число оцениваемых индикаторов было меньше, чем в 2015).

В специальном рейтинге барометра открытых данных среди 86 стран, входящих в рейтинг, Россия находится на 27 месте. При этом имеется отрицательный тренд. По сравнению с предыдущим, рейтинг России уменьшился на 6 пунктов. Согласно данному рейтингу, Россия находится во втором кластере с такими странами, как Бразилия, Чили, Италия, Испания и др. Данный кластер назван «развитие и продвижение». Страны этой группы имеют большой потенциал для инноваций в развитии технологии открытых данных. Тем не менее, многие по-прежнему сталкиваются с проблемами перед тем, чтобы открытые данные стали главным потоком в практической деятельности правительства.

Отставание России усугубляется, и это тревожный факт. Учитывая то, что применение концепции открытых данных в экономике, управлении, в том числе государственном и муниципальном управлении позволяет дать значительный эффект, как экономический, так и социальный.Согласно исследованиям Всемирного банка, вклад открытых данных в ВВП в государствах, где система открытых данных функционирует более пяти лет - 1,5-3% ВВП.

По данным исследования McKinsey Global Institute, открытые данные способны дать существенный эффект в развитии экономики. Приведенные круговая и линейная диаграммы, показывающие на прогнозируемые значения уровней прироста и построенная на основе данных этого источника, подтверждает данный вывод. В силу того, что исследование было проведено в 2013 году, приведенные данные следует рассматривать как указание на тенденцию роста прибыли от внедрения открытых данных.

Рисунок 1

Рисунок 2

По мнению McKinsey, открытые данные имеют потенциал, чтобы включить более $ 3 трлн в год дополнительной ценности в рассмотренных семи областях. «Косвенный» эффект открытых данных – появление новых доступных и инновационных услуг - превышает «прямую» экономическую выгоду.

Другая форма приведенных данных (рис.5) показывает, что сфера образования и потребительских товаров и транспорта дают наибольший экономический эффект. Приведенные данные показывают, что наибольший эффект следует ожидать в наукоемких областях, а также в областях, в которых обрабатываются большие данные.

Рисунок 3

По материалам данной презентации на рис.6 приведена круговая диаграмма влияния открытых данных на ВВП для разных отраслей.

Рисунок 6

Данные в целом свидетельствуют о корреляции с результатами исследований, проведенными McKinsey Global Institute, и с данными, представленными на рис.3-рис.5.

По данным World Bank Group (http://ac.gov.ru/files/attachment/4351.pdf)в табл.3 приведены наблюдаемые и прогнозируемые значения эффекта от применения открытых данных.

Таблица 2

Регион

Эффект

Примечание

Евросоюз

200 млрд, $

1,7% от ВВП ЕС

Великобритания

6,8 млрд, фунтов

Официальная оценка 2013 г

Испания

300-350 млн евро

Зарабатывают 300 компаний (оценка 2012 го)

США

96 млрд. $

только прямой эффект от данных GPS (оценка 2011 года)

 

Приведенные данные определяют необходимость развития технологии применения открытых данных.

По расчетам исследователей НИУ ВШЭ, совокупный экономический эффект от использования приложений на основе открытых данных в сфере общественного транспорта Москвы может составить более 58 млрд в год. Такая цифра достигается за счет: более высокой наполняемости общественного транспорта и более эффективного использования единиц техники, уменьшения времени поездки пассажиров на общественном транспорте, уменьшения времени поездки на личном транспорте, уменьшения времени ожидания на остановках, уменьшения потребления бензина и доходов от его продажи (отрицательный экономический эффект).

Рисунок 7 - Прогнозируемая прибыль от публикации открытых данных в сфере общественного транспорта Москвы.

Приведенные примеры наглядно показывают эффект и необходимость внедрения открытых данных. Надо сказать, что в России накоплен определенный опыт, созданы инфокоммуникационные технологии применения открытых данных на разных уровнях управления, который нуждается в обобщении и систематизации.

Имеющаяся нормативно-правовая база, в основном согласована и гармонизирована. Она позволяет как законодательно, так и методически развивать концепцию открытых данных.

Для технологизации данного процесса созданы необходимые условия. Разработка стандарта по открытым данным, который должен относиться к категории информационных стандартов и соответствовать требованиям и стандартам данной группы, позволит улучшить процесс проектирования информациннных систем открытых данных.

На сегодняшний день в России в области открытых данных на повестке дня находятся следующие ключевые вопросы: opendatabydefault, публикация всех данных как открытых по умолчанию; развитие единого портала открытых данных; раскрытие ФОИВами ключевых наборов данных; формирование четкой методологии; внедрение практики открытых данных на уровне субъектов федерации, а также государственных корпораций.

Назрел ряд мер для устранения отставания России от западных стран в сфере использования открытых данных. Прежде всего, необходимо подготовить методические рекомендации и специализированное максимально простое в применении программное обеспечение по преобразованию данных, хранящихся в органах власти и местного самоуправления, в формат открытых данных. Такие материалы и программное обеспечение особенно необходимо небольшим муниципальным образованиям, например, типа села. Это в значительной степени повысит прозрачность деятельности органов власти и местного самоуправления.

Провести масштабное обучение сотрудников органов власти субъектов и, особенно, органов местного самоуправления в области применения концепции открытых данных, а также способов подготовки и публикации соответствующих материалов. Данная мера позволит как повысить уровень понимания персонала текущих задач, так и получить практический опыт по созданию и размещению открытых данных на соответствующих ресурсах.

Наконец, необходимо и на федеральном, и на региональном уровнях проводить различные мероприятия по популяризации концепции отрытых данных как среди сотрудников, так и среди населения, с привлечением разработчиков соответствующего программного обеспечения.

Автор - руководитель Экспертно-аналитического управления РАНХиГС при Президенте РФ

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.