29 марта 2024, пятница, 14:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Наутро. 29 апреля

Подписание декларации о присоединении к MCAA. Париж, 27 января 2016
Подписание декларации о присоединении к MCAA. Париж, 27 января 2016

  

В четверг «Коммерсантъ» сообщил, что на закрытом заседании правительство поручит Федеральной налоговой службе подписать соглашение о многостороннем обмене информацией о налогоплательщиках. Эта система называется CRS MCAA (Multilateral Competent Authority Agreement), проект ее создания был запущен «Группой двадцати» (G20) несколько лет назад. Тогда же разрабатывался проект по борьбе с размыванием налоговой базы BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), которым занимались G20 и Организация экономического сотрудничества и развития. Россия тогда была в числе инициаторов BEPS, но решение о присоединении к МСАА и его условия до настоящего времени были неясны.

На основании последних событий, в частности, скандала с «панамским архивом», выдвигаются предположения, что для России бессмысленно отказываться от участия в соглашении, так как процесс раскрытия информации о собственниках активов может стать «лавинообразным».

При этом, по информации издания, в ФНС отрицают связь между раскрытием «панамских документов» и решением о присоединении к соглашению об МСАА. А заместитель главы Минфина Илья Трунин заметил, что таким образом правительство пытается сократить отставание: «Мы с этим серьезно затянули, ведь обещали сделать это еще в январе этого года — и потому выглядели не очень хорошо. Ведь мы, как члены G20, должны быть в первых рядах», — заявил чиновник. 

Как пишет «Коммерсантъ», Россия может подписать соглашение уже до конца мая этого года, что ведет к фактическому ограничению сроков «офшорной амнистии» двумя месяцами. То есть граждане, которые обладают имуществом, счетами или другими активами за рубежом, могут до июля подать спецдекларацию. В противном случае, даже учитывая то, что информация о счетах и их владельцах попадет в ФНС не раньше 2018 года, эти данные могут быть использованы налоговыми органами для доначисления налогов, а так же могут стать основанием для судебного преследования. 

Доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян считает, что это движение в верном направлении: «Россия, безусловно, присоединится к этому соглашению, и на сегодняшний день это больше даже не инициатива России, а инициатива наших зарубежных партнеров».

«Суть его заключается в том, что создается абсолютно прозрачное информационное поле для налоговых органов, как российских, так и зарубежных. Это очень важно в контексте выполнения закона о контролируемых иностранных компаниях. Такой закон у нас есть, но инструментов отслеживания иностранных счетов и иностранных активов на сегодняшний день у нашего государства не очень много. Поэтому такая система позволит этому закону заработать в полной мере», — считает Мартиросян.

Рассуждая о возможных результатах присоединения России к этому соглашению эксперт РАНХиГС выразил мнение, что это приведет к тому, что офшорные компании, которые создавались для черных или серых схем, будут закрыты, и как следствие, капитал начнет уверенно возвращаться в Россию.

«Что касается открытых и так называемых «белых» офшоров, то я думаю, что с точки зрения любого законодательства, и российского в том числе, они ничего не нарушают. У нас нет закона, запрещающего гражданам России иметь счета в зарубежных банках и активы в зарубежных компаниях. Вопрос в том, чтобы эти операции были легальными и попадали под официальное налогообложение, — рассуждает Эмиль Мартиросян. —Я думаю, что это прежде всего удар по черным и теневым офшорам. которым ничего не останется, кроме как свернуть свою деятельность и вернуться в Россию».

«Офшорная амнистия», по моему личному мнению, это не некая норма, которая касается и  работает одинаково для всех, и по мировой практике, «офшорная амнистия» носит не общий характер, а индивидуальный. Как правило, в каждом конкретном случае принимаются индивидуальные решения по каждой конкретной компании или собственнику. Поэтому я бы не говорил, что она продлится, но возможно, это приведет к тому, что «офшорная амнистия» в нашей стране станет более индивидуальной», — заключил эксперт академии.

Еще в середине апреля генеральный секретарь ОЭСР Хосе Анхель Гурриа заявил, что в 2017-2018 годах раскрыть партнерам по соглашению финансовую информацию собираются 70 стран. В их числе и Россия, которая выразила готовность к обмену информацией с 2018 года.

При этом партнер Paragon Advice Group Александр Захаров в своей колонке для Forbesрассуждал на тему того, удастся ли России все-таки получить интересующую ее информацию после подписания соглашения. Так, г-н Захаров заметил, что финансовая информация многих стран так и останется закрытой для российских налоговиков.

«Подписание Россией декларации к соглашению не означает вступления соглашения в силу и немедленный запуск автоматического обмена финансовой информацией со всеми государствами-участниками. Соглашение прямо и недвусмысленно сообщает, что вместе с подписанием декларации государство обязано представить в секретариат ОЭСР список стран, с которыми оно желает вести автоматический обмен. Если в аналогичных списках таких стран будет Россия, то соглашение вступит в силу для России и такого государства-партнера, по сути, на двусторонней основе.

Видимо, поэтому самым ранним возможным сроком для начала автоматического обмена с уже согласившимися иностранными государствами в пояснительной записке Минфина называется 31 декабря 2018 года, то есть впервые Россия может получить на автоматической основе информацию от согласившихся на это партнеров только за 2019 год. Уже можно предполагать, что страны, которые ввели санкции против России, вряд ли захотят делиться с ней столь важными данными», — объяснил Александр Захаров. Он также подчеркнул тот факт, что ФНС интересуется в первую очередь данными о российских гражданах, а не о российских налоговых или валютных резидентах. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.