29 марта 2024, пятница, 04:17
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 мая 2016, 09:30

Наутро. 26 мая

ЕГЭ. Камера наблюдения на школьной доске
ЕГЭ. Камера наблюдения на школьной доске

 

 

Заместитель руководителя Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев сообщил, что в планах на ближайшие два года обеспечить онлайн-наблюдением все пункты проведения единого государственного экзамена в регионах России. Это, по его мнению, необходимо для повышения объективности процедуры экзамена.

«На сегодняшний день в 45 регионах России обеспечено стопроцентное онлайн-наблюдение в пунктах проведения ЕГЭ. Это не значит, что остальные регионы специально уходят от этой процедуры. У нас страна большая, регионы разные»,цитирует слова чиновника «Интерфакс». По его словам, на сегодняшний день 84% аудиторий в России уже обеспечены онлайн-наблюдением, в остальных, например, в Якутии периодически возникают сложности с обеспечением связи для онлайн-наблюдения.

Старший научный сотрудник лаборатории исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов считает, что любые меры, которые будут направлены на то, чтобы сделать проведение экзамена более прозрачным, понятным и при этом будут минимизировать риски списывания и помощи со стороны, будут правильными, но с одной оговоркой. «В том случае, если это будет онлайн-запись и онлайн-проверка, то эти меры не должны затрагивать личное пространство учащихся. То есть, грубо говоря, эти камеры не должны быть установлены в туалетах, потому что в последнее годы были разовые случаи, когда у сдающих экзамены детей не было возможности спокойно выйти в туалет. Это было проблемой», —напомнил эксперт.

Он уверен, что если таких перегибов не будет, то эта мера вполне оправдана: «Дальше встает вопрос денег — насколько в нынешних условиях на это есть деньги. То есть если есть достаточно средств для этого и не будет перегибов, то эта мера вполне может быть еще одним небольшим шажком для того, чтобы повысить прозрачность экзамена», — полагает Логинов.

По его мнению, единый государственный экзамен уже прижился в России: «Оценка эффективности ЕГЭ — это сложный вопрос, потому что эффективность может быть крайне разной и можно навскидку представить и рассмотреть несколько (а то и несколько десятков) параметров эффективности. В целом же, можно сказать, что за последние годы значительные группы населения, школьников, их родителей действительно адаптировались к тому, как проходит экзамен, в какой он проходит форме, и как к нему готовиться, что самое главное».

«Мы видим, что уже начиная со средних классов школы, а в некоторых случаях и с младших классов школы, домохозяйства активно инвестируют как усилия, так и финансовые средства в то, чтобы ребенок подготовился к сдаче ЕГЭ. Сегодня к этой системе родители адаптировались. Но здесь есть одно важное замечание: эта адаптация произошла в докризисный период, а сейчас, с началом кризисных явлений, мы видим, что более 20% родителей говорят, что вынуждены сокращать инвестиции в подготовку к ЕГЭ вследствие финансовых проблем. Это может создать в ближайшие годы новую ситуацию, которая потребует новой адаптации», — рассуждает Дмитрий Логинов.

Большое количество критериев оценки эффективности в любой системе означает, что по каждому из этих критериев теоретически есть возможности улучшения и оптимизации, замечает он. «Но сейчас мне представляется намного важнее то, что даже к нынешней системе в меняющихся экономических условиях домохозяйства будут вынуждены искать новые стратегии адаптации. И в этих условиях кардинально менять систему сейчас достаточно сложно, хотя, безусловно, локальные шаги по оптимизации вполне возможны и наверняка они эффективны по каким-то критериям»,—уверен Логинов.

Сейчас, по его словам, необходимо выявить критерии эффективности и понять, есть ли по каким-то серьезный провал, и тогда провести анализ возможных путей решения, из возможностей системы и потребителя, то есть родителей школьников. «У нас сейчас достаточно непростая ситуация и мы не в тех условиях, чтобы делать какие-то необдуманные шаги, особенно в такой сфере, которая затрагивает крайне широкие группы населения»,— резюмирует эксперт Президентской академии.

Руководитель Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования Марк Агранович в беседе с «Полит.ру» рассказал о двух главных недостатках ЕГЭ: «Главный недостаток ЕГЭ заключается в том, что он совмещает в себе два экзамена: вступительный и на аттестат зрелости. Это совершенно два разных экзамена по своей сути, и они должны строиться по-разному. Мне кажется, это основная проблема с ЕГЭ», — говорит он.

«Если есть экзамен, который фиксирует знание учащегося и аттестат, то на его основе можно строить какие-то оценки качества образования. Если экзамен построен на том, чтобы в результате был вступительный балл, то он просто строится по-другому. То есть он строится, исходя из, условно говоря, потребностей высшей школы и по критерием высшей школы. В таком случае экзамен ориентирован не на оценку знаний, полученных в школе, а на то, чтобы удовлетворить запросу следующей ступени. Он ориентирован именно на поступление», — объясняет эксперт ФИРО.

«Вторая проблема в том, что, конечно, на него слишком много навешивают: и оценку школ, как бы против этого ни возражали, и даже оценку учителей и так далее. Это абсолютно неправильно. У этого экзамена очень высокая ставка. По большому счету, нет ни одной крупной группы, которая была бы заинтересована в том, чтобы он проходил честно. Видимо, от этого и все эти безумные меры: видеонаблюдение, ФСБ и все остальное. На мой взгляд, это два самых существенных недостатка, которые у него есть на сегодняшний день. Что касается остального, то это вопрос техники: что-то можно делать в тестах с открытым вопросом, что-то можно сделать в тестах с ответом на выбор. Наверное, надо и дальше совершенствовать», — заключает Марк Агранович.

Напомним, что единый государственный экзамен проводится ежегодно во всех средних учебных заведениях для учащихся, которые завершают обучение. Он является одновременно выпускным экзаменом для школы и вступительным для вуза. ЕГЭ проводится на всей территории страны, а с 2009 года он является единственной формой выпускных экзаменов для школы. Все это время ведется работа по модификации экзамена. Среди прочих, было введено видео-наблюдение, которое, по замыслу инициаторов, позволяет контролировать действия экзаменуемых и предотвращать попытки жульничества на экзамене, несколько лет назад в процедуру проведения ЕГЭ по иностранным языкам появилась устная часть, проверяющая навыки речи на выбранном языке и т.д.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.